Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Анна Глазкова: «Бизнес, который живет в логике долгосрочной финансовой модели, чувствует себя намного комфортнее в условиях неопределенности»

Анна Глазкова: «Бизнес, который живет в логике долгосрочной финансовой модели, чувствует себя намного комфортнее в условиях неопределенности» 20.07.2016

Анна Глазкова, заместитель директора по экономике и финансам биотехнологической компании «ФОРТ» и спикер шестой конференции «Эффективное управление финансами в холдингах», рассказала CFO-Russia о роли финансового директора в стратегическом планировании компании.

Какова роль финансового директора в подготовке к сессии стратегического планирования и развития бизнеса?

Роль финансового директора очень изменилась за последнее время. CFO столкнулись со многими проблемами: кредитное сжатие, недостаток ликвидности, волатильность, турбулентность на валютных рынках, глобальная экономическая неопределенность, колебание цен на сырье, и это не считая влияния геополитических аспектов. Понимание стратегии бизнеса и умение работать в контуре долгосрочной стратегической бизнес-модели – ключевые требования для профессии CFO в современном мире. И в этой связи роль финансового директора в борьбе с неопределенностью является ведущей. Приходится принимать решения в постоянно изменяющемся пространстве бизнеса, а значит, обладать устойчивостью к стрессам и твердой волей. 

Помимо арсенала бизнес-аналитика CFO должен обладать талантом организатора и мотиватора. Для этого надо гармонично сочетать в себе роль советника, стратега и тактика, а также уметь концентрироваться на главном: видеть перспективу и замечать детали. Для того, чтобы довести любой процесс до финиша, необходимы лидерские качества, харизма и авторитет профессионала. Расчетная функция и умение работать с большими объемами информации трансформируются и приобретают дополнительную ценность: умение жить и действовать в пространстве долгосрочной финансовой модели и стратегического бизнес-пространства. 

Сессия стратегического планирования требует самой тщательной подготовки. Здесь важна командная работа, системность и последовательность. Логика подготовки к стратсессии и построения модели состоит из ряда этапов: оценка и прогноз рынка, понимание угроз и возможностей, оценка ключевых факторов успеха (как своих, так и у конкурентов), выбор продуктового портфеля, стратегические инициативы, финансовая модель, которая является неким градусником или индикатором для каждого функционального блока, балансируя ресурсы компании. Кульминация проведения стратегической сессии – выбор стратегического сценария.

Подготовленная команда в процессе выработки решений на стратегических сессиях становится мощнее и результативней. Я не раз наблюдала значительную трансформацию команды лидеров, которая впоследствии помогла компании избавиться от неэффективности и достичь отличных результатов.

Как вы определяете жизнеспособность стратегических инициатив?

По сути, необходимо интегрировать стратегические инициативы или стратегические карты в действующую финансовую модель. Это помогает увидеть картину бизнеса целиком. Жизнеспособность финансовой модели определяется, прежде всего, тем, насколько сбалансированы финансовые потоки при встраивании стратегических проектов и решений. Фактически, при выборе той или иной стратегической инициативы проигрываются различные сценарии и формируется оптимальная программа развития для увеличения ключевых показателей бизнеса (выручка, EBITDA, чистая прибыль, EV).

Используете ли вы финансовое моделирование? Почему?

Одним из ключевых трендов управленческого учета является смещение акцента принятия решений с анализа исторических данных к формулированию прогнозных значений. Планирование и прогноз предполагает постоянный мониторинг, включая изучение рынка и стратегии конкурентов, поиска эффективных решений и пр. Таким образом, роль управленческого учета становится шире и значимее для бизнеса и для его развития. 

Фактически, прогнозирование на основе управленческих данных является основой для построения стратегической долгосрочной бизнес-модели, а финансовое моделирование – инструментом для точного понимания в какой точке пространства находится бизнес, каковы его перспективы, какова его стоимость и какие альтернативные сценарии можно воплощать в жизнь, а от каких стоит отказаться. В связи с этим, стратегическая модель должна быть всегда в актуальном состоянии, поэтому целесообразно ее периодически обновлять и оценивать по KPI. Данные должны быть верифицированы, а сама модель должна быть максимально агрегирована по сегментам, универсальна и удобна. 

Бизнес, который живет в логике долгосрочной финансовой модели, чувствует себя намного комфортнее в условиях неопределенности и намного меньше тратит времени на ежегодное бюджетирование и защиту бюджетов.

Задать собственные вопросы Анне и узнать больше об опыте компании ФОРТ вы сможете на шестой конференции «Эффективное управление финансами в холдингах», которая пройдет 6 июля в Москве.

Ирина Экзархо



ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии