• Сегодня 16 июня 2024
  • USD ЦБ 89.07 руб
  • EUR ЦБ 95.15 руб
VK Tax Compliance
Тридцать девятая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Шестнадцатая конференция «Корпоративный контроллинг»
Космос
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Ольга Глазкова, «Альфасигма Рус»: «Целью современного образования должно стать развитие компетенций, без которых невозможно успешно прожить»

15.05.2024

Ольга Глазкова, «Альфасигма Рус»: «Целью современного образования должно стать развитие компетенций, без которых невозможно успешно прожить»

Ольга Глазкова, генеральный директор «Альфасигма Рус» и спикер онлайн-конференции для родителей и преподавателей «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребенка», рассказала о недостатках современной школьной системы образования и о программе международных школ International Baccalaureate.

Расскажите, пожалуйста, о ваших школьных годах. Что ярче всего запомнилось?

Я с большим теплом вспоминаю годы школы: там я впервые почувствовала удовольствие от процесса интеллектуальной работы, когда разрозненные детали складывались в цельную систему – будь то алгебра, литература или химия. Я училась в целом легко, но нельзя сказать, что я с лету схватывала материал и совсем не занималась. Напротив, я добросовестно делала всю (!) домашнюю работу по всем предметам, а по любимым – истории и литературе – не вылезала из библиотеки.

Я прочитала все основные произведения русской классики от корки до корки, и до сих пор в этих книгах есть мои пометки на полях. Но что еще подарила мне школа, так это возможность проявить свой организаторский талант и творческое начало. У нас был очень активный класс, практически все хорошо пели, а многие еще и играли на фортепиано и гитаре. Наш класс отвечал за культмассовый сектор в школе: готовили новогодние елки для младших классов, участвовали и побеждали в школьных конкурсах, выступали на главной площади города в День Победы, организовали и вели передачи на школьном радио — и все это делали сами: писали сценарий, репетировали, боролись с оборудованием, ругались и мирились. Бурная творческая жизнь — самое сладкое воспоминание о школе и вообще о периоде детства и юношества.

Когда я встречала людей, которые вспоминали школу как самые ужасные годы их жизни, я искренне не могла понять, о чем они. Наверное, для осознания этой стороны жизни мне были даны дети, очень плохо вписывающиеся в советскую систему образования (а у нас она осталось фундаментально советской, несмотря на ЕГЭ, электронные дневники и психологов). Возможно, я бы смирилась с мыслью, что виноваты мои дети (ленивые, недисциплинированные, неспособные к академическому обучению), если бы не увидела, что возможен принципиально иной подход к образованию детей в международной школе в Берлине, где моей дочке посчастливилось учиться.

Что, на ваш взгляд, не очень хорошо продумано в современной школьной системе образования в России?

Во-первых, отсутствует целеполагание.

Для чего ребенок проводит 11 лет в школе? Как то, чему учат сегодня в школе, поможет молодому человеку успешно интегрироваться в современный мир, найти там свое место и реализовать свой потенциал?

Нормальному индустриальному обществу нужен лишь один процент математиков. Остальные должны владеть навыками элементарной математики: уметь складывать, вычитать, делить и умножать, знать правила действий с дробями и высчитывания процентов. Когда Ломоносов высказывался на тему, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», вряд ли он имел в виду, что 100% российского населения должны осваивать в рамках общего образования интегралы, логарифмы и дифференциальные уравнения.

Моей дочке очень нравится клип «Don’t stay at school», в котором рэпер проговаривает, чему он не научился в школе: как платить налоги и сколько мы их платим в реальности, какие у него есть права, основы законодательства страны, каких усилий стоит вырастить детей, как посчитать реальный процент по кредиту. Могут ли этому научить родители? Да, в единичных семьях. А большинство родителей по-прежнему верят в 13% подоходного налога, бесплатную медицину и государственные деньги, заработанные на нефти (в реальности налоги населения составляют бОльшую часть доходов бюджета).

Целью современного образования должно стать развитие компетенций, без которых невозможно успешно прожить сейчас и в еще большей степени не будет возможно в будущем: умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving), критическое мышление, креативность, навыки координации, взаимодействия, эмоциональный интеллект и скорость принятия решений, когнитивная гибкость. Это и мои наблюдения как работодателя сегодня, и прогнозы аналитиков Всемирного экономического форума на ближайшее десятилетие.

Во-вторых, в школах нет системности.

Идеальная школа — это создание панорамного видения, выстраивание ассоциативных связей. Дробление предметов в российской школе действует удручающе: литература никак не связана с историей и географией, все это никак не связано с обществознанием, естественно-научные предметы ни в какой точке не пересекаются. Как заметила одна из молодых педагогов в блогах, «раковина без слива, мусорный мешок — вот с чем можно сравнить сознание современного школьника».

В-третьих, отсутствует свобода.

