КОНФЕРЕНЦИИ
-
5 декабря 2025 года
Москва -
10 декабря 2025 года
Москва -
11 декабря 2025 года
Москва -
Дата уточняется
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва
Глоссарий на букву - Б
|
|
Б
| Бенефициарный владелец |
|---|
|
Бенефициарный владелец занимает центральное место в современном корпоративном праве и антиотмывочном регулировании. Это не просто формальный участник бизнес‑структуры, а реальное лицо, которое в конечном счёте контролирует компанию и извлекает из неё финансовую пользу – даже если юридически его связь с организацией скрыта за цепочкой номинальных держателей и офшорных схем. Бенефициарный владелец – физическое лицо, которое:
Ключевой признак – реальное влияние и извлечение выгоды, а не формальное внесение в учредительные документы. Бенефициар может не занимать должностей в компании, не фигурировать в реестрах, но при этом определять её политику и распоряжаться прибылью. На практике структура владения часто маскируется по ряду причин:
Бенефициарные владельцы – это «скрытые дирижёры» бизнес‑процессов, чьё выявление стало обязательным условием прозрачности экономики. Для государства это инструмент борьбы с теневыми схемами, для бизнеса – способ снизить риски и укрепить доверие партнёров. В эпоху глобального финансового мониторинга способность идентифицировать реальных выгодоприобретателей превращается из формальной процедуры в стратегический навык, от которого зависит устойчивость и репутация компании. Узнать об этом больше вы можете на Форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025 Наверх |
| Бизнес-процесс |
|---|
|
Бизнес-процесс – это последовательность действий, направленных на создание продукта или услуги, которые удовлетворяют потребности клиентов. Он состоит из нескольких этапов, каждый из которых выполняет определённую функцию. Существует два основных вида бизнес-процессов: основные и вспомогательные. Основные процессы направлены на производство товаров или оказание услуг, а вспомогательные – на обеспечение основных процессов ресурсами и информацией. Бизнес-процессы играют ключевую роль в развитии компании, так как они обеспечивают:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов» Наверх |
| Базовая форма доверенности – МЧД версии 002 |
|---|
|
Базовая форма доверенности – МЧД версии 002 – один из форматов электронных доверенностей, используемых в электронном документообороте B2B взаимодействия. Этот формат разработан для упрощения процесса подписания документов между хозяйствующими субъектами и федеральными органами исполнительной власти. Файл МЧД версии 002 состоит из следующих элементов:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности» Наверх |
| Бережливая логистика |
|---|
|
Бережливая логистика – это подход к организации процессов транспортировки, хранения и распределения товаров, который позволяет сократить затраты и улучшить качество обслуживания клиентов. Этот подход основан на принципах бережливого производства. Основные принципы бережливой логистики включают в себя:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Логистика: как найти и запустить новые каналы коммуникации и транспортировки товаров» Наверх |
| Бюджетирование |
|---|
|
Бюджетирование – это процесс планирования и контроля ресурсов компании для достижения ее стратегических целей. Оно включает в себя разработку бюджетов различных уровней, их согласование и контроль за исполнением. Основными этапы бюджетирования:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Информационные технологии в бюджетировании» Наверх |
| Бесшовная интеграция |
|---|
|
Бесшовная интеграция – это процесс объединения различных систем, приложений и компонентов таким образом, чтобы они работали вместе без видимых проблем и препятствий. Она позволяет обмениваться данными и ресурсами между разными системами без необходимости вручную переносить информацию или вводить данные заново. Преимущества бесшовной интеграции:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Информационные технологии в промышленности» Наверх |
| Банк-корреспондент |
|---|
|
Банк-корреспондент – это банк, который состоит в деловых отношениях с другими банками и выполняет различные операции по их поручению и за их счёт на основе корреспондентского договора. Корреспондентские отношения позволяют банкам осуществлять платежи, расчёты и другие операции, связанные с хозяйственной деятельностью партнёров. Основные функции банка-корреспондента:
Для выполнения этих функций банки-корреспонденты открывают специальные корреспондентские счета, на которых учитываются средства других банков и проводятся соответствующие операции. Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Актуальные вопросы ВЭД» Наверх |
| БДДС – (Бюджет движения денежных средств) |
|---|
|
