Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Любовь Александрова: «В 2012 году средняя стоимость сделок снизилась»

Любовь Александрова: «В 2012 году средняя стоимость сделок снизилась» 06.12.2012

Любовь Александрова, директор по развитию бизнеса Danone-Unimilk CIS и спикер седьмой конференции «Корпоративный контроллинг», рассказала CFO-Russia о тенденциях рынка слияний и поглощений.

На какие тенденции по слияниям-поглощениям важно обратить внимание?

В целом инвестиционная активность в России сейчас не очень высокая. Инвесторы очень осторожны, всё тщательно перепроверяют и взвешивают, прежде чем покупать активы.

По оценкам аналитиков, в 2012 году сделок проводилось больше, чем в 2011, но их средняя стоимость была меньше. Лидер по количеству сделок – пищевая промышленность – с 15% рынка слияний-поглощений. В пищевой отрасли доминируют горизонтальная интеграция, когда компании объединяются.

Вертикальные же сделки, когда покупается, например, основной поставщик, редкость. Напротив, многие разделяют компании, чтобы диверсифицировать риски.

Становится больше мелких сделок с небольшими бизнес-операторами. Количество сделок стоимостью менее $ 1 млн выросло в два раза по сравнению с прошлым годом. Часто происходят и квазисделки, когда предприятие заканчивает работать и продает, по сути, свои активы.

По моему опыту, средний бизнес в нашей отрасли не готов объединяться. Лишь единицы имеют отстроенные для слияний бизнес-процессы и необходимый уровень отчетности. Кроме того, не все акционеры готовы делать свой бизнес более прозрачным.

На что обратить внимание финансовым директорам в 2013 году?

Я бы посоветовала финансовым директорам внимательно следить за новыми технологиями, новыми видами бизнеса, вообще новинка везде.

Космическими темпами развивается автоматизация, появляются новые сферы, связанные с IT-технологиями. Финансовый директор должен следовать веяниям времени и помогать руководителям как бизнес-партнер, развивая при этом уровень финансового сервиса.

С точки зрения внутренней, имеет смысл фокусироваться на саморазвитии и развитии своей команды. Обладание новыми знаниями дает возможность более уверенно чувствовать себя на рынке и в собственной компании. Будущее – за адаптивными профессионалами.

Кризис: проблема или стимул к развитию, на ваш взгляд?

Кризис – это переворот, перелом, состояние, когда применяемые ранее средства для достижения целей становятся неадекватными, а в результате возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Ключевое слово – непредсказуемые. Важно не столько уметь предсказывать, сколько уметь адаптироваться. Второй ключ – проблема, если она не диагностируется. Если диагноз есть – значит, есть решение. Если нет – нужно уходить с рынка, забираться в новый. То есть стремиться туда, где есть действие и возможно решение.

В этом смысле, кризис – это ключ к развитию, но не стимул.

Подробнее ознакомиться с опытом компании «Danone-Unimilk CIS» и «ЕвроХим» задать собственные вопросы Любови Александровой вы сможете на седьмой конференции «Корпоративный контроллинг», которая состоится 2-3 апреля в Москве.

Нина Данилина


Комментарии