Отсутствие целеполагания и грамотных образовательных методик подменяется насилием и наказаниями. Такое ощущение, что существующие элементарные основы мотивации не знакомы учителям. Ведь есть масса исследований, что контроль и наказание работают только при выполнении простого физического труда и не работают при интеллектуальной деятельности. Познание — это такое удовольствие! Почему же для многих школьный опыт превращает процесс познания в кошмар?

«Отступаем три клеточки вниз, пишем». «Выйти нельзя, через пять минут звонок, тогда и выйдешь». «Я не буду десять раз повторять для каждого». «Тут с тобой никто возиться не будет». «Закрыли рты, открыли учебники». «Звонок звучит для учителя». Какие ваши любимые фразы из лексикона среднестатистического учителя?

В-четвертых, школы обращены в прошлое.

Современная школа — это школа прошлых веков. Раньше все было понятно — никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя с точки зрения знаний будут посрамлены интернетом и ИИ. Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее. Абсурд очевиден.

В-пятых, учителя в школах зациклены на оценках и оценивании, а также на поступлении детей в вуз как главной цели жизни родителей.

Это вообще наша большая беда. Единственной целью обучения в школе по факту является получение хороших оценок на ЕГЭ и поступление в вуз. Это невротизирует школьников и родителей, а также девальвирует систему высшего образования, которая по определению должна быть доступной не для всех, так как большинство людей не способны к усвоению академических знаний.

Но разве можно в школе без оценок? Мы привыкли считать, что оценки — обязательный элемент в учёбе, но часто они скорее мешают учиться, подменяя ценность знаний (внутренняя референция) ценностью отметки (внешняя референция), не давая человеку возможности прислушаться к своим внутренним ощущениям. Назову еще одну причину, по которой я считаю пятибалльную систему оценки порочной: оценка не отражает прогресс конкретного ученика. Когда мы вернулись в Москву из Берлина, где дочь 3 года начальной школы училась на английском языке, она делала в диктанте по русскому языку двадцать ошибок. Дочка, бабушка, репетитор усердно работали всю весну и лето, и осенью дочка показала блестящий для нее результат — всего десять ошибок. Но учитель все равно будет обязан поставить двойку. Реальный прогресс в знаниях здесь никак не учитывается.

Но, может быть, это я брюзжу, потому что мои дети не достигли выдающихся результатов в российской школе? А с другими детьми все в порядке, и система образования у нас – одна из лучших в мире? К счастью, интернет избавляет от этой иллюзии. Согласно исследованию PISA, которое мониторит качество образования по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность и компьютерная грамотность, уровень знаний российских школьников остаётся ниже среднего. В общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72. «Сильная сторона наших школьников ‒ задания на предметное содержание дисциплины, а слабая ‒ задания, требующие творческого использования знаний». «Самое трудное для наших школьников — нестандартные, нетипичные задачи. В нашей школе дети осваивают алгоритмы решения и стараются распознать их в задании». «Это наша беда, так как в ситуации выполнения только типичных заданий блокируются познавательные способности, и дети затрудняются в свободном переносе знаний в реальность». Это не мои слова – это мнение профессионалов в области образования. Возвращаемся к тому, с чего начали, к целеполаганию.

Школа почти не дает ничего из того, что нужно современным работодателям, и системно не направлена на развитие необходимых компетенций. Современная реальность выходит за рамки алгоритмического мышления, так как многие рутинные действия выполняет и будет выполнять искусственный интеллект. Единственная ценность работника сейчас – добавить смысла стандартным действиям, найти новые нестандартные решения. Самостоятельно или работая в команде.

Что и как можно сделать по-другому? Можете ли привести позитивные примеры школ, в которых к образованию подходят иначе (возможно, отдельные школы в России или за рубежом)?

Я имею опыт взаимодействия с одной системой образования, которая мне представляется если не идеальной, то стремящейся заложить в детях и подростках вкус к получению знаний и научить их учиться – Международный бакалавриат (International Baccalaureate). В России по-прежнему есть школы, в которых можно пройти эту программу. Она содержит 4 года начальной (Primary Years Program) и 5 лет средней школы (Middle Years Program), а также двухгодичную дипломную программу (Diploma Program). Диплом Международного бакалавриата (International Baccalaureate) принимается ведущими университетами практически всех стран мира.

В программе международных школ International Baccalaureate мне нравится прежде всего системный подход. Так, в начальной школе программа построена метапредметно: каждые 6 недель одна тема, и к ней подтягиваются «предметы». Например, объявлялась тема «вода», и дети учили слова, связанные с водой, читали про воду (язык и литература), изучали меры объема (математика), свойства воды и ее значение для жизни (география, биология, физика), рисовали ее и даже исполняли танец воды, а также делали проект на тему, сколько воды тратит семья в неделю, замеряя расход воды в неделю в своей семье (экологическое воспитание). Тема «Я во времени»: помимо изучения слов про время, умение считать возраст (если родился в таком-то году, то сколько сейчас лет), рассуждение о различных периодах в жизни человека и ценности человека любого возраста. Проект – презентация себя по фоткам разного возраста (навык подготовки и проведения выступления). То есть ребенок сразу понимает, для чего на практике используются полученные им знания, что это помогает ориентироваться в мире и общаться.