Бюджет движения денежных средств (БДДС) — это инструмент финансового планирования и контроля, который позволяет контролировать поступление и расходование денежных средств компании. Он помогает оптимизировать денежные потоки, прогнозировать кассовые разрывы и обеспечивать финансовую стабильность предприятия. Структура БДДС включает следующие разделы:
При составлении БДДС важно учитывать следующие принципы:
Для составления БДДС используются различные методы финансового планирования, такие как метод прямого счёта, метод платёжного календаря и метод выравнивания. БДДС является важным инструментом финансового менеджмента, который позволяет компании эффективно управлять своими денежными потоками и обеспечивать свою финансовую стабильность. Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Централизация и автоматизация корпоративного казначейства» Наверх |
| Бизнес-архитектура |
|---|
|
Бизнес-архитектура – это комплексное описание устройства компании, демонстрирующее, как и за счет чего предприятие генерирует прибыль. Это своего рода «скелет» организации, объединяющий все её ключевые элементы в единую работающую систему. В основе бизнес-архитектуры лежит несколько важнейших компонентов: структура управления организацией, стратегические цели и направления развития, ключевые бизнес-процессы, информационные системы и технологии, организационная структура, а также данные и информационные потоки. Одной из наиболее эффективных методологий разработки бизнес-архитектуры является TOGAF (The Open Group Architecture Framework), включающая четыре основных домена: Business Architecture (описание структуры управления и основных процессов), Data Architecture (архитектура данных и информационных потоков), Application Architecture (корпоративные приложения и сервисы) и Technology Architecture (технологическая инфраструктура). На практике бизнес-архитектура помогает оптимизировать бизнес-процессы, повышать эффективность взаимодействия подразделений, улучшать контроль над расходами, согласовывать бизнес-потребности с ИТ-возможностями и оценивать потенциал компании для реализации стратегических целей. Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов» Наверх |
| Блокчейн |
|---|
|
Блокчейн – это база данных с транзакциями, которая позволяет безопасно, надежно записывать и хранить данные в сети компьютеров. Эта технология была впервые разработана и представлена в 2008 году Сатоши Накамото для использования в криптовалюте Биткойн, но с тех пор она нашла применение в различных отраслях. Блокчейн представляет собой непрерывно растущую цепочку блоков, каждый из которых содержит информацию о транзакции, такой как передача денег или данных. Каждый блок связан с предыдущим, а вся цепочка хранится на множестве компьютеров, работающих вместе в сети. Это гарантирует безопасность и неизменность данных, поскольку для изменения или удаления информации потребуется вмешательство в каждый блок в цепочке. Одно из ключевых преимуществ блокчейна – децентрализация. В отличие от традиционных систем бухгалтерского учета, которые контролируются централизованными органами, у блокчейн нет центрального органа управления или контроля. Вместо этого все участники сети имеют равные права, и все транзакции проверяются и подтверждаются сетью. Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности» Наверх |
| Браунфилд |
|---|
|
Браунфилд (Brownfield) – индустриальный парк, который создаётся на ранее застроенных местах. Зачастую эти площадки, уже оснащенные инфраструктурой, преображаются за счет реконструкции или ремонта. Основное преимущество таких проектов заключается в использовании существующих коммуникаций (дороги, электросети, водоснабжение), что значительно сокращает сроки и стоимость реализации. Однако браунфилдам могут сопутствовать и сложности, такие как необходимость рекультивации земель, демонтажа старых конструкций и решения экологических проблем, оставшихся от предыдущего производства. Наверх |
| Большие данные |
|---|
|
Большие данные (Big Data) – это феномен современного мира, представляющий собой колоссальные массивы информации, которые невозможно эффективно обработать традиционными методами. Для работы с такими объемами данных требуются специальные технологии и программное обеспечение. Ключевые характеристики Big Data описываются пятью основными параметрами:
Big Data находит применение в различных сферах: В бизнесе и маркетинге компании используют анализ больших данных для прогнозирования трендов, оптимизации цен и персонализации предложений. Например, известный обувной бренд с помощью Big Data определил наиболее вероятных покупателей среди посетителей сайта и сфокусировал на них ретаргетинговые кампании, что значительно повысило конверсию. В финансовой сфере Big Data помогает анализировать клиентские данные и предсказывать рыночные тренды. В транспорте и логистике – оптимизировать маршруты и управлять инфраструктурой. В науке большие данные применяются для обработки колоссальных массивов информации в астрофизике, генетике и климатологии. НАСА использует Big Data для расчета параметров будущих космических миссий.
