Первая секция второго дня мероприятия была посвящена решениям для автоматизации ключевых задач казначейства: платежный процесс, управление ликвидностью. Она началась с выступления Марии Правды, финансового директора, FM Logistic. Эксперт ответила на вопрос: «Как автоматизировать систему контролей за платежным процессом в группе компаний?». Мария рассказала про согласование договора и выгрузку мастер-данных в ERP, а также рассмотрела автоматическое распознавание счетов и сверку реквизитов. Затем спикер описала процесс согласования счета на оплату и защищенную выгрузку платежей в банк-клиент. «Автоматизация снижает вероятность технических ошибок, связанных с человеческим фактором», — подчеркнула спикер.
Как оптимизировать использование денежных средств за счет максимальной автоматизации платежного процесса, рассказала Наталья Тугалёва, генеральный директор, компания-экспортер холдинга «Доставка морем». Спикер объяснила, как управлять ликвидностью за счет автоматического планирования поступлений. Затем она рассказала про бюджет в режиме онлайн и процесс согласования договора в части графика платежей. «График поступления денежных средств и планирование по их расходам — это инструмент для принятия решений в моменте», — отметила Наталья. Также эксперт дала рекомендации по управлению кредитным портфелем, использованию линий товарного РЕПО и соблюдению контрактной логики.
Эльмира Савкуева, руководитель казначейства, METRO Cash & Carry, рассказала про управление ликвидностью в онлайн-режиме и о роботизации процесса получения выписки. Она рассмотрела источники получения ликвидности в режиме онлайн и описала настройку онлайн-выписки. Также спикер акцентировала внимание на роботизации процессов получения банковских выписок. «Благодаря роботизации мы сократили рутинные задачи, сотрудники занимаются только контролем и аналитикой», — поделилась спикер.
Опытом автоматизации управления короткой ликвидностью поделилась Александра Сохрина, ведущий специалист, управление казначейства, Северсталь Менеджмент. Эксперт рассказала про автоматизацию текущих процессов короткой ликвидности и взаимодействие системы короткой ликвидности со смежными функциями: «Мы добились автоматизации казначейских процессов и получили возможность дальнейшего их развития». Также Александра рассмотрела внедрение новых систем контроля платёжного процесса и объяснила, как контролировать показатели качества управления текущей ликвидностью.
В рамках второй секции прошла ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ: Что необходимо для успешной реализации проекта цифровой трансформации казначейства. Среди спикеров: Тигран Мелкумян, начальник отдела расчетных операций департамента финансов, Ростелеком
(модератор); Мария Правда, финансовый директор, FM Logistic; Алексей Шорохов, финансовый директор, Росинтер Ресторантс Холдинг; Эльмира Савкуева, руководитель казначейства, METRO Cash & Carry; Владимир Яблонко, директор департамента корпоративного финансирования, ФРЕЙТ ВИЛЛАДЖ РУ. Они обсудили следующие темы:
- Критерии выбора программных продуктов для автоматизации казначейства
-
Реинжиниринг процессов для дальнейшей автоматизации, выстраивание сквозных процессов
-
Распространенные ошибки при отборе процессов для роботизации
-
Интеграция решений различных вендоров в единую среду казначейского решения
-
Обучение и адаптация сотрудников, работа с сопротивлением
О внедрении технологий роботизации для простых процессов казначейства, таких как контроль лимитов, проверка платежного документа и другие, рассказал Андрей Максимов, заместитель генерального директора – финансовый директор, КАМАЗ. Его выступлением открылась третья секция «Минимизация человеческого фактора в автоматизированном казначействе». Спикер представил 6 взаимосвязанных систем «Цифрового Казначейства», рассказал про функции роботов в компании, поделился эффектом от их внедрения. Например, робот для управления кредитной деятельностью проверяет наличие графиков погашения займов каждые 15 минут и выгружает их для сотрудников. Финансисту остается только контролировать исполнение этих графиков.
Николай Лазарев, руководитель направления развития и сопровождения централизованных информационных систем, Росводоканал, подробно описал роботизацию процесса обработки банковской выписки: от получения выписки из банка до загрузки в ERP и формирования сверочного дашборда. Эксперт рассмотрел особенности применения роботов для формирования отчетности, предполагающей получение информации из разных систем, рассказал про робота, который в их компании обрабатывает банковские выписки. Также Николай ответил на вопрос, как автоматизация помогает не только людям, но и роботам.
В четвертой секции «Инструменты для автоматизации управления кредитным портфелем» опытом
автоматизации учета финансовых инструментов в ERP-системе поделилась Надежда Горбунова, руководитель отдела казначейства, Группа компаний «Железно». Спикер рассказала про автоматический расчет простых и сложных процентов по кредитам и займам и проведение их в бухгалтерском учете. Затем она объяснила, как переквалифицировать инструменты на долгосрочные и краткосрочные и отражать их в статьях баланса. Также Надежда представила результаты автоматизации:
- унификация учетного процесса позволила оставить этот функционал на базе финансового отдела, без привлечения бухгалтерии
-
не допустили роста численности персонала при росте кредитного портфеля и исключили ошибки в статьях затрат
Далее Светлана Понкратова, руководитель казначейской группы, заместитель начальника финансового отдела, ГК Молвест, рассказала про адаптацию отечественного программного продукта под потребности автоматизации кредитного портфеля ГК и о контроле ковенантов. Спикер поделилась опытом использования кредитного портфеля в режиме онлайн и рассказала про отслеживание фактической задолженности, остатках свободных лимитов, графика погашений, расчета эффективных ставок по портфелю и видам кредитования. Далее она объяснила, как сократить процесс консолидации отчетности ГК в разрезе периметров банков-партнеров с нескольких недель до 3-5 дней. В заключение выступления Светлана рассказала про контроль ковенантов:
- оптимизация процесса расчета показателей на основании консолидированной отчетности
-
возможность оперативного реагирования и минимизация штрафных санкций со стороны банков-партнеров
Безопасность и контроль проведения платежей в рамках пятой секции «Снижение рисков и вопросы обеспечения безопасности процессов в автоматизированном казначействе» рассмотрела Татьяна Пчелинцева, финансовый контролер, Эйч Энерджи. В рамках своего выступления она ответила на вопрос «Как минимизировать человеческий фактор и определить контрольные процедуры с вариативностью решений?». Татьяна рассказала про включение контрольных процедур в процесс оплаты счетов и рассмотрела разделение полномочий при инициировании платежей, согласовании и авторизации. Затем она поделилась опытом внедрения автоматизированной системы управления денежными потоками, а также отметила важность соблюдения мер информационной безопасности при осуществлении платежей. «Каждый важный бизнес-процесс должен быть разработан таким образом, чтобы в нем участвовало несколько человек. Это необходимо, чтобы обеспечить надлежащую систему сдержек и противовесов в процессе».
Завершил конференцию независимый эксперт Сергей Рысин, который поделился опытом принятия решений в кризисных ситуациях и рассказал, что делать, когда компания под кибератакой. Эксперт объяснил, что происходит во время кибератаки, и дал рекомендации, какие действия применить для минимизации рисков. Например, вот что нужно для защиты от DDoS-атак:
- Инфраструктурная защита
-
Система борьбы с DDoS
-
Мониторинг внешней среды для оперативного противодействия возникающим угрозам
Комментарии