• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://t.me/prozakupki_club

Андрей Муравьев, «Интер Факторинг»: «Факторинговый клиринг – надежный и безопасный инструмент для международных расчетов»

04.12.2025

Андрей Муравьев, «Интер Факторинг»: «Факторинговый клиринг – надежный и безопасный инструмент для международных расчетов»

Андрей Муравьев, исполнительный директор, «Интер Факторинг», и спикер Семнадцатого форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2025, рассказал CFO Russia, как меняется инфраструктура международных платежей, почему традиционные каналы перестают работать и какие преимущества даёт факторинговый клиринг в условиях санкционного давления и растущего комплаенса.

Какие ключевые изменения в подходах к расчётам с иностранными поставщиками вы считаете наиболее критичными для бизнеса сегодня?

Во-первых, невозможность осуществления прямых транзакций с иностранными контрагентами ввиду действующих санкционных ограничений на трансграничные операции. Во-вторых, уход с рынка ряда зарубежных банков, способных обеспечить узкий канал движения денежных средств. Всё это заставляет бизнес трансформироваться, создавая собственную операционную инфраструктуру в странах восточного дивизиона, либо обращаться к платежным агентам. Таким образом, компании принимают риски наложения вторичных санкций, открытых валютных позиций (курсовые разницы), а также потенциальной блокировки средств ввиду усиливающегося комплаенса как со стороны иностранных банков, так и со стороны регулятора деятельности платежных операторов-нерезидентов.

Как эти вызовы влияют на маржинальность и скорость оборота в розничном сегменте?

Горизонты сроков доставки валюты в иностранные юрисдикции (а также логистические маршруты) расширяются ввиду интеграции в цепочку поставок и движения денежных средств финансовых посредников. Это замедляет операционные циклы, влияющие на товарно-денежный оборот в рамках ВЭД, и приводит к снижению объемов международной торговли. Конъюнктура рынка также вынуждает представителей розничного бизнес-сегмента прокладывать новые логистические маршруты, которые увеличивают расходы на их организацию и приводят к снижению маржинального дохода, на динамику которого параллельно оказывает негативное влияние ухудшение покупательской способности.

Насколько усилился контроль регуляторов за внешнеторговыми платежами в последние годы?

Экспоненциальный рост количества платежных агентов, предоставляющих услуги международных платежей, создал не только возможности сохранения системы расчетов с зарубежными поставщиками для российских импортеров, но и «серую зону», в рамках которой могут реализовываться операции сомнительного происхождения, нарушающие ФЗ-115 и связанные с выводом денежных масс за рубеж. Это потребовало принятия соответствующих мер со стороны надзорных органов в лице ЦБ РФ и РФМ, направленных на усиление контроля за деятельностью платежных агентов-нерезидентов. В настоящее время разрабатывается законопроект о лицензировании их деятельности. Это приведет к сокращению числа платежных провайдеров, росту тарифов, но позволит сделать рынок более прозрачным и понятным как для регуляторов, так и для представителей бизнеса.

Какие требования к прозрачности сейчас оказываются наиболее чувствительными для бизнеса?

Соблюдение требований служб валютного контроля, финансового мониторинга банка и законодательства в целом. К сожалению, кроме ФЗ-173 и Инструкции Банка России №181-И нет единых стандартизированных методологических подходов к оценке рисков в рамках операций с иностранной валютой и платежами между резидентами и нерезидентами. Поэтому в разных банках есть свои специфические особенности и требования к пакету документов при постановке контрактов на валютный контроль и закрытии валютных ведомостей. Возникает спред по срокам прохождения комплаенса ответственных подразделений банков, что, в свою очередь, замедляет процесс отправки платежей по международным контрактам. Но в случае использования для интернациональных расчетов инструмента факторингового клиринга, где оба участника сделки (фактор и импортер) являются резидентами, процедура прохождения этапа валютного контроля упрощается, т.к. факторинговая схема является более транспарентной и понятной для банковского сектора. Прозрачность и чистота операций – это одно из конкурентных преимуществ факторинга перед агентской конфигурацией расчетов.

Как появилась идея создать инструмент «факторинговый клиринг ВЭД» и какую основную проблему он решает?

Клиентские запросы на решение задач в области взаиморасчетов по ВЭД и более чем 20-ти летний опыт реализации и управления факторинговыми проектами как в периметре крупнейших банков, так и собственными финансовыми компаниями, позволил применять накопленную экспертизу в международных расчетах и создать инструмент факторингового клиринга, аналогов которого сейчас нет на российском рынке.

Факторинговый клиринг решает две основные задачи государственной важности – обеспечение регулярных бесперебойных взаиморасчетов по импортным контрактам и репатриация экспортной выручки. Наш продукт способствует развитию международных торговых отношений в условиях санкционного давления на российскую экономику.

Чем ваше решение отличается от существующих инструментов финансирования ВЭД?

Факторинг – это инструмент коммерческого финансирования, который регламентируется конвенцией УНИДРУА (UNIDROIT), принятой в Канаде в 1988 г., а значит имеет международную аккредитацию (ратификацию) и позитивно воспринимается комплаенсом как иностранных, так и российских банков. По сути, это современная версия закупочного факторинга (его еще называют агентским), когда договор факторинга заключается не с поставщиком, а с покупателем. Только с обязательным использованием двухфакторной модели: один фактор в России, второй – в иностранной юрисдикции. Они оба работают с покупателями по внешнеторговым контрактам. 

Основные преимущества:

  • Проведение транзакций по внешнеторговым контрактам осуществляется без пересечения денежными средствами границ государств. Отсутствует вывод средств из РФ, а взаиморасчеты происходят на встречных потоках экспорта и импорта. Расчеты по импортным контрактам осуществляются с использованием средств в иностранных валютах, полученных по экспортным контрактам за рубежом, а по экспортным контрактам с использованием резидентского «импортного» рубля в РФ – путем уступки и обмена однородными финансовыми требованиями между участниками и Факторами.
  • При факторинговом клиринге полностью отсутствуют валютные риски, курсы фиксируются по значению ЦБ РФ на дату проведения транзакций, и стоимость услуг не меняется в дальнейшем.
  • Особенная уникальность факторингового клиринга заключается в том, что это, прежде всего, именно факторинг – финансовая услуга уступки прав денежных требований с предоставлением от Фактора «кредитного плеча» (финансирования), когда Фактор может производить расчеты по внешнеторговым контрактам собственными средствами. Это позволяет клиентам эффективно управлять своей ликвидностью, улучшать структуры балансов и получать все конкурентные преимущества от использования данного финансового инструмента.
  • Договорные отношения оформляются с факторинговой компанией (резидент РФ), что обеспечивает регулирование договора российским законодательством, прозрачность расчетов и контроль со стороны проверяющих органов.
  • Высокая устойчивость к усиливающемуся санкционному давлению на экономику РФ и новым пакетам ограничений системно отличает Факторинговый клиринг ВЭД от любых агентских схем «неттинга платежей» внешнеторговых контрактов, присутствующих на рынке в России.

Весь операционный цикл занимает не более 2-х рабочих дней. Таким образом, факторинговый клиринг – это надежный безопасный финансовый инструмент для осуществления платежей в разрезе ВЭД, который в полной мере удовлетворяет потребности в международных расчетах российских импортеров и экспортеров.

А если коротко – это тот редкий случай, когда инструмент одновременно:

  • работает в текущей геополитической реальности,
  • прозрачен для регуляторов,
  • реально облегчает жизнь экспортёрам и импортёрам.

При этом для компаний с нетиповыми или более сложными внешнеторговыми потоками у нас есть ещё более продвинутые схемы, которые настраиваются под конкретную структуру бизнеса.

Алиса Попова