Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Елена Баданина: «Показатели финансовой культуры дополняют информацию финансовых отчетов и снижают риск при принятии решений»

Елена Баданина: «Показатели финансовой культуры дополняют информацию финансовых отчетов и снижают риск при принятии решений» 05.05.2017

Елена Баданина, главный бухгалтер компании Fazer и спикер Baltic CFO Summit, поделилась с CFO Russia опытом построения эффективной финансовой культуры компании.

Что такое эффективная финансовая культура компании? С чего стоит начать её построение?

Понятие «финансовая культура предприятия» стало рассматриваться сравнительно недавно: в конце 90-х годов ХХ века. Одна из первых работ, посвященных рассмотрению финансовой культуры, датирована 1999 годом.

Концептуально возможно определить финансовую культуру предприятия как подсистему общей системы управления, направленную на обеспечение эффективной деятельности в финансовой сфере. Таким образом, наличие тесной связи финансовой культуры не только с организационной культурой предприятия, но и с финансовым менеджментом позволяет рассматривать финансовую культуру предприятия как критерий качества финансовых операций.

Степень развития финансовой культуры предприятия является одним из факторов, влияющих на уровень его инвестиционной привлекательности. Это утверждение основано, в первую очередь, на том, что между финансовой культурой и такими понятиями как финансовая устойчивость, «авторитет», имидж фирмы, прослеживается четкая взаимосвязь. Пусть она носит субъективный характер, но для инвестора это важный общественный индикатор.

Традиционные финансовые показатели отражают результаты деятельности компании, прежде всего, за предшествующие периоды, показатели же финансовой культуры дополняют информацию финансовых отчетов и снижают риск при принятии решений. В то время как понятие финансовой культуры дает возможность отследить, как отражаются на результатах деятельности предприятия качественные факторы, такие как уровень подготовки работников соответствующих служб, поведение руководства, легитимность поведения и проводимых операций и другие.

Процесс построения финансовой культуры любой компании идет под влиянием целого ряда факторов: как внутренних, так и внешних. На начальном этапе следует выделить важные именно для вашей компании критерии качества финансовых операций, провести их анализ и разработать систему показателей финансовой культуры.

Так, для нас, как западной компании, приоритетами были прозрачность операций и строгое соответствие законодательству. Допустим, порядок уплаты налогов. Мы платим их в полном объеме и остаёмся на 100% прозрачной организацией. Или порядок выплаты заработной платы. У нас не может быть задержки даже не один день. Наоборот, платим раньше.

Один из критериев, который мы также выделили — формирование положительного имиджа финансового департамента. Частично за эту задачу была ответственна я. Было сложно «сломать» менталитет сотрудников и сформировать имидж открытости финансовой службы, которая готова к диалогу, к сотрудникам которой можно прийти с вопросом, посоветоваться. Также для нас принципиально высшее образование сотрудников. Допустим, бухгалтером у нас может работать только человек с высшим образованием. Максимум, мы можем взять студента четвертого курса на одну из младших должностей этого отдела. Ещё один критерий, который мы определили в самом начале, — высокий профессиональный уровень внешних аудиторов. Компания Fazer доверяет аудит только компаниям большой четверки.

На какие этапы был разбит процесс построения финансовой культуры вашей компании?

Мы начали с построения эффективной бухгалтерской организации (Shared Finance Service), с унификации бизнес-процессов в дочерних компаниях, что происходило с одновременным внедрением SAP. Кроме того, была разработана и внедрена система KPI для всех сотрудников бухгалтерской и финансовой служб.

В прошлом году мы запустили Программу сохранения знаний внутри финансовой функции, в результате которой испытательный срок для новичков стал проще и эффективнее, ротация кадров происходит с меньшими рисками для компании и меньшим стрессом для сотрудников, и улучшилась лояльность персонала.

С какими трудностями приходилось сталкиваться при формировании финансовой культуры компании?

Например, как заставить большой штат бухгалтеров повышать свой профессиональный уровень и идти в ногу с последними изменениями законодательства. Для решения этой проблемы мы 3 года назад внедрили систему внутреннего обучения. Она состоит из 5–7 учебных тренингов в год и системы тестирования и закрепления знаний. Тренинги проводят внутренние специалисты. Выбор специалиста зависит от темы тренинга. Допустим, налоговый менеджер будет рассказывать об изменениях в законодательстве, руководитель зарплатной группы — об изменениях в расчётах зарплаты.

Далее перед нами остро стал вопрос: Как улучшить коммуникации с другими подразделениями, например, с департаментом продаж? Для решения этой проблемы мы начали проводить совместные выездные кросс-функциональные мероприятия и еженедельные встречи по проблемным зонам. Улучшив взаимодействие между подразделениями, нам удалось снизить показатель просроченной дебиторской задолженности покупателей в три раза.

Как компании оценить эффективность своей финансовой культуры?

Под индикаторами эффективности финансовой культуры понимаются внешние проявления финансовой культуры, следствия той или иной степени ее развития. В качестве характеристик финансовой культуры компании можно выделить несколько показателей. Первый — полнота выплаты единого социального налога (актуальный вопрос для современного рынка России) и уплаты взносов в конкретные внебюджетные фонды.

Второй показатель — возможность использования дополнительных кредитных линий: овердрафт и т. п. Это качественная характеристика, которая позволяет оценить степень доверия банка по отношению к компании, в определенной мере отражает позиции предприятия в рейтинге заемщиков и привлекательность как финансового партнера.

Третий показатель — наличие просроченной задолженности по кредитам и доля просроченной задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Четвертый — диапазон применения современных методов расчетов.

Пятый показатель — структура управления финансами, уровень образования руководителей финансовой службы и специалистов. Как построены и развиты коммуникации как внутри финансовой службы, так и с другими подразделениями. Шестой — уровень финансовой грамотности нефинансовых менеджеров компании.

Каждая компания может разработать ряд собственных характеристик финансовой культуры. Это некоторый метод экспресс-оценки, который позволяет быстро получить представление о надежности потенциального партнера и о том, заслуживает ли он доверия. Например, берем показатель «Возможность использования дополнительных открытых кредитных линий» и если у компании есть открытая кредитная линия, то это свидетельствует о высоком уровне финансовой культуры и, как следствие, о надежности компании. А вот если банк регулярно отказывал в предоставлении дополнительной кредитной линии в течение последнего года, то у компании есть проблемы в финансовой сфере и уровень финансовой культуры скорее неудовлетворителен.

Как можно улучшить эффективность финансовой культуры компании?

Прежде всего, определить наиболее важные показатели, которые могут использоваться при оценке состояния финансовой культуры компании и выступать базой для принятия грамотных управленческих решений. И, безусловно, выходить за рамки финансовой службы, слушать и слышать нужды других подразделений.

Например, в скором времени мы запускаем пилотный проект по созданию адаптированного именно под нашу компанию тренинга «Финансы для нефинансистов» для департамента продаж. Был проведен опрос ключевых сотрудников отдела продаж, и 100% респондентов заявили о том, что они хотят участвовать в живом тренинге, несмотря на то, что в нашей компании существует электронный базовый курс «Финансы — для нефинансистов». Тренер будет наш внутренний, из финансовой службы и набор тем как раз основан на результатах опроса и адаптирован под то, какие знания в области финансов хотят получить наши нефинансовые менеджеры и сотрудники.

Что данный проект даст нашей компании и как он повлияет на развитие финансовой культуры? Мы уверены, что наши нефинансисты будут принимать более обоснованные бизнес-решения, используя финансовые знания, а также лучше понимать взаимосвязь между своими действиями и финансовыми последствиями, рисками и эффективностью компании.

Задать свои вопросы Елене и узнать больше об опыте компании Fazer вы сможете на Baltic CFO Summit, который пройдет 18–19 мая в Санкт-Петербурге.

Ирина Экзархо


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии