Денис Загуменнов, заместитель начальника
управления департамента национальной платежной системы Банка России, рассказал
о перспективах развития системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Спикер
сообщил, что СПФС запущена в декабре 2014 года в целях обеспечения
независимости российского платежного пространства и бесперебойности передачи
финансовых сообщений. Данная система обеспечивает: высокую доступность,
гарантированную доставку, контроль и безопасность по стандартам Банка России.
О том, как централизация управления денежными средствами влияет на процесс автоматизации, рассказала Анастасия Марченко, начальник отдела
банковских операций и систем управления платежами казначейства «Росатома». Она
описала предпосылки и задачи внедрения ИТ-системы казначейства. Кроме того,
Анастасия выделила плюсы и минусы host-to-host. Так, к преимуществам спикер
отнесла снижение трудозатрат оператора и подписантов, количества ошибок при
вводе платежей, а также уровня внутренних угроз. А слабые места системы — это
высокие трудозатраты на поддержание работоспособности решения, а также затраты
на актуализацию решения под изменения законодательства и API банков.
Алексей Зайцев, руководитель департамента программно-технического обеспечения ИОН, рассмотрел перспективы перехода на программную роботизацию казначейских процессов. Спикер ответил на следующие вопросы:
- Что такое роботизированная автоматизация процесса?
- Когда стоит применять программных роботов?
- В чем заключается выгода от РАП для бизнеса?
- Какие сведения можно получить от РАП?
Более того, он поделился опытом применения роботизированной автоматизации процесса на практике.
Опытом повышения осведомленности персонала в вопросах информационной безопасности поделилась Анастасия Голева, руководитель направления информационной безопасности БАНКа МП. Она описала процесс обучения персонала по вопросам информационной безопасности, рассмотрев методы онлайн-обучения сотрудников. Более того, спикер перечислила практические плюсы для пользователей и для разработчиков.
Алексей Мунтян, эксперт по защите
персональных данных и информационной безопасности DHL, подробно описал особенности
выполнения требований законодательства о персональных данных в отношении
казначейских операций. Спикер рассмотрел цели, юридические основания и способы
обработки персональных данных при осуществлении казначейских операций. Алексей
рассказал об особенностях правового режима передачи и хранения персональных данных
в казначейских процессах, а также о требованиях к защите персональных данных в
ИТ-системах казначейства. Более того, докладчик раскрыл тему государственного
надзора в сфере персональных данных казначейства.
Плюсы и минусы внедрения в компании системы переводов SWIFT рассмотрела Елена Александрова, супервайзер казначейства Novartis. Она сообщила, что «SWIFT является международной межбанковской системой передачи информации и совершения платежей», и представила этапы внедрения SWIFT в компании. Елена отметила, что ее компании пришлось столкнуться с такими сложностями, как необходимость адаптации существующих реквизитов под требование платежной системы, застраивание «в очереди» прогона платежей, сбой работы системы и отсутствие выписки в учетной системе. Спикер представила решения по преодолению данных сложностей, а также перечислила плюсы и минусы системы SWIFT.
Людмила Кочерова, начальник отдела расчетов MERLION, поделилась опытом перехода на host-to-host, отметив его преимущества и недостатки. Она выделила следующие основные цели перехода на host-to-host:
- снижение затрат на осуществление платежей (сокращение числа операционистов);
- снижение рисков мошенничества;
- повышение оперативности проведения платежей;
- повышение оперативности учета (получения выписок и разнесения их в системе);
- снижение риска ошибки – работа в одной учетной системе;
- оперативный обмен произвольными документами с банкам.
Кроме того, Людмила рассказала о том, что уже реализовано в ее компании и о планах на будущее, описала получение выписки в ручном и автоматическом режиме.
В рамках панельной дискуссии «Особенности сотрудничества корпоративного казначейства с банками» Илья Солнцев, руководитель по казначейским операциям «МегаФона»; Олеся Щербакова, заместитель начальника отдела расчетных операций «Ростелекома»; Мельсида Симонян, руководитель отдела казначейства компании «Цезарь Сателлит», и Екатерина Панаргина, руководитель
направления ликвидности, и. о. начальника управления казначейства компании «Северсталь-ЦЕС»,
обсудили применение blockchain при взаимодействии с банками. Докладчики
поделились опытом применения биллинговых систем, а также описали особенности использования
физического cash-pooling, автоматизации валютного контроля и перевода операций
в разные платежные системы. Более того, спикеры рассмотрели инструменты
управления выручкой в онлайн-режиме и доступ банка к ERP-системе клиента как
альтернативу обеспечению кредита.