Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Виктор Сахаров, ЮТэйр: «Нужно пройти по тонкой грани между налаживанием отношений с проверяющими и соблюдением интересов предприятия»

Виктор Сахаров, ЮТэйр: «Нужно пройти по тонкой грани между налаживанием отношений с проверяющими и соблюдением интересов предприятия» 02.10.2017

Виктор Сахаров, заместитель главного бухгалтера по налоговому учету ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» и спикер Конференции «Налоговое планирование: работа в условиях деофшоризации», рассказал CFO Russia, как компании подготовиться и вести себя в ходе налоговой проверки.

На что стоит обратить наиболее пристальное внимание при подготовке к проведению налоговой проверки?

В первую очередь, на продумывание детального плана действий. Расскажу, как у нас формировался этот алгоритм. К первым проверкам мы прописали план подготовки к ним. В плане мы учли все вопросы, по которым могут возникать проблемы, расписали роли сотрудников, определили их обязанности, подготовили регламент взаимодействия с проверяющими. Постепенно, алгоритм работы стал настолько привычен, что необходимость в формировании плана пропала. Все и без него знают, как нужно действовать:

Во-первых, проинформировать руководство.

Во-вторых, нужно убедиться, что сотрудники проинформированы о правилах поведения в ходе проверки.

В-третьих, сконцентрировать ресурсы, потому что срок предоставления документов по требованию ФНС 10 дней, и каждый день задержки подготовки документа — потенциальная проблема.

В-четвертых, четко распределить функции и обязанности.

В-пятых, определить ответственного. Именно он будет разговаривать с проверяющими. Этот момент особенно важен. При определении одного ответственного можно избежать разногласий и, в следствии этого, лишних проблем.

Как нужно себя вести в ходе налоговой проверки?

В «ЮТэйр» есть два основных правила поведения сотрудников в ходе налоговой проверки:

Первое правило для всех специалистов, кроме тех, кто сопровождает проверку — как можно меньше общаться с проверяющими. Знаете некоторые сотрудники, особенно технические специалисты, не разбираясь в бухгалтерских и налоговых вопросах могут таким образом рассказать о своей работе, а налоговики таким образом это интерпретировать, что компания получит лишние проблемы, там где их и нет.

Второе правило действует для сотрудников, которые отвечают за взаимодействие с проверяющими- пройти по тонкой грани между налаживанием отношений с проверяющими и соблюдением интересов предприятия. То есть, нужно придерживаться норм НК РФ, иногда идти на компромисс и предоставлять налоговой службе более подробную информацию, но обязательно фиксировать все передаваемые в ФНС документы и оценивать риск передачи запрашиваемых документов и информации. Если вас просят сделать что-то, что навредит компании, стоит занять твердую позицию и отказать. За время своей работы в «ЮТэйр» я общался с более чем 40 налоговыми проверяющими, и могу сказать, что общий язык можно найти в 95% случаев.

Какие ошибки обычно допускают компании?

Затягивают с подачей уточненных деклараций и сдают их после начала выездной проверки.

Не контролируют контакты работников с проверяющими, в том числе допросы и опросы своих сотрудников.

Слишком надеются на судебную защиту. Не идут на компромиссы.

Слишком много внимания уделяют формальным основаниям при споре с ФНС.

Не контролируют процесс проверки.

Не общаются с проверяющими, отгораживаясь стеной негатива.

Переходят черту между нежеланием дать излишнюю информацию и открытым противодействием.

Как можно устранить или минимизировать последствия таких ошибок?

Вот только некоторые из вопросов, которые нужно проверить перед проверкой:

Имеется ли процедура принятия и оценки контрагентов? Есть ли «фирмы однодневки» среди контрагентов? Есть ли информация о фирмах-однодневках на этапе «второго и последующих звеньев»? (Проверка должной осмотрительности) Организована ли проверка соответствия условий ст. 54.1 НК РФ?

Применяются ли налоговые льготы? Все ли условия применения налоговых льгот соблюдаются?

Есть ли сделки с взаимозависимыми лицами, в которых условия отклоняются от рыночных?

Применяются ли резервы? Все ли условия применения резервов выполнены? Закреплено ли это в учетной политике?

Все ли счета-фактуры, в том числе корректировочные и исправительные отражены в книге покупок и книге продаж? Все ли задекларированы?

Все ли уточненные декларации сданы?

Налажены ли взаимоотношения с иностранными контрагентами? Есть ли сертификаты налогового резидентства? Есть ли подтверждения ФПД? Обозначено ли место оказания работ (услуг)?

Имеются ли необлагаемые НДС операции? Ведется ли раздельный учет НДС?

Соответствуют ли условия, предусмотренные договорами реальному содержанию сделок?

Все ли документы, предусмотренные договором оформляются правильно?

Если нет действующей системы работы с налоговыми рисками я бы рекомендовал составить план подготовки и закрепить ответственных, а если нет уверенности в своих силах обратиться за консультацией к аудиторам или консультантам.

Задать свои вопросы Виктору и узнать больше об опыте ПАО «Авиакомпания ЮТэйр» вы сможете на Конференции «Налоговое планирование: работа в условиях деофшоризации», которая пройдет 1 июня 2018 года в Москве.

Ирина Экзархо


Комментарии