• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://vk.com/cforussia

Владимир Андросов, ТС «Гипер Лента»: «Факторный анализ позволяет не только фиксировать изменения в цифрах, но и глубже понимать их причины»

01.08.2025

Владимир Андросов, ТС «Гипер Лента»: «Факторный анализ позволяет не только фиксировать изменения в цифрах, но и глубже понимать их причины»

Владимир Андросов, финансовый директор, ТС «Гипер Лента», и спикер Четырнадцатой конференции «Корпоративное бюджетирование», рассказал CFO Russia об автоматизации факторного анализа для оперативного принятия управленческих решений.

Почему сегодня факторный анализ становится приоритетом не только для финансов, но и для бизнеса в целом?

Факторный анализ уже давно является неотъемлемой частью финансового анализа, но в последние годы его значимость особенно возросла. Причина в том, что факторы, влияющие на финансовые показатели, становятся всё сложнее и многограннее. Компании сталкиваются с множеством изменений: от колебаний валютных курсов и экономических циклов до сдвигов в потребительских предпочтениях. Одновременно развитие технологий анализа данных предоставляет финансистам и аналитикам всё более эффективные методы оценки бизнес-результатов. Благодаря этому факторный анализ превращается в инструмент, позволяющий не только фиксировать изменения в цифрах, но и глубже понимать их причины, что, в свою очередь, способствует принятию менеджментом более обоснованных решений.

Какие задачи факторного анализа уже можно автоматизировать без ущерба для точности?

Цель – максимально автоматизировать большинство задач, чтобы менеджер мог принимать решения быстро, это:

  • сбор и обработка данных,
  • статистический анализ,
  • прогнозирование,
  • бенчмаркинг,
  • визуализация и отчётность.

Современные аналитические инструменты позволяют получать экспресс-анализ ключевых метрик в автоматическом режиме, включая ежедневную визуализацию в простом и понятном формате.

Какие технологии или инструменты вы считаете наиболее эффективными для автоматизации?

Автоматизация – сложный процесс, зависящий от множества факторов: масштаба компании, сложности бизнес-процессов и объема данных. Для крупного бизнеса это целый набор инструментов: ERP-система, data lake и BI-платформы (например, Power BI, Tableau, QlikView). Эти инструменты позволяют анализировать данные и создавать визуализации автоматически или с заданной периодичностью, сокращая трудозатраты менеджеров и избавляя их от рутинной обработки больших массивов данных.

Какой путь вы бы порекомендовали компаниям, которые только начинают двигаться в сторону автоматизированного факторного анализа?

Для компаний, которые только начинают путь в сторону автоматизации факторного анализа, я бы рекомендовал следующий поэтапный подход:

Оценка потребности в автоматизации. Очевидно, что малому бизнесу не нужно внедрять дорогостоящие BI-системы внутри компании, а можно воспользоваться облачными решениями или Excel. Но для крупного бизнеса автоматизация факторного анализа является наиболее эффективным решением и предполагает следующие шаги.

Первый – оценка текущего состояния: проанализировать существующие процессы в компании. Нужно понять, какие данные уже собираются и каким образом, какие системы используются для анализа, и где есть возможности для улучшения.

Второй – определение ключевых факторов и целей: прежде чем внедрять автоматизацию, важно четко определить, какие именно финансовые или операционные факторы критичны для бизнеса.

Третий – разработка методологии анализа: она должна быть понятна для пользователей от бизнеса и в то же время удовлетворять финансистов.

Четвертый – интеграция с существующими системами: для успешного внедрения автоматизации важно, чтобы новые инструменты могли интегрироваться с уже существующими корпоративными системами (ERP, CRM, учетными системами и так далее), чтобы обеспечить бесперебойную работу и избежать ошибок или дублирования данных.

Пятый – обучение сотрудников и отработка возражений: необходимо прививать культуру работы с данными и вовлекать сотрудников в использование продуктов автоматизации.

Шестой – масштабирование и дальнейшее развитие: после успешной реализации MVP можно развивать систему и добавлять дополнительные факторы анализа или подключать новые источники данных. Также важно постоянно совершенствовать методы машинного обучения и адаптировать их к изменениям в бизнес-среде.

Задать свои вопросы Владимиру и узнать больше об опыте ТС «Гипер Лента» вы сможете на Четырнадцатой конференции «Корпоративное бюджетирование», которая состоится 18-19 сентября 2025 года.

Елизавета Гета