• Сегодня 5 февраля 2026
  • USD ЦБ 76.91 руб
  • EUR ЦБ 91.11 руб
Конкурс и премия «Лучший ОЦО России и СНГ 2025»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Седьмая конференция «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности»
«Учимся читать» вместе с Колей!
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://vk.com/cforussia

Тимур Гилязов, УК «Полюс»: НМД: Сжечь нельзя читать

17.12.2025

Тимур Гилязов, УК «Полюс»: НМД: Сжечь нельзя читать

До AI-трансформации бизнеса у внутренней нормативно-методической документации в компании было два основных потребителя:

1) Организация в целом: комплаенс, соответствие внутренних бизнес-процессов внешним требованиям, защита интересов организации в судах, прохождение контрольно-надзорных мероприятий, распределение функционала, полномочий и ответственности от генерального директора вниз по организационной структуре. НМД как безопасность и устойчивость организации.

2) Каждый сотрудник: эффективная «доставка» нормативно-методических требований компании до сотрудников, регулирование, увеличение скорости и снижение трудоемкости бизнес-процессов, требования к автоматизации, удобные путеводители и дайджесты. НМД как ясность – кто и что должен делать.

Теперь появляется третий потребитель:

3) Внутренний AI-агент (цифровой сотрудник): база знаний для обучения нейросетей или контекст, применительно к которому будут формироваться промпты для AI-агентов. НМД как AI-ready данные.

От разрозненных семейств документации к полной карте регуляций

Многие компании научились делать внутреннюю документацию простой и доступной. Как пример приведу проекты 2020 года – через тексты или через схемы процессов. Это позволило реализовать сценарий сотрудника-исполнителя «Я работаю как написано».

Сценарий методолога «Я пишу НМД с учетом смежных требований и выученных уроков, рисков, опыта»; сценарий архитектора «Благодаря НМД я заранее спроектировал все необходимые интеграции»; сценарий операционной эффективности «Благодаря НМД я оптимизировал скорость, трудоемкость, стоимость выполнения бизнес-процесса» – эти сценарии всегда казались очень привлекательными, правильными в теории, но очень трудоемкими, нереалистичными на практике.         

Думаю, чтобы реализовать данные сценарии, необходимо собрать вместе, проанализировать и увязать между собой не только регламенты, но все нормы, требования и правила (назовем их регуляции), прямо влияющие на работу сотрудников. Можем выделить 15 семейств документации:

  1. Регламенты бизнес-процессов
  2. Должностные инструкции
  3. Приказы о назначении ответственных
  4. Протоколы коллегиальных органов
  5. Пользовательские инструкции к информационным системам
  6. Регламенты технологических процессов
  7. Проекты и планы производства работ, наряд-заказы
  8. Производственные инструкции, технологические карты, стандартные операционные процедуры
  9. Инструкции по эксплуатации техники, транспорта, оборудования, инструмента
  10. Инструкции по охране труда, пожарной безопасности, программы производственного контроля, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий
  11. Документы корпоративного управления, например, Устав
  12. Договоры
  13. Доверенности
  14. Внешние нормативно-правовые и нормативно-технические документы
  15. Предписания надзорных органов, планы мероприятия по итогам аудита

Встаёт вопрос, как синхронизировать изменения всех семейств документации между собой? Ответ год назад был бы таким: «Невозможно и не стоит браться».

На сегодня созрел другой ответ: «AI-трансформация бизнеса – это новая реальность, в которой уже нет ограничений на большой объем, избыточную фрагментацию и низкую структурированность анализируемой информации».

От управления документами и процессами к управлению комплексной операционной моделью бизнеса

Операционная модель в контексте данной статьи – это бизнес-процессы, организационная структура и персонал компании вместе. Скорее всего, сегодня появляется возможность собрать всю операционную модель в одном интерфейсе не только как статичную бизнес-архитектуру, но и как динамичную картину всех происходящих изменений:

Бизнес-процессы:

  • Внешние требования к бизнес-процессам
  • Внутренние процедуры компании
  • Пользовательские сценарии в информационных системах
  • Продукты и услуги

Структура:

  • Функционал
  • Полномочия
  • Ответственность

Персонал:

  • Компетенции
  • Доступы
  • Мотивация

Источником знаний обо всех изменениях операционной модели могли бы стать упомянутые выше 15 семейств документации. Предполагаю, что со временем сработает прагматизм: пока эта документация не приносила ощутимую пользу бизнесу, никто реально и не заботился о ее качественном содержании. Как только у документации действительно появляется квалифицированный читатель – цифровой сотрудник – который способен прочитать и проанализировать любой объем документации и делать благодаря этим знаниям полезную работу, то и отношение бизнеса к качеству и актуальности внутренней документации поменяется в положительную сторону. Ресурсы на документирование и актуализацию операционной модели наконец-то окажутся меньше той пользы, которую принесут цифровые сотрудники, выполняющие работу на основе знаний из этой документации.

Нотации моделирования VS Свободный текст

Классическая школа бизнес-архитектуры пользуется специальными системами для детального моделирования всех слоёв операционной модели. Обычный эффект – ресурсы на моделирование превышают пользу, модели устаревают уже в момент публикации. Далее разочарование в системном подходе и ложное «Наш бизнес слишком сложный, а окружающая среда слишком непредсказуемая, чтобы пытаться это смоделировать».

Другая крайность в ad-hoc подходе к построению операционной модели «Есть проблема – решаем». Тогда количество противоречий в процессах нарастает как снежный ком и обычно звучит как «У нас огромная бюрократия» (противоречия между функционалом сотрудников и функционалом информационных систем, между полномочиями в должностных инструкциях и полномочиями в доверенностях, между ответственностью в картах КПЭ и ответственностью в протоколах совещаний).      

Сегодня появляется эффективный компромисс в объединении этих двух подходов – благодаря современным data science-технологиям теперь возможен мостик между разрозненным документированием снизу и системным видением операционной модели сверху.

В цене умелое сочетание разных управленческих компетенций и методологических подходов

Офисы крупных промышленных компаний населены аналитиками всех направлений. На рынке труда сформировались устойчивые профессиональные сообщества, к примеры такие:

  • Бережливое производство
  • Процессное управление
  • Бизнес-анализ
  • Управление данными
  • Управление изменениями
  • Внутренний контроль

Если соединить указанные компетенции в одном подразделении и спроецировать их на проектный, продуктовый и процессный подходы к управлению деятельностью компании, то, как мне кажется, мы получим идеального «методолога», «бизнес-архитектора», «технолога бизнес-процессов». Возможно, пришло время стирать границы между указанными управленческими компетенциями и методологическими подходами. Вместо «процессного офиса», «отдела стандартизации», «службы повышения операционной эффективности» формировать в компаниях «Центры комплексного управления операционной моделью».

Тимур Гилязов, начальник управления нормативно-методического обеспечения деятельности, УК «Полюс»