Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Ирина Эрмель: «В Москве большинство соискателей видит себя не менее чем финансовыми директорами»

Ирина Эрмель: «В Москве большинство соискателей видит себя не менее чем финансовыми директорами» 30.07.2013

Многие компании, стремясь увеличить объем продаж, вынуждены расширять географию присутствия. Однако открытие региональных филиалов – задача непростая. Центру приходится делегировать на места часть управленческих функций. Ирина Эрмель, финансовый директор группы компаний «Элком», рассказывает, какие трудности возникают на этом пути.

Группа компаний «Элком» основана в 1998 году и занимается производством и продажей промышленного электрооборудования, является эксклюзивным дистрибьютором частотных преобразователей и низковольтного оборудования компании Hyundai. Производство расположено в России и Китае. За последний год география компании сильно расширилась, в состав группы вошла компания «Орлан» – производитель электродвигателей для топливно-энергетического комплекса, были открыты филиалы в Воронеже, Новосибирске, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Самаре, Ижевске.

Расскажите об основных проектах, которыми занята сейчас компания?

В течение последнего года мы открыли несколько филиалов, до этого у нас был головной офис и основной склад в Санкт-Петербурге и 3 функционирующих филиала. Для нас это большой объем работы, организационные и управленческие нагрузки, связанные с резким ростом. Все это требует повышенного контроля. Поэтому основная задача, которая стоит перед компанией в данный момент – налаживание работы филиалов и вывод каждого из них на самоокупаемость. Мы меняем структуру компании, ведем поиск квалифицированных сотрудников.

Остро стоит вопрос перераспределения ответственности между головным офисом и филиалами, налаживание коммуникаций. С одной стороны исторически сложилась система жесткой централизации всех процессов, с другой стороны при возросшем объеме информации и операций появляется осознанная необходимость переложить часть управленческих функций на руководство филиалов. Даже такие вопросы как, например, отношения с арендодателями, решаются в настоящий момент в головном офисе. На днях обсуждали бюджет на следующий год и пока не решили, будем его делать снизу вверх или оставим так, как было до сих пор – фактически спущенный вниз план.

Как распределяются обязанности финансовой службы головного офиса и филиалов?

У нас все жестко централизовано, и финансовая служба – не исключение. В каждом филиале есть представитель финансовой службы, административно он подчиняется директору филиала, функционально – финансовому отделу головного офиса. Все региональные финансисты обязательно проходят обучение в Санкт-Петербурге продолжительностью не менее 10 дней до того, как приступят к своим обязанностям. Финансист филиального уровня – это человек, который в первую очередь отвечает за первичную документацию филиала и его оперативную деятельность. Оплата счетов, расчет заработной платы, проведение сверок и нетиповых операций, подготовка всевозможных отчетов о деятельности филиала – непосредственная задача головного офиса в настоящий момент. Но я очень надеюсь, что мы будем ломать эту схему, обучая штат в регионах и увеличивая его полномочия и ответственность.

Планируете ли вы дальше открывать новые подразделения?

Планируем, но сначала нужно разобраться с тем, что мы имеем на сегодняшний момент. Открытие дополнительных филиалов – это вопрос скорее следующего года. В сентябре будем верстать бюджет на 2014 год и поднимем вопрос, нужно ли открывать филиалы, в каком количестве. Однако для повышения продаж, конечно, необходимо расширение географии, потому что до того же Новосибирска или Екатеринбурга контейнер с продукцией идет 2-3 недели и не каждый клиент готов ждать столько времени. Поэтому для нас филиал – это большей частью складская площадка. Мы занимаемся оптово-розничной торговлей промышленным оборудованием, электродвигателями, теплотехникой, автоматикой и теперь весь наш ассортимент представлен в филиалах. Клиент приезжает и в минимальные сроки может получить товар, если он есть в наличии на складе. Параллельно возникает вопрос оптимизации остатков на складах. Есть товарные группы, которые пользуются постоянным спросом, а есть не очень популярные. Промышленное оборудование не дешевое, поэтому держать весь номенклатурный ряд на всех складах нецелесообразно. Нужно, с одной стороны, не допустить замораживания товарных групп, с другой стороны, – стимулировать продажи.

Труднее или легче найти финансиста в регионе?

Один из самых сложных регионов в этом смысле – Москва. В этом городе сложно найти обычного хорошего исполнителя, большинство соискателей видят себя не менее чем финансовыми директорами или их заместителями, не имея ни достаточного опыта работы даже для должности финансиста, ни полноценного образования. На вопрос, чем обусловлены завышенные требования к заработной плате, одним из самых популярных ответов является дороговизна аренды жилья. Кроме того, в Москве рынок труда широк, и соответственно спрос на квалифицированные кадры очень высок. Стоимость персонала в разных регионах сильно колеблется. Например, в Ижевске через три месяца бесплодных поисков квалифицированного сотрудника было решено установить размер заработной платы, значительно превышающую среднюю для данного региона, и даже при этом ее размер значительно ниже, чем в среднем по компании. Есть и другие особенности. Например, другой ритм жизни, более медленный (особенно в южных регионах), и это не может не отражаться на скорости и эффективности трудовой деятельности. Грамотного финансиста и лояльного сотрудника всегда найти непросто, но тем сильнее наше желание удержать таких людей в компании на максимально возможный срок, продвинуть их в профессиональной деятельности.

Наталья Чистякова


Комментарии