Первая секция первого дня «Законодательные изменения и тенденции развития строительной отрасли в кризис» началась с выступления Олега Крышкина, бизнес-консультанта. В рамках своего доклада он ответил на вопрос, как оптимизировать бизнес-процессы компании для высвобождения внутренних ресурсов в период кризиса. Он рассказал, что вариативность результатов бизнес-процессов – это фактор неэффективного использования ресурсов. Чтобы повысить эффективность, необходимо использовать методы управления вариативностью (МУВ). К ним относятся регламентация, стандартизация, унификация, один способ выполнения действий и многое другое. В своей презентации спикер привел пример общего алгоритма взаимодействия управления рисками, контроля и МУВ, а также таблицу топ-10 МУВ – их суть и примеры использования.
Денис Гулый, заместитель руководителя портала ЕРЗ.РФ, в своем кейсе рассмотрел основные тенденции развития жилищного строительства сегодня: снижение темпов вывода новых проектов и уменьшение доли ипотеки в продажах, а также снижение количества продаж новостроек и повышение стоимости 1 кв. метра жилья. Денис отметил, что для преодоления негативных тенденций вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным были предложены антикризисные меры (сохранение всех видов льготных ипотек, компенсация части процентной ставки по проектному финансированию из федерального бюджета) и приняты законодательные решения (смягчение применения неустоек за неисполнение обязательств по ДДУ и смягчение включения в реестр проблемных объектов, упрощение передачи объекта дольщику). Также спикер разобрал вопросы импортозамещения и цифровизации в компаниях, приведя результаты опросов ЕРЗ.РФ по цифровизации строительных компаний.
Секция завершилась КРУГЛЫМ СТОЛОМ «Поддержка финансовой стабильности строительной компании в условиях ежедневных изменений и влияния санкций». В нем приняли участие: Анна Барышникова, Партнер-Строй (модератор); Юлия Доронкина, ДОМКОР (онлайн); Андрей Коткин, ПСК СТРОЙСИЛА; Глеб Шурпик, GloraX; Юлия Смагина, VESTA DEVELOPMENT; Марина Заболотнева, Инград. Участники обсудили следующие вопросы:
- что следует предусмотреть и как подстраховаться от возможного усложнения ситуации;
-
какие меры поддержки отрасли могут стать наиболее действенными;
-
как наладить взаимодействие с банками;
-
как пересмотреть стратегию развития компании, когда планировать невозможно;
-
как изменились взаимоотношения с собственниками компании;
-
как сместить фокус в сторону оперативного реагирования и среднесрочной гибкости.
Юлия Доронкина отметила, что справляться с кризисной ситуацией в их компании начали с поддержки людей – необходимо подавить панические настроения, делиться доступной информацией (это самое ценное), инициировать меры поддержки. Юлия Смагина согласилась, что главный фокус в нынешней ситуации – люди. Сегодняшние события побуждают больше общаться с потенциальными клиентами, узнавать, на какой бюджет они рассчитывают, и т.д. Компания расширяет свой штат в сегменте сервиса (управляющей компании). Марина Заболотнева сказала, что этот кризис отличается от предыдущих: разумно применить старые решения, но нужны и новые. Спикер предложила компаниям такие меры, как накопить «денежную подушку», составить кэш флоу чистых денег (непроектного финансирования, т.е. самых сложных чистых денег) на расчётных счетах до конца года, обсудить его с акционерами, оптимизировать накладные расходы; как предложения по господдержке: субсидирование ипотеки, субсидирование кредитования, поэтапное раскрытие эскроу и т.д. Глеб Шурпик подчеркнул, что сегодня важны быстрые, но выверенные решения, а также прорабатывать самые негативные сценарии (в компании разработали 3 сценария, пока двигаются по сценарию «умеренно плохо»). Андрей Коткин отметил, что стабильность компании дает гибридный штат, диверсификация, а также госзаказ.
Спикеры второй секции рассмотрели актуальные вопросы налогообложения строительной отрасли.
Сергей Сосновский, партнер, и Владимир Воинов, ведущий юрист, Пепеляев Групп, рассказали о налоговом контроле строительных компаний. Спикеры акцентировали внимание на том, насколько нужно «идти навстречу» инспекциям и нужно ли стремиться «все объяснить» при представлении документов. Эксперты отметили, что сейчас у налоговых органов очень популярен предпроверочный анализ – когда налогоплательщика проверяют вне рамок проверок. Обычно налоговики интересуются информацией о сотрудниках, которые совершали сделки, взаимодействовали с контрагентом, и в случае подозрений могут вызвать их на допрос. Спикеры порекомендовали выбирать контрагентов надлежащим образом и очень аккуратно отвечать на вопросы налогового органа, а также привлекать специалистов при подготовке ответов на требования и при походе в инспекцию на допрос.
Далее с кейсом «Основные принципы проверки контрагентов и способы минимизации налоговых рисков» выступила Элла Худякова, директор по экономике и финансам, Главстрой. Она объяснила, что проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов подразумевает проверку их квалификации и подтверждение экономической оправданности выбора. Далее Элла перечислила признаки неблагонадёжности контрагентов, рассказала, как формировать портфолио аккредитации контрагента и использовать электронные сервисы, в том числе государственные, для проверки контрагентов.
Опытом прохождения проверки генподрядчиков по НДС поделился Андрей Соломяный, адвокат, партнер Tax Compliance. Докладчик рассмотрел требования 54.1 НК РФ и основные методы выявления рисков по НДС, а также рассказал о новом подходе ФНС России и ВС РФ к установлению фактов реальных взаимоотношений с субподрядчиками. Андрей акцентировал внимание на важности договорных условий с субподрядчиками и подтверждении их соблюдения сторонами, а также привел пример документов, подтверждающих реальное исполнение обязательств.
Последней в секции выступила Анна Барышникова, член совета директоров, Партнер-Строй. Она поделилась опытом крупных застройщиков в области загородного малоэтажного строительства. Спикер рассмотрела предпосылки развития, виды, особенности, а также проблематику данного вида строительства. В ходе выступления она также поделилась опытом компании Партнер-Строй в области загородного малоэтажного строительства.
Третья секция была посвящена теме «Цифровизация строительной отрасли».
Михаил Малыхин, директор по развитию цифровых технологий,
Setl Group, рассмотрел
цифровизацию бизнес-процессов с целью повышения эффективности и прозрачности строительства. В начале выступления
он рассказал, как возникла идея цифровизации компании и создании инструмента управления строительством. Развитие данного направления началось с мониторинга пилотного объекта с помощью первичных элементов цифровизации и выбора направлений для дальнейшей цифровизации. Далее в компании начали разработку и выбор методик внедрения ПО. Михаил подробно объяснил, какие у компании были варианты и какие преимущества она получает от выбранной системы.
Роман Тарасенков, директор Департамента технологической платформы, Группа «Эталон», поделился инструментами взаимодействия с едиными проектными данными для прозрачного и оперативного контроля строительства. Спикер рассмотрел BIM-модель как основной источник информации и отметил, что классификатор строительной информации – это интеграционный ключ к формированию и контролю стоимости реализации проекта.