Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Анна Глазкова: «Создавая резервы, финансовый директор всегда оказывается перед дилеммой»

Анна Глазкова: «Создавая резервы, финансовый директор всегда оказывается перед дилеммой» 20.05.2014

Анна Глазкова, финансовый директор промышленно-строительного холдинга «ABAVA Group» и спикер шестой конференции «Эффективное управление финансами в холдингах», рассказала CFO-Russia.ru о выявлении налоговых резервов и нюансах их исчисления.

На что вы бы советовали обратить внимание при выявлении налоговых резервов? В чем их выгода?

Налоговые резервы – это один из абсолютно легальных способов отсрочки уплаты налогов. Это означает, что налоговое законодательство разрешает уменьшать налогооблагаемую базу на величину резервов: резервов по сомнительным долгам, резервов по оплате предстоящих отпусков, резервов по гарантийному ремонту и обслуживанию, резервов на дорогостоящий и особо сложный ремонт основных средств. Обратите также внимание на применение ускоренной амортизации и использование амортизационной премии. Используя налоговые резервы, вы фактически переносите налоговые обязательства с текущего периода на более поздние. Таким образом вы получаете возможность получения со стороны государства беспроцентного кредита от 1 до 7 лет на величину налогового резерва.

Есть ли нюансы исчисления налоговых резервов?

Следует обратить внимание, что бухгалтерские и налоговые резервы создаются по разным правилам: один и тот же резерв может быть разным по размеру для целей бухгалтерского и налогового учета. Бухгалтерские резервы уменьшают чистую прибыль, а налоговые резервы не влияют на величину чистой прибыли в полной мере, поскольку отложенное налоговое обязательство отражается в отчете о прибылях и убытках (как отложенное налоговое обязательство, ОНО) и компенсирует экономию от сокращения налога на прибыль. Выбор того или иного способа использования налогового резерва является прерогативой самого предприятия, поскольку наибольшая эффективность достигается за счет создания максимальных налоговых резервов (с уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль), а также формирования бухгалтерских резервов с минимальным значением для отражения наибольшего финансового результата в виде чистой прибыли.

Создавая резервы, финансовый директор всегда оказывается перед дилеммой: с одной стороны резервы снижают налоговую нагрузку, с другой стороны уменьшают чистую прибыль. Уменьшение чистой прибыли негативно воспринимается собственниками бизнеса и топ-менеджментом, поэтому следует найти «золотую середину» и решение, которое устроит все заинтересованные стороны.

Что бы вы посоветовали своим коллегам по вопросу выявления налоговых резервов?

Финансовый директор просто обязан использовать предоставленную возможность и посвятить свое рабочее время изучению данного вопроса. Обычно сложности возникают на этапе убеждения главного бухгалтера в необходимости работы с налоговыми резервами. Главные бухгалтера с неохотой воспринимают энтузиазм финансового директора в этом вопросе. Я советую, во-первых, провести работу по выявлению налоговых резервов с приглашением третьей стороны (налогового консультанта, внешнего эксперта, аудитора). Целесообразно объединить ежегодный аудит и экспертизу налоговых резервов. Аудиторы помогут подойти к данному вопросу с должной осмотрительностью. Во-вторых, рекомендую мотивировать бухгалтеров (премия, бонус), поскольку работа по выявлению налоговых резервов трудоемка, а надлежащее документальное оформление процедуры целиком ложится на плечи бухгалтерии.

Финансовый директор может рассматривать создание резервов как проект, который позволит снизить нагрузку на кредитный портфель предприятия и высвободить оборотные средства бизнеса. В конечном итоге именно финансовый директор отвечает за поиск финансирования и привлечение ресурсов для обеспечения текущей деятельности компании и реализации инвестиционных программ. Проект по выявлению налоговых резервов поможет предприятию сэкономить десятки миллионов рублей на банковских процентах за счет использования отсрочки налоговых платежей и снижения налоговой нагрузки на бизнес.

Более подробно познакомиться с опытом работы ABAVA Group и задать собственные вопросы Анне Глазковой вы сможете на шестой конференции «Эффективное управление финансами в холдингах», который состоится 6 июля 2017 года в Москве.

Нина Данилина

Комментарии