• Сегодня 13 декабря 2025
  • USD ЦБ 79.73 руб
  • EUR ЦБ 93.56 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Седьмая конференция «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности»
Книги в подарок на Новый год
Шестнадцатая конференция «Управление закупками: от автоматизации к цифровой трансформации»
https://t.me/prozakupki_club

Мария Попова, WEVED: Риски и решения в ВЭД: на что сегодня опираются российские компании

11.12.2025

Мария Попова, WEVED: Риски и решения в ВЭД: на что сегодня опираются российские компании

Мария Попова, основатель и генеральный директор WEVED, спикер Шестой конференции «Актуальные вопросы ВЭД», рассказала CFO Russia, какие решения сегодня помогают компаниям проводить платежи без блокировок, почему корректные документы важнее, чем когда-либо, и в чём бизнес чаще всего ошибается при ВЭД-операциях.

Как санкционные ограничения сегодня меняют практику расчетов при закупке товаров у зарубежных поставщиков?

Сейчас прямые платежи и SWIFT, к которым все привыкли, фактически уходят в прошлое. Основной объем расчетов проходит через банки-посредники или через компании-партнеры, которые открывают расчетные счета уже в России. Появляются и новые инструменты: легализуются криптоплатежи, развивается использование цифрового юаня, возникают альтернативные каналы, например через дубайские направления – то, что может заменить привычные схемы.

Но все-таки наиболее актуальными остаются банки-партнеры, которые помогают выстраивать цепочки оплаты так, чтобы не было блокировок и потерь средств. Они проверяют документы перед сделкой и сопровождают платеж от начала до конца.

С какими проблемами в документах вы чаще всего сталкиваетесь при сопровождении внешнеторговых сделок клиентов?

Самая распространённая ошибка – инвойсы на русском языке. Несмотря на то что платеж международный, заказчики нередко присылают первый вариант инвойса по-русски. Бывает, что документ подготовлен на английском или другом языке, но в нем все равно остаются русские слова. Поэтому очень важно тщательно проверять документы: корректность заполнения, контактную информацию. Русские ФИО, номера телефонов с кодами +7 или 495 – всё это вызывает подозрения уже на стороне банка.

Какие еще ошибки встречаются? Может быть, менее очевидные?

Частая проблема – неверное позиционирование товара и ошибки в кодировках. Не у всех компаний есть свои отделы ВЭД или аналитики-декларанты, которые могут корректно выбрать код. Иногда товар не подпадает под санкции, но по ошибке ему присваивают санкционный код. Затем мы, общаясь с заказчиком, показываем, что код должен быть другим и ограничения на товар не распространяются, значит, можно и ввозить, и оплачивать без проблем. Такое происходит регулярно. Почему некоторые брокеры или сами заказчики допускают такие ошибки – сложно сказать, но когда документ приходит нам на проверку, несоответствия наименования и кода ТН ВЭД видны сразу.

Какие инструменты или модели работы вы используете, чтобы обеспечить бесперебойность оплат и поставок?

Мы используем альтернативные банковские каналы. У нас есть партнерские банки, в основном в дружественных юрисдикциях, которые готовы принимать национальную валюту. Конвертация в необходимую валюту по инвойсу проводится уже на их стороне.

Иногда применяем встречные платежи – если речь идет об импорте-экспорте, когда движение денег фактически не требуется. Также используем систему агентирования: у нас свои проверенные агенты и партнеры, мы не работаем с незнакомыми посредниками.

В целом сейчас есть инструменты вроде вексельных платежей, но для малого и среднего бизнеса это обычно невыгодно и неоправданно. Для крупного бизнеса – да, это может быть интересно. Хеджирование валютных рисков тоже имеет смысл, но это снова про крупный бизнес, а наш основной клиент – малый и средний бизнес.

Алиса Попова