• Сегодня 16 ноября 2025
  • USD ЦБ 81.13 руб
  • EUR ЦБ 95.10 руб
Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025
Сорок пятая конференция «Эволюция клиентского сервиса в ОЦО: от сервисного подразделения до стратегического бизнес-партнера»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
6 книг для чтения с детьми осенними вечерами
Тринадцатая конференция «Корпоративное планирование и прогнозирование»
https://t.me/prozakupki_club

Вероника Диденко, «Прайм Спорт Рус»: Инвестиционная привлекательность в сделках M&A. Как налоговые риски влияют на цену бизнеса

27.10.2025

Вероника Диденко, «Прайм Спорт Рус»: Инвестиционная привлекательность в сделках M&A. Как налоговые риски влияют на цену бизнеса

В практике сделок по слияниям и поглощениям налоговые риски становятся решающим фактором – они могут быть причинами отмены сделки или существенной корректировки цены приобретения. Выделю ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание.

Статистика о Due Diligence

Проведение комплексного Due Diligence (DD) является критически важным этапом сделок M&A, напрямую влияя на их финансовые результаты и итоговую стоимость.

Результаты проверки подводят инвесторов к пересмотру своих первоначальных намерений. Так, после глубокого аудита около 40% покупателей принимают решение полностью отказаться от совершения сделки. Это демонстрирует, насколько Due Diligence служит инструментом для выявления критических рисков, ставящих под вопрос саму целесообразность покупки.

Для тех инвесторов, кто не отказывается от сделки, данные проверки становятся мощным инструментом переговоров. В среднем покупателям удается снизить первоначально заявленную продавцом цену на 35%, аргументируя это выявленными налоговыми, юридическими и операционными рисками.

Долгосрочный эффект является наиболее показательным результатом Due Diligence. Об этом свидетельствует тот факт, что 90% инвесторов, реализовавших разработанный по итогам проверки план мероприятий, добились повышения капитализации приобретённых активов в среднесрочной перспективе.

Таким образом, глубокая оценка активов и рисков выполняет две ключевые функции: служит для обоснованного снижения цены на этапе переговоров и является прямым путем к последующему увеличению стоимости бизнеса после сделки.

Все риски инвестиционной привлекательности условно можно разделить на три группы: юридические, финансово-экономические и налоговые. Сосредоточимся на последних и выделим пять наиболее часто встречающихся «подводных камней».

Due Diligence обзор рисков

Первый и фундаментальный риск – это налоговая нагрузка, то есть доля налогов в доходах компании. Существенное отклонение от среднеотраслевых показателей – это красный флаг не только для инвестора, но и для налоговой службы, которая может инициировать выездную проверку.

В данном случае рекомендуется отслеживать этот показатель через открытый ресурс ФНС «Прозрачный бизнес».

На втором и третьем месте – риск признания необоснованного дробления бизнеса и проведение налоговой реконструкции в связи с получением необоснованной налоговой выгоды. Речь идет о создании нескольких юридических лиц или ИП, переходящих на специальные налоговые режимы, с исключительной целью налоговой экономии без реальной деловой цели.

Подобные схемы оптимизации крайне рискованные. Если налоговая служба обнаружит, что у каждого из образованных субъектов отсутствует самостоятельная хозяйственная цель, она вправе провести налоговую реконструкцию. В этом случае всю группу компаний пересчитают по правилам общей системы налогообложения, со всеми вытекающими доначислениями налогов, штрафов и пени.

В современных условиях подготовка защитного файла (defence file) с детальными аргументами в защиту структуры бизнеса перешла из разряда рекомендаций в категорию обязательных мер защиты.

Четвертый риск – любимая тема аудиторов – отсутствие или ненадлежащее оформление первичных документов, подтверждающих налоговые вычеты. Например, в расходах на логистику или IT недостаточно указать в акте «услуга за 100 рублей», нужна детальная расшифровка факта выполнения работ. Здесь работает простое правило – чем больше подробностей в первичных оправдательных документах, тем сильнее ваша позиция при отстаивании налогового вычета.

Пятый риск связан с формальным переводом персонала на гражданско-правовые договоры. Если данные сотрудники подчиняются внутрикорпоративному распорядку, имеют постоянные рабочие места и выполняют регулярные функции, а не разовые задачи, налоговый орган может переквалифицировать такие отношения в трудовые с доначислением всех применимых «зарплатных налогов».

Конечно, в фокусе внимания не только эта топ-пятерка рисков.

Так, например, важно следить за выполнением условий для применения налоговых льгот. Это особенно актуально для IT-компаний, пользующихся льготными налоговыми ставками. Ведь если законодательные критерии не соблюдаются, льготы могут быть оспорены.

Кроме того, в ходе DD часто анализируется:

  • общая корпоративная структура и наличие в истории компании факта «амнистия» по дроблению;
  • используемые схемы налоговой оптимизации и насколько они добросовестны (особенно сделки с взаимозависимыми лицами и неблагонадежными контрагентами);
  • внутригрупповое финансирование, где займы, похожие на вклад в капитал, могут быть переквалифицированы;
  • трансграничные выплаты и их экономическая обоснованность.

Следует отметить, что ситуация постоянно меняется в сторону ужесточения контроля. За последнее время мы увидели рост ставок по НДФЛ и налогу на прибыль, изменились условия применения «пятилетней льготы» при продаже активов (теперь она применяется только для резидентов РФ и с ограничением по сумме), а приобретение долей в ООО по заниженной цене может привести к возникновению налогооблагаемого дохода у физических лиц.

Контролируемые сделки – уже не новость, но даже те операции, которые формально не подпадают под критерии контролируемых, но имеют отклонение от рыночной цены, могут быть расценены как получение необоснованной налоговой выгоды. Например, продажа активов взаимозависимым лицам по заниженной стоимости часто оспаривается налоговыми органами.

Отдельного внимания заслуживают риски при реорганизации. Правопреемник обязан погасить все налоги, штрафы и пени реорганизованной компании, даже если о них не было известно на момент сделки. Также критически важно, чтобы передаточный акт точно отражал реальное состояние активов.

На практике процесс оценки инвестиционного актива часто начинается с RedFlag Due Diligence – это экспресс-анализ, который помогает понять, есть ли смысл двигаться дальше. В рамках него покупатель изучает информацию о бенефициаре продаваемого актива, полноту раскрытия информации, определяет порог существенности и физически посещает объекты.

Уже на этом этапе можно выявить маркеры для будущего торга: наличие судебных споров с ИФНС и вероятность проигрыша в суде, процентные расходы с признаками вклада в капитал, последствия предпродажной реконструкции (например, прощение долга компании перед сделкой приводит к возникновению обязательств по налогу на прибыль), реальность отложенных налоговых активов и НДС к возмещению.

Если стороны решают двигаться дальше, у покупателя есть несколько вариантов управления выявленными рисками. Их можно принять на себя, попытаться «излечить» до закрытия сделки, учесть в цене, использовать эскроу-счета или защититься юридическими механизмами – заверениями (tax warranties) и обязательствами возмещения потерь (tax indemnity). Между последними двумя инструментами есть принципиальная разница:

  • warranties – это заверения продавца, что компания вела деятельность в соответствии с законом. И если риск был раскрыт, покупатель не сможет претендовать на компенсацию – он считается учтенным в цене. 
  • indemnity – это безусловное обязательство продавца возместить убытки по конкретным, заранее оговоренным рискам (например, по схеме дробления, выявленной за период до сделки). В данном случае не требуется доказывать нарушения, достаточно самого факта доначисления налогов.

В итоге, структура любой сделки – это всегда баланс интересов. Продавец хочет закрыть сделку без «разворотов», покупатель – минимизировать риски и затраты. Минимальная налоговая защита для продавца включает наличие деловой цели, надлежащее документирование операций и учетную политику. Для менеджмента обеих сторон ключевая задача – документирование своих действий и внедрение комплаенс-программ для снижения рисков субсидиарной ответственности.

Таким образом, ключевые выводы сводятся к трем тезисам.

Во-первых, налоговые риски в сделках M&A требуют комплексного подхода: от тщательной Due Diligence до грамотного структурирования сделки.

Во-вторых, учет новых законодательных норм, особенно в сфере льгот и ценообразования, критически важен для успешного закрытия сделки.

И в-третьих, рекомендуется привлекать внешних консультантов, которые обладают актуальным опытом, свежим взглядом и пониманием слабых мест в аргументации контрагента.

Практика реализации налоговых рисков (за период «до сделки» и после даты приобретения актива новым инвестором) существует, и к ней нужно быть готовым. Залог успеха и предсказуемости здесь – внимание к деталям и комплексная профессиональная оценка рисков.

Вероника Диденко, заместитель генерального директора, «Прайм Спорт Рус»

Наши конференции: