Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о конференции «Стратегический кредитный менеджмент и управление дебиторской задолженностью» (день 2)

20.08.2015

2-3 июля портал CFO-Russia, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел конференцию «Стратегический кредитный менеджмент, управление дебиторской задолженностью и кредитным риском». На мероприятии были представлены более 20 подробных практических кейсов от ведущих компаний и актуальная арбитражная практика. Партнером форума стала компания Coface. Представляем вашему вниманию отчет о первом дне конференции.

«Стратегический кредитный менеджмент, управление дебиторской задолженностью и кредитным риском»

Первым выступил Алексей Кравцов, председатель арбитражного третейского суда города Москвы, с докладом «Эффективные решения проблемных задолженностей в российских третейских судах». Он представил преимущества третейского разбирательства; рассказал о видах споров, которые могут разбираться в третейских судах. Спикер провел сравнительный анализ расходов на третейский и государственный суды; показал правила обращения в третейский суд и привел примеры судебной практики.

«Недобросовестные и/или неграмотные штатные юристы и юридические компании обычно не хотят, чтобы их фирма судилась в третейском суде.

Чем длительнее и сложнее процесс взыскания задолженностей в фирме, тем больше они зарабатывают и тем выше их ценность.

При обращении в третейский суд их ценность падает, затраты на их содержание становятся неоправданными, так как дела разбираются в сжатые сроки, и решения обжалованию не подлежат.

Но добросовестные и замотивированные юристы быстро обучаются и уже сами предлагают работодателю идти в третейский суд».

Следующим выступил Андрей Мишанов, независимый эксперт, с докладом «Три типа проблемных должников. Как работать с каждым из них». Он представил цикл жизни проблемной задолженности; рассказал о типах должников и особенностях работы с каждым из них. Спикер поделился опытом мотивации ответственных за взыскание задолженности сотрудников и пояснил, как можно избежать проблемы перехода гражданских споров в уголовные дела.

«Существуют три причины появления мертвой задолженности:

  • объективные (катаклизм, локальная катастрофа и т.д.);
  • мошенничество;
  • разгильдяйство ответственных работников.

В связи с этим нужно предпринять следующие действия. Прежде чем возмещать ущерб и списывать задолженность установите причину возникновения и определите ответственных, чтобы в будущем избежать повторения ситуации».

Завершил первую секцию Павел Викулаев, заместитель финансового директора «Ленстройтреста», с докладом «Управление портфелем торговой дебиторской задолженности в компании Ленстройтрест». Он представил задание плановой структуры условий продаж; поделился опытом автоматизации контроля структуры продаж и контроля над расчетами в выданных авансах. Спикер рассказал о системе мотивации, как способе оптимизации денежного потока и контроле над сомнительной ДЗ (дебиторской задолженностью) подрядчиков.

«Коэффициент возмещения выручки проекта определяется по следующей формуле:

  phormula.png

Где,

М – общее количество месяцев, в течение которых идут продажи по проекту,

aj – доля выручки по j-го месяца в общей выручке по проекту,

КВВj –коэффициент возмещения выручки j-го месяца».

После кофе-паузы, на которой спикеры продолжили обсуждения поднятых в первой секции вопросов, выступили представители ООО «Нестле Россия»: Елена Ананьева, директор по налогообложению, казначейства и управления рисками, и Юлия Решникова, руководитель отдела по расчетам с покупателями и кредитный контролер. Они провели мастер-класс «Управление кредитными рисками в кризисных ситуациях: инструменты и методы минимизации рисков». Спикеры раскрыли ожидания бизнеса сегодня, отметив, что текущие условия становятся сложными для клиента:

«Сейчас наблюдается снижение финансирования через банки и факторинговые компании. Значительно увеличивается стоимость финансирования (высокая ключевая ставка). Ужесточаются требования к заемщикам со стороны банков и увеличиваются расходы в связи с ослаблением рубля».

Спикеры провели анализ образования дебиторской задолженности; показали этапы работы по предупреждению внешних причин образования задолженности:

«До подписания контракта проверьте надежность будущего партнера с использованием различных ресурсов:

  • информационно-аналитические базы, связанные с ЕГРЮЛ/ЕГРИП (Единый государственный реестр юридических лиц/Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – прим. ред.) – подтверждение факта регистрации, отсутствие признаков неблагонадежности (массовый регистратор/директор, массовый адрес регистрации и т.п.), аффилированность с действующими клиентами (риск увеличения кредитного лимита);
  • арбитражный суд (картотека дел) – информация о наличии исков;
  • СМИ - информация о банкротстве;
  • Федеральная служба судебных приставов – информация об исполнительном производстве».

Спикеры поделились опытом мониторинга деятельности клиентов; представили риски потери дебиторской и кредиторской задолженностей при банкротстве клиента и показали инструменты и методы снижению дебиторской задолженности клиентов. При этом они подчеркнули, что эффективность управления дебиторской задолженностью заключается в комплексном подходе.

Podgorniy.jpg

Подгорный Андрей, главный специалист отдела управления финансовыми рисками «Аэрофлота», представил доклад «Проверка контрагентов в условиях экономических санкций». Он поделился опытом установления и контроля соблюдения лимитов кредитного риска; представил механизм оценки экономического положения контрагентов; рассказал об особенностях проверки контрагентов в условиях экономических санкций. Также спикер презентовал особенности установления лимитов в отношении отдельных групп контрагентов и рассказал об IT-системе контроля дебиторской задолженности.

