• Сегодня 25 мая 2024
  • USD ЦБ 89.70 руб
  • EUR ЦБ 97.10 руб
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Тридцать девятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
РЕКЛАМА. ПАО Сбербанк, ИНН 7707083893.УК rk542477gr12346
Космос
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Отчет о Девятой конференции «Управление дебиторской задолженностью»

26.06.2023

24 мая 2023 года в Москве в девятый раз прошла Конференция «Управление дебиторской задолженностью». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Бронзовым партнером конференции стал Альфа-Банк, партнером – Conomica. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит партнеров и спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция «Управление дебиторской задолженностью в период нестабильности» началась с АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА «Анализ текущих макроэкономических тенденций». Его представил Денис Попов, главный аналитик Центра аналитики и экспертизы, Промсвязьбанк. Эксперт поделился макроэкономическим прогнозом для России, а также рассмотрел опережающие индикаторы и текущие тренды. Затем Денис рассказал про динамику курса рубля, инфляции и ключевой ставки. Делимся основными тезисами доклада:

  • Финансовая и экономическая неопределенность остается высокой
  • Рост ВВП начнется раньше, но динамизм не гарантирован
  • Курс рубля достиг нового равновесного уровня. Сильных движений пока не ждем
  • Инфляционные риски для второго полугодия остаются значимыми. Повышение ставки возможно, но это не базовый сценарий

Далее Юрий Тимошкин, руководитель договорно-правового отдела, ТК Мегаполис, проанализировал судебную практику взыскания задолженности при работе с контрагентом в ЭДО. Спикер описал варианты перехода на ЭДО и рассказал, как оформить каждый из них правильно. Также он перечислил риски и преимущества использования ЭДО в сделках и акцентировал внимание на оценке электронных первичных документов судами. «По общему правилу документы между коммерческими организациями должны быть подписаны с двух сторон квалифицированными электронными подписями и иметь ключи проверки к ним», – отметил спикер.

Светлана Васина, генеральный директор, Conomica, выступила с докладом «Продажа проблемного долга как финансовый инструмент. Оценка ликвидности дебиторской задолженности». Прежде всего она сравнила следующие варианты работы с просроченной ДЗ: взыскание и продажа долга. Затем Светлана описала особенности оценки проблемной ДЗ и объяснила, почему переуступка прав по проблемной задолженности – эффективный финансовый инструмент. Взыскание – это 0–115% от ОДС, а продажа проблемной ДЗ – 50–85% от ОД. Срок в первом случае составляет 8–24 мес. – до бесконечности, а во втором – 0,5 мес.

Ольга Сулиман, финансовый директор, ГК «Акульчев», представила кейс «Просроченная ДЗ: как построить рабочий план действий при негативном развитии событий, чтобы минимизировать последствия». В первую очередь она отметила, что система управления дебиторской задолженностью это обязанность компании. Далее спикер перечислила причины возникновения проблемной дебиторки и рассказала про необходимую работу для минимизации рисков потерь. Также Ольга рассмотрела KPI как инструмент работы с просроченной дебиторской задолженностью и представила план действий для минимизации потерь ДЗ. «Один из важных моментов работы с задолженностью – подписание с покупателями актов сверок и актов выполненных работ (при предоставлении услуг)», – подчеркнула спикер.

Во второй секции «Профилактика возникновения просроченной задолженности» первым выступил Игорь Дубинец, начальник отдела казначейства, ЦВ ПРОТЕК. Тема его доклада – «Банковские и страховые продукты по уменьшению кредитных рисков при работе с дебиторами». Он рассказал про схему работы и основные требования банковской гарантии, а также описал расчетный и резервный аккредитивы. Кроме того, Игорь рассмотрел основные правила при работе по факторингу и акцентировал внимание на страховании ДЗ. Делимся с вами главными тезисами выступления:

  • Банковские гарантии – быстрый, надежный и простой способ обеспечения ДЗ. Цена зависит от кредитного качества Дебитора.
  • Резервные аккредитивы – быстрый, надежный и простой способ обеспечения ДЗ. Цена зависит от кредитного качества Дебитора.
  • Безрегрессный факторинг – дорогой, не очень надежный и простой. Требует более трудоемкого сопровождения, чем БГ.
  • Страхование ДЗ – наиболее трудоемкий способ обеспечения ДЗ.

Артем Антаранян, начальник управления продаж торгового финансирования, Альфа-Банк, рассказал про дисконтирование аккредитивов и цифровые инструменты работы с гарантиями и аккредитивами. Он рассмотрел возможности финансирования отсрочки путем досрочной выплаты по аккредитиву и представил схемы реализации расчетов и преимущества для продавцов и покупателей. Также Артем рассказал про цифровые решения для оптимизации работы с аккредитивами и гарантиями. Например, о преимуществах личного кабинета Альфа-Банка для работы с аккредитивами: интеллектуальный интерфейс, возможность работы со всеми основными видами аккредитивов, копирование данных и их импорт из справочников, данные в режиме онлайн, выгрузка данных в разных форматах и многое другое.

