Второй день форума начался с доклада Александра Бойченко, руководителя направления прогнозирования спроса, ФТС «Пятёрочка». В рамках первой секции «Как эффективно управлять финансами в нестабильный период» эксперт объяснил, что будет со спросом и как не стать заложником рисков. Он рассказал, чем спрос отличается от прогноза продаж, представил сценарии поведения спроса, а также рассмотрел моделирование как инструмент принятия решений. Делимся с вами краткими выводами из доклада спикера:
-
Разделите ассортимент на подтипы в зависимости от кризиса;
-
Определите возможные сценарии поведения спроса;
-
Смоделируйте сценарии по подтипам для поиска точек риска;
-
Оцените риски;
-
Работайте над значимыми рисками в зависимости от вашего портфеля инструментов.
Елена Чистякова, генеральный директор, Директ Каталог Сервис, поделилась кейсом «Дополнительные источники финансирования внутри компании: где найти “лишние” деньги». Она привела примеры неудачных инвестиционных проектов и отметила следующее: когда менеджмент не знает, что делать, начинаются проекты по учету карандашей и туалетной бумаги. Результат – демотивация команды. Очевидная истина, которую иногда сложно понять: без желания команды не достичь экономии и реальной эффективности, все действия будут иметь временный эффект. Елена также перечислила основные демотиваторы:
-
Материальная мотивация не всегда работает, а иногда – зло
-
Неравномерная загрузка коллектива «кто везёт – того и воз»
-
Менеджмент, «считающий карандаши»
-
Для части персонала «закон не писан» с молчаливого согласия компании
-
Отсутствие стратегии и перспективы
-
Отсутствие контроля, ответственности и наказания
-
Отсутствие признания результатов
«”Лишние” деньги можно найти в результатах труда вашей команды!», – подытожила Елена.
Обновление роли и функции CFO в компании рассмотрела Ольга Утина, финансовый директор, ЕЦД «Рево Чардж Рус». Она отметила, что сейчас рынок становится еще более конкурентным, и любой бизнес перестает быть замкнутым только на свою отрасль. Спикер поделилась обзором макроэкономической ситуации (санкции) и рассказала про цифровую трансформацию бизнеса, а также подробно рассмотрела эволюцию роли CFO в компании, который из счетовода вырастает в «играющего тренера».
Тема второй секции – «Направления развития ритейла и выход на новый уровень прибыли с помощью цифровых технологий».
Как составить Customer Journey Map и сформировать портфель технологий для улучшения потребительского опыта? На этот вопрос ответил
Григор Мнацаканян, начальник отдела ОМНИ,
Спортмастер. Он перечислил каналы сбора ОС для формирования CJM – это NPS-опросник, личный визит, исследование UX/UI и сравнение с конкурентами. Далее докладчик рассказал про формирование CJM, работу с NPS, как выстроить пошаговый путь клиента по большим блокам, про использование инфографики в визуализации CJM и многое другое.
Про управление рисками ликвидности в текущих реалиях рассказал Игорь Басов, финансовый директор, ТОР ТОР. Спикер рассмотрел существующие риски ликвидности бизнеса по разным группам и представил матрицу управления и митигации рисков ликвидности, рассмотрел внутренние и внешние инструменты управления ликвидностью. Представляем вам долгосрочные инструменты снижения рисков ликвидности из доклада спикера:
-
Регулярный ликвидационный баланс
-
Тест на ликвидность и обесценение активов
-
Анализ стоков и постоянный контроль оборачиваемости запасов
-
Оценка ликвидности рынков контрагентов
-
Резервы ликвидности
-
Поиск долгосрочных инструментов привлечения
-
Мониторинг мер поддержки бизнеса
-
Мониторинг сроков выхода из сделок
-
Скорость принятия решений о закрытии объектов
Докладчики третьей секции обсудили главные риски и актуальные вопросы ритейла.
Опытом развития торговых пространств поделилась Анна Папаскири, управляющий партнёр, RETEX. Она перечислила ключевые тренды поведенческого паттерна потребителей:
-
Тревожность vs импульсивность. Экономия vs траты «про запас»
-
Больше тратят на: продукты питания и essentials, развлечения, F&B, спорт
-
E-commerce продолжает расти
-
Спрос смещается из больших центров в малые, максимально заполненные
Затем Анна представила аналитику, согласно которой траты россиян в категориях Non-food в 3 квартале 2022 г. сократились на ~15%. Далее спикер рассмотрела поведенческие паттерны собственников магазинов, отметила сегменты, которые могут развиваться в текущих условиях, и рассказала про новые форматы в категории «досуг».
Павел Брянцев, управляющий директор, ЦТК Рейтинг, представил кейс «Управление рисками и интеллектуальная безопасность в розничной компании». Он акцентировал внимание на проверке контрагентов и финансовой аналитике. Поделился предпосылками и подходами оценки возвратов в магазинах, а также способами контроля и предотвращения потерь на уровне магазина.
Советами по работе с командой в кризис поделился Дмитрий Адушев, эксперт по трансформации компаний, бизнеса и личности. В первую очередь спикер рассказал про изменение внешней среды со SPOD-мира в VUCA- и BANI-миры. Затем он объяснил, что сейчас происходит с персоналом с позиции психологического и организационного аспектов. Эксперт перечислил пороки команды и барьеры к вовлеченности, а также акцентировал внимание на важности развивающего диалога с командой.
Последним выступил Руслан Чеченин, руководитель, Tele2 Retail МР Москва. Он поделился опытом, как повысить эффективность франчайзингового ритейла в период изменений. Эксперт описал способы повышения доходов и оптимизации расходов ритейла, а также рассказал, как повышать финансовую стабильность партнеров (франчайзи) при снижающемся клиентопотоке и сложностях с поставками товаров.