• Сегодня 5 февраля 2026
  • USD ЦБ 76.91 руб
  • EUR ЦБ 91.11 руб
Конкурс и премия «Лучший ОЦО России и СНГ 2025»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Седьмая конференция «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности»
«Учимся читать» вместе с Колей!
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://t.me/cfo_russiaru

Оксана Крылова, ТМК: «Сегодня особенно важным становится вопрос о возможных и реализуемых налоговых резервах»

15.12.2025

Оксана Крылова, ТМК: «Сегодня особенно важным становится вопрос о возможных и реализуемых налоговых резервах»

Оксана Крылова, руководитель направления по работе с мерами государственной поддержки в сфере налогообложения, ТМК, и спикер Четвертой конференции «Управление налоговыми рисками», поделилась с CFO Russia практикой использования налоговых резервов компании в целях оптимизации налоговой нагрузки.

Почему сейчас использование налоговых резервов становится более актуальным?

Принятие ФЗ РФ № 425-ФЗ от 28.11.2025 определило для нас на 2026 год довольно серьезный рост налогового бремени уже не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса. Сейчас идет структурная трансформация экономики и перестройка хозяйственных связей.

В свете этого особенно важным становится вопрос о возможных и реализуемых налоговых резервах, которые могут позволить бизнесу выстроить более эффективную систему налогообложения.

Какие основные виды налоговых резервов чаще всего используют российские компании для построения эффективной системы налогообложения?

Здесь правильнее будет, наверное, говорить не о чаще всего реализуемых резервах, а о резервах, которые мы можем реализовывать сегодня. Так как сегодня резервы, конечно, это уже не те резервы, которые были, условно, вчера.

Сегодня мы живем в эпоху реализации национальных проектов по приоритетным направлениям и перенастройки экономики, когда законодатель поддерживает стратегически важные направления и отрасли, выстраивает политику импортозамещения и укрепления технологического суверенитета.

Соответственно, и налоговые резервы становятся более сложными и технологичными.

Из нового и интересного можно привести налоговые резервы в сфере расходов на НИОКР по приоритетным направлениям, приобретение высокотехнологичного оборудования российского производства, разработку российского ПО и баз данных.

На каждый потраченный рубль на разработку НИОКР по приоритетному направлению, налогоплательщику возвращается 25 копеек в виде уменьшения налога на прибыль к уплате.

Из того, что с нами уже много лет – это поддержка обновления основных фондов в фондоемких отраслях. Здесь подлежат реализации налоговые резервы в виде, в т.ч.: ускоренной амортизации для наилучших доступных технологий; применения инвестиционного налогового вычета, к которому с 2025 года присоединился федеральный инвестиционный налоговый вычет; освобождение от налога на имущество для крупногабаритного оборудования.

Широкое применение получили отраслевые льготы, прежде всего, для ИТ-компаний.

Остаются налоговые льготы и для субъектов МСП.

На этапе налогового планирования и старте проекта нужно проанализировать территориальные налоговые льготы, когда территории привлекают к себе налогоплательщиков, предоставляя льготы в обмен на инвестиции.

Также на сегодняшний день наметилась тенденция на расширение практики предоставления именно проектных налоговых льгот, когда заключается инвестиционный договор, СПИК, СЗПК, где стороны «на берегу» договариваются об объеме планируемых инвестиций, сроке реализации проекта, внедряемых технологиях и, соответственно, об объеме предоставляемых налоговых льгот.

В чем заключаются главные преимущества планирования и реализации налоговых резервов с точки зрения налогового планирования, и какие риски при этом существуют?

В данном случае можно, конечно, вспомнить расхожее мнение, что при создании налогового резерва всегда создается на ту же сумму налоговый риск, так как налоговый резерв – это по сути менее консервативное прочтение НК РФ, для которого всегда есть и более консервативное прочтение со стороны налогового органа.

Однако справедливости ради все-таки нужно отметить, что это не совсем так.

Налоговые резервы – это, конечно, эффективный инструмент по снижению налоговой нагрузки на бизнес, применение предусмотренных законодательством налоговых льгот. Но это и методологическая работа, связанная с построением налогового учета с применением складывающейся в пользу налогоплательщика судебной и правоприменительной практики. Это ни в коем случае не «налоговый экстремизм».

При реализации налоговых резервов мы зачастую, прописывая порядок реализации той или иной налоговой льготы, обращаемся за разъяснениями в Минфин РФ, ФНС, запрашиваем мотивированные мнения, готовим заключения профильных специалистов, экспертизы и заключения.

Работа налогового менеджера компании должна заключаться в реализации налоговых резервов при минимальном создании сопутствующих налоговых рисков.

Конечно, налоговые риски, которые связаны с более консервативным прочтением НК РФ со стороны налогового органа, всегда неизбежны. По ним в принципе можно создавать карту рисков. Хотя по опыту всю глубину консервативного прочтения НК РФ ни одна карта рисков не сможет вместить.

А вот налоговые риски, связанные с неприменением отрицательной судебной или правоприменительной практики, конечно, нужно исключать.

Признанная обоснованной недоимка по любому налогу на сегодняшний день слишком дорого может стоить с учетом штрафов и пеней за весь период.

Как правильно рассчитать оптимальный размер налоговых резервов для компании, учитывая специфику бизнеса и отраслевые особенности?

Идеальная ситуация – это, конечно, разработка системы применяемых налоговых резервов и расчет уровня налогового обременения бизнеса на этапе старта проекта, когда можно выбрать реализацию проекта на той или иной низконалоговой территории, заключить инвестиционный контракт, выбрать субъект РФ, поддерживающий реализацию проектов, подобных нашему.

Это на старте проекта, а дальше подключается ежегодный мониторинг изменений в НК РФ, складывающейся правоприменительной и судебной практики в целях построения максимально эффективной системы налогообложения.

По сути, налоговые резервы – это уплата налогов в том объеме, который необходимо уплатить, а не больше.

Здесь даже можно вспомнить правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 марта 2009 года №5-П, в соответствии с которой «обязанность платить налоги должна, среди прочего, пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом».

Соответственно, возвращаясь к поставленному вопросу, я бы предложила говорить не о расчете оптимального размера налоговых резервов, а об организации ежедневной работы по реализации всех предоставленных возможностей, поддержки со стороны законодателя.

Какая это может быть работа? Совершенно многоплановая.

Например, сегодня, когда растет ставка по НДС, а предоставляемые налоговые резервы в основном лежат в плоскости налога на прибыль, налога на имущество или даже страховых взносов, смещаем фокус в сторону НДС:

Выстраиваем структуру бизнеса на предмет работы с «входным» НДС, когда он весь должен приниматься к вычету, «не зависать».

Работаем с контрагентами: на первый план выходит проверка благонадежности контрагентов и формирование «защитных» файлов.

Переводим до 100% контрагентов на ЭДО: необходимо исключить время на обмен документами по сделке, когда документы «поздно» приходят в бухгалтерию.

И много другой подобной рутинной ежедневной работы, но в то же время неизменно направленной на построение эффективной системы налогообложения бизнеса.

Задать свои вопросы Оксане и узнать больше об опыте компании ТМК вы сможете на Четвертой конференции «Управление налоговыми рисками», которая пройдет 27 февраля 2026 года.

Мария Харитонова