«Давайте, на примере Крымских санкций рассмотрим факторы санкционного риска:

  • товары или лица Крыма;
  • импорт вооружения, товаров двойного назначения, технологий, продуктов питания с территории ЕС в Россию;
  • наличие или вероятность применения санкций в отношении участника операции или сделки;
  • вид установленных санкционных ограничений;
  • участие в сделке, операции или расчетах иностранных лиц;
  • наличие санкций страны-эмитента валюты операции в отношении участника».

После обеда выступила Вера Борисова, директор по налоговым вопросам Hewlett Packard в России и СНГ, с докладом «Кредиторская и дебиторская задолженность: налоговые последствия». Она обратила внимание на чистые активы организации и правило «тонкой капитализации»; рассказала о значительной задолженности (кредиторской или дебиторской) и необоснованной налоговой выгоде. Спикер показала, как можно взять налоговый кредит при невозможности произвести оплату налоговых обязательств и рассказала об отрицательных чистых активах, как угрозе ликвидации.

«Отрицательные чистые активы – это угроза ликвидации.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации (ФЗ РФ от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об ООО»). Аналогичная норма установлена для акционерных обществ.

Так, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения им убытков; а орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц вправе предъявить требование в суд о ликвидации общества.

Налоговые органы наделены правом предъявлять в суде иски о ликвидации организации любой организационно – правовой формы по основаниям, установленным российским законодательством (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» и п. 2 ст. 25 ФЗ РФ от 08.08.01г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Правоприменительная практика по данному вопросу противоречива, но чаще всего складывается в пользу юридического лица».

После выступления спикеров состоялся круглый стол «Эффективные методы работы с проблемными долгами», в которой приняли участие Полина Демичева, финансовый директор «Хоум Центра»; Людмила Клименко, руководитель по взысканию дебиторской задолженности клиентов «МегаФон»; Татьяна Сомова, финансовый директор «Рико»; Алексей Лушин, начальник Управления корпоративными финансами «Уралвагонзавод». Участники обсудили следующие вопросы:

  • признаки долговых проблем;
  • процесс взыскания и особенности работы с проблемными долгами;
  • профилактика возникновения долгов.

Затем Сергей Калинин, финансовый директор MacСoffee, рассказал о способах оценки платежеспособности контрагентов и выставление кредитных лимитов. Он показал, с чего следует начать работу по установлению кредитного лимита клиенту; обратил внимания на нюансы знакомства с бизнесом клиента: оборот, количество лет на рынке, количество сотрудников, основные клиенты, основные поставщики, складские остатки, количество компаний в группе, срок жизни юридических лиц. Спикер показал, как нужно работать с финансовой отчетностью клиента; рассказал о взаимодействии отдела продаж и финансового отдела при установлении кредитного лимита на клиента, а также поделился опытом мотивации клиентов и сотрудников отдела продаж на своевременный возврат дебиторской задолженности.

«Что может показать финансовая отчетность клиента и что она может скрывать? Финансовая отчетность является очень важным элементом при принятии решения об установлении кредитного лимита и отсрочки платежа на клиента. Но в тоже время, не стоит переоценивать её значение.

Оценка достоверности отражения финансового состояния клиента в его финансовой отчетности:

  • наличие аудиторского заключения;
  • групповая отчетность;
  • реструктуризация компании.

Основные контрольные точки, которые нужно учесть при анализе финансовой отчетности клиента:

  • соотношение собственных и заемных средств;
  • капитал компании;
  • прибыльность компании;
  • задолженность по кредитам перед банками;
  • наличие открытой валютной позиции».

Завершил конференцию Григорий Белов, старший менеджер по развитию процессов взыскания дебиторской задолженности в компании «МегаФон», с докладом «Повышение эффективности взыскания за счет автоматизации». Он рассказал, почему компания может получить проблемы вместо результата? Спикер представил правильный подход к автоматизации (идти от целей к продукту) и критерии оценки ее успеха. Он поделился опытом сегментирования абонентов, стратегиями взыскания и планами работ, а также резентовал показатели и KPI’s.

«Критерии успешности автоматизации:

  • целенаправленность. Автоматизация повышает степень достижения бизнес-целей;
  • непрерывность улучшений. Происходит упрощение, ускорение и в итоге удешевление процессов;
  • достоверность данных. Автоматизация обеспечивает измеримость результатов, доступность и надежность результатов измерения;
  • решения на основе информации. Управление и улучшение деятельности основываются на данных автоматизированных систем».

Людмила Клименко

Модератором конференции стала Людмила Клименко. Благодаря ей на протяжении всего форума поддерживалась непринужденная атмосфера, звучали комментарии, а иногда и конструктивная критика некоторых вопросов; активно обсуждались не только основные темы докладов, но дополнительные проблемы, возникающие при работе с дебиторской задолженностью.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Отчет о первом дне конференции

Фотоотчет

Текст: Ирина Экзархо

Фото: Тэодолус Сунарджая

 


Комментарии