Далее прошел КРУГЛЫЙ СТОЛ «Как оптимизировать управление ДЗ в компании». В нем приняли участие Екатерина Астахова, независимый эксперт (модератор); Игорь Дубинец, начальник отдела казначейства, ЦВ ПРОТЕК; Захар Калмыков, финансовый директор, ГК Родина; Екатерина Абрамкина, независимый эксперт; Анастасия Мастикова, руководитель отдела корпоративных финансов, Systeme Electric; Артем Кокорин, аналитик отдела управления рабочим капиталом и анализа деятельности предприятий ЖКХ, Группа ЛСР. Спикеры обсудили следующие вопросы:

  • Как меняются подходы и инструменты оценки благонадежности контрагента: поиск отчетности, факторы риска
  • Как применять дифференцированный подход при работе с клиентами: сегментация контрагентов, установка кредитных лимитов
  • Как распределить ответственность по управлению ДЗ внутри компании: правила согласования отсрочки, система КПЭ для сотрудников
  • Как настроить эффективную систему мониторинга ДЗ: контроль оплат и отчетности, автоматизация напоминаний
  • Как выбрать наиболее безопасные инструменты обеспечения дебиторской задолженности: банковская гарантия, факторинг, страхование

После Круглого стола Элла Худякова, директор по экономике и финансам, Главстрой, представила доклад «Распределение функций работы с ДЗ внутри компании: как прописать регламенты и обеспечить своевременное подключение необходимых подразделений». Элла рассказала, как разбирать инструменты для профилактики роста просроченной и сомнительной к взысканию ДЗ на различных стадиях принятия решения. Далее она дала рекомендации, как закрепить ответственности за соблюдение договорных обязательств контрагентом за конкретным исполнителем. В заключение своего выступления Элла поделилась опытом организации контроля и мониторинга просроченных договорных обязательств. «Каждая дебиторская задолженность должна быть признана конкретным инициатором/исполнителем внутри компании. А отношения (обязательства) со внешними контрагентами инициируются и администрируются подразделениями, отвечающими за конкретный бизнес-процесс и заинтересованы в успешном исходе», – объяснила спикер.

Далее в рамках третьей секции «ИТ-инструменты в управлении дебиторской задолженностью» Ольга Тихомирова, заместитель генерального директора по экономике и финансам, Склад торгово-финансовой компании «КамАЗ», поделилась рекомендациями на тему, как автоматизировать управление ДЗ на базе отечественного продукта и интегрировать с другими системами. Спикер объяснила, как контролировать суммы задолженности и оценивать финансовое состояние контрагента. Также она рассказала про контроль ДЗ на основании оценки финансового состояния контрагента и поделилась, как в компании автоматизировали управление ДЗ на базе 1С. Вот какие основные процессы прописали в регламенте:

  • Этапы работы со сделками с финансовыми рисками
  • Определение группы кредитного риска контрагента
  • Установление лимита ДЗ в отношении контрагенов
  • Виды обеспечительных мер, разрешенных к использованию, требования и порядок их использования
  • Порядок работы с банковскими гарантиями


Как с помощью инструментов бизнес-аналитики отслеживать долги дебиторов на постоянной основе и оперативно реагировать на отклонения? На этот вопрос в рамках своего доклада ответил Артем Кокорин, аналитик отдела управления рабочим капиталом и анализа деятельности предприятий ЖКХ, Группа ЛСР. Спикер рассмотрел следующие ключевые сложности анализа ДЗ в сфере ЖКХ: гигантские массивы данных, разные системы учета и др. Затем он поделился опытом построения сквозной аналитики и расчета необходимых для анализа коэффициентов, а также рассказал, как усилить контроль за текущей динамикой оплат и показателем собираемости в результате внедрения бизнес-аналитики.

В завершение третьей секции и конференции Виталий Кузнецов, руководитель отдела кредитного контроля, KNAUF Insulation, рассказал про кредитный менеджмент в компании с количеством дебиторов 200-500, настройку внутренних процессов и синхронизацию с внутренними регламентами. Спикер разобрал «ингредиенты» кредитных отношений (например, финансовые показатели по учету, представление об обеспечениях рисков, конкуренция и т.д.), выделив любимые «ингредиенты» продаж, покупателя, кредитного менеджера, рассказал, во что эти «ингредиенты» закладывать, и поделился результатами проекта. Среди них, в частности:

  • Средневзвешенная просрочка по году «-5дн».
  • Поручительство бенефициаров с видеофиксацией более 60% портфеля.
  • Залоги строительных баз на «несговорчивом» Кавказе, в Средней Азии и с «крутыми» партнерами, масштаб бизнеса сопоставим с нашим.
  • 70% продаж в кредит с доходностью от среднего и выше рынка.
  • 98% дебиторов – отчетность за любой квартал.




Комментарии

Защита от автоматических сообщений