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов» Наверх |
| Бенчмарк |
|---|
|
Бенчмарк – это инструмент оценки, сравнения и улучшения бизнес-показателей, часто используемый для оценки эффективности деятельности компании или продукта. В маркетинге и других областях бизнеса бенчмаркинг помогает установить ориентиры и понять, как организация выглядит на фоне своих конкурентов или других успешных примеров. Основные аспекты термина «бенчмарк»:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов» Наверх |
| Банковская тайна |
|---|
|
Банковская тайна – одно из условий в отношениях между банком и его клиентами, согласно которому все финансовые дела и сделки рассматриваются конфеденциально. Обязанность банка – не передавать информацию о клиентах посторонним лицам. Банковская тайна может быть раскрыта только по решению суда, письменному разрешению владельца информации, либо в ином порядке устанавливаемым уполномоченными государственными органами. Наверх |
| Бережливое производство |
|---|
|
Бережливое производство, также известное как Lean Production, – это концепция управления предприятием, основанная на принципах бережного отношения к ресурсам и создании дополнительной ценности для потребителя. Эта философия была разработана в Японии на предприятии Toyota Motors в 1950-х годах и с тех пор успешно применяется во многих отраслях промышленности. Основные принципы бережливого производства:
Внедрение принципов и инструментов бережливого производства позволяет предприятиям повысить качество и ценность продукции или услуг, сократить расходы и улучшить обслуживание клиентов. Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Автоматизация корпоративного казначейства» Наверх |
| Безнадежная дебиторская задолженность |
|---|
|
Безнадежная дебиторская задолженность – такая дебиторская задолженность, которая не может быть оплачена из-за отсутствия платежеспособности заемщика, либо решений суда по данному займу. Такой долг признается нереальным к взысканию. Ключевыми причинами могут также быть истечение срока исковой давности или официальная ликвидация компании-должника. Для бизнеса это означает финансовые потери. В бухгалтерском учёте такая задолженность подлежит списанию, как правило, за счёт созданного ранее резерва по сомнительным долгам или относится на финансовые результаты деятельности. Наверх |
| Банковская гарантия |
|---|
|
Банковская гарантия - представляет собой договорные соглашения между лицом, претендующим на гарантии, и кредитной организацией. Этот вид гарантии, по сути, является соглашением выступить в качестве поручителя по сделке; в случае, если компания не в состоянии выполнить оплату, банк может быть призван ее обеспечить. Многие банки предоставляют банковские гарантии в качестве услуги для своих клиентов для облегчения крупных деловых операций и сделок, и именно этот банковский инструмент используется, в основном, крупными заказчиками, такими как корпорации и правительства. Наверх |
| Банкротство |
|---|
|
Банкротство (несостоятельность) – это такое состояние дел физического и/или юридического лица, предприятия, при котором не выполняются кредитные обязательства и не выплачиваются обязательные государственные платежи. Процедура признания банкротом инициируется через арбитражный суд по заявлению самого должника или его кредиторов. В зависимости от ситуации, целью может быть как ликвидация компании с последующей распродажей её имущества (конкурсная масса) для удовлетворения требований кредиторов, так и финансовое оздоровление (санация) или реструктуризация долгов для восстановления платёжеспособности. Наверх |
| Бизнес-модель |
|---|
|
Бизнес-модель – это часть стратегии бизнеса, описывающая принципы, способы, правила ведения бизнеса организацией. Она отвечает на ключевые вопросы: какой продукт или услугу компания предлагает, кто является целевым клиентом, как компания будет доставлять ценность до этого клиента и как она будет зарабатывать деньги. Эффективная бизнес-модель является основой конкурентоспособности и устойчивого развития компании, так как она определяет логику создания и удержания стоимости, а также структуру доходов и издержек. Модели могут быть самыми разными: от прямых продаж до подписных сервисов. Наверх |
| Брендинг |
|---|
|
Брендинг – это часть стратегии маркетинга, направленная на создание имиджа, повышение узнаваемости, продвижение на рынке. Брендинг делает продукт более привлекательным для покупателя. Этот непрерывный процесс включает в себя разработку названия, логотипа, фирменного стиля, а также формирование ценностей и миссии бренда. Успешный брендинг создаёт прочную эмоциональную связь между компанией и потребителем, что позволяет выделиться на фоне конкурентов, повысить лояльность аудитории и, как следствие, увеличить объёмы продаж и капитализацию компании. Наверх |
| Бренд |
|---|
|
Бренд – это торговая марка, ее логотип (шрифты, цветовые схемы и символы), образ товара или услуги, выделенный в сознании покупателя среди конкурентов. Подразумевает своего рода гарантию качества товара или услуги. Бренд – это не просто название, а целый комплекс ассоциаций, эмоций и ожиданий, связанных с продуктом. Сильный бренд формирует лояльность клиентов, позволяет устанавливать более высокую цену на продукцию и служит нематериальным активом компании, стоимость которого может многократно превышать стоимость её материальных активов. Наверх |
| Бивалютная корзина |
|---|
|
Бивалютная корзина – это операционный ориентир курсовой политики Центрального Банка РФ, который был введен 1 февраля 2005 года для определения реального курса рубля по отношению к доллару и евро. Её стоимость рассчитывалась на основе определённого соотношения доллара и евро (например, $0,55 и €0,45). Основной задачей этого механизма было сглаживание резких колебаний курса рубля, вызванных изменением стоимости только одной из мировых валют. ЦБ РФ устанавливал границы коридора стоимости корзины и проводил валютные интервенции, когда курс выходил за его пределы. Наверх |
| Банковская транзакция |
|---|
|
Банковская транзакция – это любая сделка, которая совершается с использованием банковского счёта. Существуют онлайн-транзакции, которые выполняются в реальном времени между заинтересованными сторонами, и офлайн-транзакции. Транзакции могут включать оплату товаров и услуг банковской платёжной картой в торгово-сервисных предприятиях, переводы денежных средств между счетами и снятие наличных в банкоматах. Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Корпоративное бюджетирование» Наверх |
| Бюджетная роспись |
|---|
|
Бюджетная роспись – это документ, составляемый и ведённый главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Она служит для исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Порядок составления и ведения бюджетной росписи утверждён приказом Минфина России от 27 августа 2018 г. № 184н. Роспись составляется ГРБС по форме, установленной приложением № 17 к приказу, и содержит следующие данные:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Корпоративное бюджетирование» Наверх |
| Бюджетный избыток |
|---|
|
Бюджетный избыток (профицит) – это сумма, на которую каждый год доходы государства или компании превышают расходы. На государственном уровне профицит бюджета свидетельствует о стабильном состоянии экономики и эффективном сборе налогов. Полученные излишки могут быть направлены на погашение государственного долга, формирование резервных фондов (например, для покрытия дефицита в будущем) или на финансирование дополнительных социальных и инфраструктурных проектов. Однако постоянный значительный профицит может также указывать на излишне высокую налоговую нагрузку на экономику. Наверх |
| Базисный (постоянный) уровень стоимости в строительстве |
|---|
|
Базисный (постоянный) уровень стоимости в строительстве — это стоимость, которая определяется на основе сметных цен, зафиксированных на оговоренную дату. Он используется для сопоставления результатов инвестиционной деятельности в разные периоды времени, экономического анализа различных сфер этой деятельности, а также служит базой для определения стоимости при текущих ценах. Форум финансовых директоров строительной отрасли Наверх |
| Бюджетный кредит |
|---|
|
Бюджетный кредит – это форма финансовой поддержки, предоставляемая государством бюджетам других уровней или юридическим лицам на определённых условиях. Особенности бюджетных кредитов:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Корпоративное бюджетирование» Наверх |
| Белый слон |
|---|
|
Белый слон – это актив, требующий больших затрат на содержание и обслуживание, но не приносящий достаточной прибыли или пользы. Такие активы часто трудно продать или обменять из-за их низкой востребованности на рынке. Причины возникновения белых слонов:
Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития» Наверх |
| Банковский клиринг |
|---|
|
Банковский клиринг – это процесс учёта и обработки операций, проведённых на фондовом рынке. Он включает проверку и корректировку параметров сделок, регистрацию заключённых соглашений, расчёт денег и их перечисление продавцам, определение количества купленных бумаг и их передачу покупателям, а также определение размеров комиссионных сборов. Виды банковского клиринга делятся на простой и многосторонний, а также на нецентрализованный и централизованный. Простой клиринг предполагает подтверждение условий сделок и взаимозачёт обязательств между двумя контрагентами, в то время как многосторонний включает разнонаправленные сделки с большим количеством участников. Централизованный клиринг осуществляется клиринговой компанией, которая выступает в роли центрального контрагента и обеспечивает проведение взаиморасчётов между участниками сделок на бирже, их связь с брокерами, регистраторами и депозитариями, а также гарантирует исполнение обязательств. Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Корпоративное бюджетирование» Наверх |
| Балансовая стоимость компании |
|---|
|
Балансовая стоимость компании – представляет собой стоимость всех активов компании, указанных в бухгалтерской отчетности, за вычетом нематериальных активов и обязательств. Этот показатель также известен как чистая стоимость активов (Net Asset Value). Он отражает, какая сумма капитала осталась бы у акционеров, если бы компания ликвидировала все свои активы по их учётной стоимости и погасила все свои долги. Балансовая стоимость часто сравнивается с рыночной капитализацией компании для оценки того, является ли акция недооцененной или переоцененной рынком. Наверх |
| Бухгалтерская отчетность по РСБУ |
|---|
|
Состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним (в частности, отчета о движении денежных средств) и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Наверх |
| Базель |
|---|
|
Базель II — соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору. Главной целью соглашения Базель II является повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом. Наверх |
| Benchmarking (бенчмаркинг) |
|---|
|
Benchmarking (бенчмаркинг) – это процесс анализа и сравнения производительности, эффективности или качества конкретных функций, методов или стратегий организации с международными лучшими практиками. Целью данного подхода является выявление слабых мест в организации, а также идентификация успешных методов работы, чтобы применить их внутри организации и достичь более высоких результатов. Benchmarking проводится в нескольких этапах. Первый шаг – определение целей и выбор показателей, которые будут анализироваться. Затем исследовательская команда собирает данные о конкурентах или других организациях, которые демонстрируют высокие результаты в данной области. Эту информацию можно получить из открытых источников или путем контакта с представителями других организаций. После сбора данных проводится их анализ и сравнение с внутренними показателями организации. Важно понимать, что бенчмаркинг не ограничивается только конкурентным анализом, но может включать и изучение лучших практик в других сферах деятельности или в других странах. После анализа результатов бенчмаркинга разрабатываются планы действий и стратегии для внедрения лучших практик внутри организации. Важно понимать, что бенчмаркинг – это непрерывный процесс. Однажды установленные стандарты не гарантируют постоянного лидерства, поэтому регулярное обновление и совершенствование являются необходимыми шагами для поддержания и улучшения результатов. Узнать об этом больше вы сможете на Конференции «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов» Наверх |






