Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Банки предложили блокировать карты при подозрительных платежах

24.09.2019

Банки рекомендуют внести поправки в законы, которые позволят на срок до 30 рабочих дней блокировать карты при подозрении, что на них зачислили мошеннически списанные средства. По словам авторов идеи, эта мера поможет бороться с выводом похищенных денег со счетов и карт. Тем не менее, эксперты прогнозируют: идея, несмотря на свою пользу, может принести ущерб добросовестным клиентам финансовых организаций.

Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России, пояснил «Коммерсанту», что нужно разработать механизм, который поможет банку получателя денежных средств замораживать украденные деньги.

По закону это можно будет сделать только в момент списания из банка отправителя, подчеркнул А.Войлуков. Но чаще клиент узнает о хищении, когда средства уже списали с его счета. «И даже если в такой ситуации он моментально сообщит в банк о мошенничестве, то юридических оснований для возврата денег у банка-отправителя уже не будет», — отметил Алексей. Однако он подчеркнул, что существует задержка между зачислением средств и снятием их в банкомате. В этот промежуток банк-получатель сможет на время заблокировать деньги.

Таким образом, в закон о национальной платежной системе предлагают внести поправки, которые позволяют банку получателя без согласия клиента-плательщика приостановить использование клиентом-получателем электронного средства платежа до подтверждения его законности.

Если отправитель денег обратился в полицию и ему там выдали талон-уведомление, блокировка может длиться 30 рабочих дней. На тот же отрезок времени можно будет заблокировать подозрительную операцию в обеспечительных целях и по антиотмывочному закону. Если отправитель денег не предпримет таких действий, карту получателя разморозят через два дня.

По словам членов комитета по информбезопасности АБР, идею о поправках выдвинул управляющий директор департамента кибербезопасности Сбербанка Сергей Велигодский. Директор FBK CyberSecurity Александр Черненко отметил, что за эту инициативу банки проголосовали практически единогласно. Директор департамента информбезопасности «Росбанка» Михаил Иванов считает, что изменения позволят заблокировать карту мошенника и осложнят вывод похищенных средств.

В то же время часть специалистов по информационной безопасности сомневается в действенности данной меры. На их взгляд, срок блокировки 30 рабочих дней смотрится необоснованным. Выходит, что банк-получатель удерживает деньги более месяца. Но непонятно, что может случиться за это срок и почему он именно такой. «Нельзя преждевременно делать вывод о пользе идеи, необходимо хотя бы сопоставить предложенные банками сроки с реальным временем расследования подобных преступлений», — указали собеседники «Коммерсанта».

У юристов также остаются вопросы. «Расследование уголовного дела могут и не завершить в определенный срок. Поэтому нужно ясно обозначить, какой документ будет продлять блокировку, а также куда его нужно представить, — объяснил глава АБ “Корчаго и партнеры” Евгений Корчаго. — Нужно ли представить в банк постановление о возбуждении уголовного дела или другой документ?» Помимо этого, не стоит пренебрегать рисками злоупотребления правом. Например, когда плательщик отсылает средства и потом обращается в полицию, или финансовая организация без оснований задерживает деньги. «Необходимо обозначить ответственность для злоупотребившего правом», — считает Евгений Корчаго.

Директор процессингового центра «Альфа-Банка» Сергей Брынин сказал: «Мы поддерживаем инициативу по блокировке денежных средств, переведенных без согласия клиентов. Инициативу по блокировке карт мы считаем недостаточной, поскольку у потенциального мошенника может быть не одна карта, а также другие каналы вывода средств. Мы считаем, что для добросовестных клиентов инициатива полезна, так как позволит возвращать деньги, выводимые мошенниками с их счетов, в то же время риски ошибочных блокировок минимальны».

Юлия Сильченко

Наши конференции:


Комментарии