Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Государство ждет от бизнеса слияний и инноваций

06.10.2011
Проблемы крупного российского бизнеса обсудили в Москве его представители, в собравшиеся на свой VII ежегодный форум "Эксперт-400". Помимо руководителей крупных отечественных компаний, в работе открывшегося в среду форума принял участие заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов.

Одной из центральных выступления вице-премьера стало внедрение инноваций в промышленное производство. По его мнению, основные расходы по этой части должны взять на себя корпорации. Однако у нас пока они финансируют не более 20% технологических разработок, в то время как на Западе корпоративный сектор выделяет на это 60-70% средств.

В чем здесь дело? По-видимому, все в той же маломощности отечественного капитала, особенно в обрабатывающих отраслях. Недаром, по данным Иванова, в рейтинге 1000 мировых компаний, осуществляющих научные исследования и разработки, представлены только три российские корпорации. Это "Газпром" — 108 место по объему таких затрат, причем их доля в его выручке всего 0,6%; "АвтоВАЗ" – 758 место в этом списке (0,8%) и "Ситроникс" — 868 место (2,6%). Комментировать нечего, "и так все понятно", заметил Иванов, напомнив, что интенсивность затрат предприятий на технологические новшества сегодня России составляет в среднем 1,9%. В то время как в Швеции этот показатель равен 5,5%, в Германии – 4,7%.

Чтобы противостоять "акулам" мирового бизнеса, надо укрупняться, считает вице-премьер. Например, в авиатранспорте у нас, по словам Иванова, "15 хороших авиакомпаний, которые перевозят сегодня 90% пассажиров". 120 остальных российских авиакомпаний "объективно не должны остаться на рынке". "Они должны либо слиться между собой, либо влиться в другую крупную авиакомпанию", — уверен зам. главы правительства. Посмотрите на Европу, предложил собравшимся Иванов. Население там гораздо больше, чем в России, летают они тоже чаще, чем россияне, а "авиакомпаний реально всего три". Через Атлантический океан тоже летает всего пара-тройка американских авиакомпаний, напомнил он.

Те же процессы будут проходить в ближайшее время и в других отраслях. "У нас сейчас 600 страховых компаний и тысяча банков. Для России это многовато, тем более что далеко не все банки можно назвать банками. Название, это одно, а реальные функции, которые выполняют многие учреждения, называющиеся банками – это другое", — сказал Иванов.

В общем и целом уровень нынешних российских крупных производителей пока еще весьма далек от советских времен. Выступая на форуме, президент ОАО "Ситроникс" Сергей Асланян напомнил, что 20 лет назад СССР занимал третье место в мире по выпуску микроэлектроники после США и Японии. Сегодня тот же "Ситроникс", один из крупнейших производителей микроэлектроники в России, занимает лишь 868 место в мире.

В авиапроме вообще беда. По словам вице-президента — исполнительного директора ОАО НПК "Иркут" Василия Прутковского, сегодня у нас осталось "два с половиной авиастроительных завода, соответствующих среднему мировому уровню". С новыми технологиями в этой отрасли вообще "все грустно и просто – мы их покупаем", говорит он.

В целом же, по словам Прутковского, сегодня 90% российского авиапрома это военная продукция. К 2020 году, в России, правда, планируется увеличить долю такой высокотехнологичной отрасли как гражданское авиастроение до 50%. Пока, впрочем, не очень понятно за счет чего.

Зато понятно за счет чего может прирастать наш аграрно-промышленный комплекс. По словам президента АФК "Система" Михаила Шамолина, себестоимость продукции российского сельского хозяйства одна из самых низких в мире. При этом розничные цены на продукты российского сельского хозяйства даже на внутреннем рынке не ниже, а зачастую выше мировых. Маржа порой превышает себестоимость продуктов на 1000 и более процентов. Естественно, что российский АПК представляется крупному бизнесу весьма привлекательной сферой вложения капитала. "Развивать российское сельское хозяйство выгодно", — заявил Шамолин на форуме.

Учитывая, что большую часть себестоимости любой продукции практически всегда составляет стоимость вложенного в нее труда, Шамолин, фактически признал, что относительная "успешность" российского АПК в последние годы достигается не столько за счет внедрения инноваций и прогрессивных методов организации производства, сколько за счет нищенского уровня оплаты труда в этом секторе экономики.

Кстати, тот же Шамолин признал, что бизнес занимается внедрением инноваций не из любви к ним, а по необходимости, когда не внедрять их становится невыгодно. "Реально инновации начинаются тогда, когда бизнес не может выживать без них. Если у тебя есть возможность заработать деньги добычей полезных ископаемых, торговлей и экспортом сырья, зачем напрягать мозги и вкладываться в инновации", — заметил бизнесмен.

То же и с нашим сельским хозяйством. Если за крестьянский труд можно платить копейки и получать сверхприбыль без всяких инноваций, а просто взвинчивания до умопомрачительных высот цены на продукцию, для чего тратиться на всякие там передовые технологии?

Александр Желенин

Комментарии