Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Сергей Чадин: «Переход в онлайн требует перестройки финансовых технологий»

Сергей Чадин: «Переход в онлайн требует перестройки финансовых технологий» 13.05.2013

Сергей Чадин, финансовый директор E5.ru и один из спикеров Третьего форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2013, рассказал CFO Russia об особенностях управления финансами в интернет-ритейле.

Какие принципиальные отличия необходимо учесть при организации онлайн торговли тем, кто до этого работал в оффлайне?

До перехода в онлайн проект я более 5 лет работал в оффлайн-рознице одного из ведущих отечественных ритейлеров, поэтому с уверенностью могу сказать: е-финансы значительно отличаются от традиционных.

Во-первых, отличается структура затрат. Расхожее представление, что интернет-бизнес имеет повышенную рентабельность при более низких ценах из-за отсутствия расходов на содержание магазинов и торгового персонала, – не более чем утопия.

Во-вторых, существует ряд законодательных отличий. Например, интернет-магазин обязан в течение 7 дней принимать от покупателей возвраты даже сложных технических изделий надлежащего качества, а доставка заказов дороже 15 000 рублей сторонними курьерскими компаниями требует идентификации клиента. Вместо закупки торгового оборудования электронный ритейл вынужден нести капитальные расходы для создания нематериальных активов, вместо POS-рекламы – заказывать баннеры, клики и контекст, вместо пополнения запасов магазинов – производить доставку индивидуальных заказов.

Есть еще множество больших и малых отличий, связанных с иной моделью розничной дистрибуции.

Другими словами, чтобы идти в онлайн, необходимо формировать отдельный блок бизнеса, специально «заточенный» под работу с интернетом?

Абсолютно верно. Представьте, что вы всю жизнь торговали бытовой техникой и вдруг решили заняться продуктами питания. Попытка подойти к новому ассортименту со старыми проверенными временем приемами обернется катастрофой. Приторговывать кофе и специями рядом с кофе-машинами можно и без привлечения опытных специалистов, но выход на значительные обороты требует создания принципиально новых процессов. Так же и с торговлей в виртуальном пространстве. В том числе и в случае с финансовым подразделением компании: чем заметнее интернет-оборот, тем важнее наличие выделенных специалистов с профильным опытом.

Вместо инвестиций в строительство и торговое оборудование интернет-бизнес требует инвестиций в IT-инфраструктуру. Насколько контроль создания нематериальных активов сложнее контроля создания розничной сети?

Прежде всего, «виртуальная полка» не имеет физических ограничений, поэтому развитие, например, движка сайта, происходит постоянно.

В случае с офф-лайн магазином едва ли возможно, отремонтировав торговые площади, через месяц пристроить к ним еще одно помещение, а через пару недель – еще три. Таким образом, инвестиции в розничную сеть в большинстве случаев заканчиваются на этапе открытия объекта, далее магазин начинает требовать операционных затрат на поддержание в нужном качестве. В онлайне инвестиции не прекращаются никогда. В то же время, остаются и текущие расходы. Поэтому от е-финансистов, во-первых, требуется умение корректно разделять IT-САРЕХ и IT-ОРЕХ.

Во-вторых, в онлайне появляется новая категория учета – контент. Он так же может оказаться как в составе капитальных затрат, так и текущих расходов. Работа с нематериальными активами радикально отличается от привычной схемы: шкаф – основные средства, замена щеколды – текущие издержки.

О чем еще стоит помнить финансисту, который решил войти в команду онлайн проекта?

Сегодня инвестиции в интернет опять становятся модными, и целое поколение молодых и амбициозных гиков мечтает создать свой Instagram или Twitter, сидя на подоконнике с любимым Макбуком. Увы, большинство из них не только имеют лишь отдаленное понимание об экономических основах работы предприятия и едва ли соответствующий требованиям опыт управления людьми и бизнес-проектами, но и преисполнены слепой веры в радужные перспективы. Нередко их мечта – найти бизнес-ангела с безграничной «денежной трубой», которому они с удовольствием продадут часть компании за шестизначную сумму. Финансисты же не могут не задумываться о монетизации идеи и возврате инвестиций. Если идете в новый проект, будьте готовы оказаться главным пессимистом и дотошным занудой, который заботится об экономической состоятельности и финансовой стабильности розницы нового поколения.

Более подробно ознакомиться с опытом компании E5.ru и задать собственные вопросы Сергею Чадину вы можете на Третьем форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2013, который состоится 3-4 июня 2013 года в Москве.


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии