Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Игорь Селиванов, РБК: «Нестандартные аналитические запросы решаем нестандартными методами»

Игорь Селиванов, РБК: «Нестандартные аналитические запросы решаем нестандартными методами» 30.07.2019

Игорь Селиванов, финансовый директор РБК и спикер Четвертой конференции «Цифровое предприятие», поделился с CFO Russia подходами к анализу операционных показателей для принятия решений в финансовом блоке.

Как в РБК анализируют операционные показатели для принятия решений в финансовом блоке?

У нас есть набор регулярных отчетов, которые готовят для топ-менеджмента компании.

По всем бизнес-направлениям холдинга мы анализируем выручку и клиентскую базу в разных разрезах: в одних – ежемесячно, в других – еженедельно. Это связано как с особенностями бизнес-направлений, так и с технологическими ограничениями: не везде получается «вынимать» данные чаще одного раза в месяц.

Кроме того, как финансовый директор я получаю основную продуктовую аналитику компании. Это помогает лучше понимать изменения в бизнес-процессах. Финансовый директор – человек, который занимается не цифрами, а смыслами, которые стоят за этими цифрами. Поэтому он обязан глубоко понимать бизнес, в котором работает.

У нас также есть набор разных аналитических систем, но в основном выгрузки из них потом дорабатывают в Excel и его производных. Как в старом анекдоте: «доводим до нужного состояния напильником».

С какими сложностями сталкивается компания при данном анализе?

Ключевая проблема – множество данных в рабочих системах, которое мы не можем правильно и в нужном разрезе оттуда достать. Или данные настолько «разношерстные», что их сложно сопоставить.

Например, 5 лет назад в нашей клиентской базе было несколько сотен тысяч человек в доменно-хостинговом направлении бизнеса. По ним мы могли получить только разрез «физические /юридические лица», а также набор не самых нужных выгрузок. При этом не было возможности посчитать ни срок жизни клиента, ни ARPU (average revenue per user – средняя выручка на одного пользователя – прим. ред.), потому что в системе учет строился не на клиентах, а на услугах и их сроках жизни. Чтобы получать нормальную клиентскую аналитику, мы потратили много времени на доработку клиентских биллингов.

Другой пример связан с нашим медийным бизнесом. В один прекрасный момент мы столкнулись с ситуацией, когда у нас не было собранной информации о ценах и параметрах скидок по всем рекламным клиентам в едином виде. Первый раз на сбор нужной аналитики мы потратили почти месяц. При этом мы не были готовы капитально решить данную проблему. Поэтому через некоторое время построили простую систему анализа цен и скидок сначала на основе Excel, а потом автоматизировали ее на базе 1С.

Мы столкнулись с еще одной сложностью при работе с данными. У нас всегда было много информационных и клиентских систем. Так, в 2014 году у нас было 7 клиентских биллингов в доменно-хостинговом направлении бизнеса. И все они работали по разным принципам. Различались даже принципы начисления выручки. Это не позволяло получить в едином виде адекватные данные для анализа. Сейчас ситуация кардинально улучшилась. Хотя вынужден признать, что до конца решить проблему нам пока не удалось. Некоторые нестандартные аналитические запросы решаем нестандартными методами.

Какой эффект получает компания от анализа операционных показателей?

Прежде всего, мы стали лучше понимать бизнес-процессы компании. Правильный и оперативный анализ поведения клиентов и выручки позволяет быстрее реагировать на изменения. Если я вижу негативные явления в поведении клиентов, то могу заранее дать команду в финансовый отдел о необходимости срочно пересмотреть затратную часть бюджета. Работа с данными о клиентах помогает лучше оценивать риски, открывать или закрывать финансирование разных направлений.

Например, мы много тратили на технологическое решение для клиентов, которое раньше пользовалось большой популярностью. Однако никто не следил за динамикой этой услуги, так как обычно ее продавали в «пакетах» с другими. «Пакеты» в учетной системе считались единой услугой. Когда мы достали из системы разбивку «пакета» и проанализировали услуги по отдельности, поняли, что выручка по ним сопоставима с затратами, да еще и снижается. Тогда мы закрыли эту единую услугу.

Задать свои вопросы Игорю Селиванову и узнать больше об опыте РБК вы сможете на Четвертой конференции «Цифровое предприятие», которая состоится 22-23 августа 2019 года в Москве.

 Мария Кириченко


Комментарии