Дипломная программа Международного бакалавриата также продолжает настаивать на необходимости полноценного образования в разных областях человеческих знаний (в противовес нашим специализированным классам, когда дети уже не учат предметы «не по профилю», ненужные для поступления в конкретный ВУЗ).

В International Baccalaureate Diploma Program есть шесть обязательных блоков.

Первый – изучение языка и литературы. Или изучение языка через тексты. Не только в текстах художественной литературы, но и в рекламе, и журналистике.

Второй блок – новый (второй) язык, language acquisition – любой, который школа может предоставить. В некоторых школах есть возможность изучать латынь или древнегреческий. Но чаще берут второй европейский или китайский.

Третий – математика: аналитика и интерпретация данных. Суть не в том, чтобы выучить математические формулы, а в том, как их использовать в обычной жизни. Кстати, сейчас, в процессе обучения на курсе «Business Management and Computer Science» в университете дочка показывает высшие баллы по алгоритмам, аналитике и статистике и, по ее словам, во многом благодаря программе повышенной сложности IB по математике, которую она брала.

Четвертый – блок по науке, один из предметов на выбор: биология, химия, физика, экология, Computer Science (информатика), а также спорт и наука о здоровье.

Пятый – по искусству, чему я рада, так как искусство – музыка, ИЗО, театр – должны быть обязательной частью развития человека.

И шестой – науки об обществе: география, экономика, история, бизнес-управление, психология, философия, антропология, мировые религии. Здесь зависит от школы, какие учителя есть и / или могут присоединиться, если наберётся достаточное число желающих изучать тот или иной предмет.

Молодой человек выбирает по одному из предметов каждого блока. Три предмета нужно изучить на повышенном уровне сложности. Но самое главное в программе International Baccalaureate – это ядро дипломной программы, а внутри этого ядра предмет «Теория знания» (Theory of knowledge). Его фундаментально не хватает нашей российской школе. Он учит принципам обучения, получения знаний и их анализа, а также различения надежных и ненадежных источников информации. Он насквозь пронизывает все дисциплины и дает студенту методики освоения новых знаний на протяжении всей жизни. Мир меняется с колоссальной скоростью, за одну жизнь нашим детям предстоит сменить несколько профессий. Школа вместо фрустрации от бессмысленности полученных знаний должна дать молодому человеку ощущение, что если он умеет учиться, то ему всё по плечу.

Что делать родителям, которые опасаются, что школа не поможет ребенку достичь его цели: например, поступить в сильный вуз. Какие есть варианты помощи школьнику?

Прежде всего, я бы посоветовала для начала пересмотреть формулировку цели. Если вы считаете, что единственной целью обучения в школе является поступление в ВУЗ, то в последние два года нужно взять репетиторов с опытом натаскивания на ЕГЭ, и вопрос будет решен.

Если же все-таки вы считаете, что целью 11 лет школьной жизни является осознание радости от получения знаний и умение эти знания получать, то придется приложить усилия в другом направлении. То есть в выборе образовательной траектории, где присутствует личная включенность родителя в передачу знаний и подбор максимально разнообразного опыта получения знаний (секции, кружки, лектории, летние программы), помимо поиска наилучшей из доступных школ.

Не всем детям нужно академическое (научное) образование в дальнейшем, но всем будущим взрослым нужно научиться учиться, так как им предстоит неоднократно переучиваться, чтобы быть востребованным профессионалом. Сегодня одна из ключевых компетенций работника – это умение быстро «схватывать» знания, перерабатывать их и выдавать готовый результат.

Я против ранней специализации, выделения гуманитарных и математических классов. Наверное, есть дети, которые могут рано определить свою одаренность в той или иной сфере. Однако в большинстве случаев старшеклассники не могут точно выбрать, кем они хотят быть, и идут в институт «по семейному профилю». Позже выясняется, что для успешного продвижения в жизни им не хватает общих знаний. Поэтому не стоит полностью надеяться на школу, принимайте участие в обучении своих детей, будьте бдительны и настойчивы и помните, что они копируют поведение своих родителей. Если вы постоянно учитесь и развиваетесь, много читаете, вам любопытно, что происходит вокруг, то есть большая вероятность, что дети тоже вырастут активными людьми, которым не все равно. А именно такое отношение к жизни, я уверена, и приводит к успеху.

Юлия Сильченко

Приобрести материалы онлайн-конференции «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребёнка» вы можете по ссылке.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений