• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Шестнадцатая конференция «Управление закупками: от автоматизации к цифровой трансформации»
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Семнадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса «Retail CFO 2025» (День 1)

01.12.2025

20-21 ноября 2025 года в Москве состоялся Семнадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса «Retail CFO 2025». Мероприятие было организовано группой «Просперити Медиа» при поддержке портала CFO-Russia.ru. Партнером форума выступила компания «Интер Факторинг». Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда «Просперити Медиа» и CFO-Russia.ru благодарит партнера и спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первую секцию «Ритейл в изменчивой макроэкономической реальности» открыл Денис Попов, главный аналитик Центра аналитики и экспертизы Банка ПСБ. Денис Попов представил обзор текущей макроэкономической ситуации в России, отметив переход от фазы динамичного роста к торможению. В своем аналитическом докладе он рассмотрел макроэкономические условия для развития потребительского сектора в 2026 году. Денис Попов раскрыл следующие темы:

  • Оценка текущей экономической ситуации в России: как реализован план «мягкой посадки» экономики.
  • Опережающие индикаторы в экономике и розничном секторе.
  • Прогнозы по курсу, инфляции и денежно-кредитной политике.
  • Макроэкономические прогнозы и ожидания на 2026 год.

Затем Мария Тихомирова, финансовый директор, «СИТИЛИНК», выступила с докладом о сравнительной экономике собственных онлайн-магазинов и маркетплейсов. Она подробно разобрала ключевые отличия этих двух каналов продаж, сравнив их по таким параметрам, как первоначальные инвестиции, постоянные и переменные издержки, маркетинг и уровень контроля. В заключение она порекомендовала использовать гибридную стратегию, где маркетплейс служит «точкой входа» для быстрого старта и привлечения новой аудитории, а собственный магазин – «домом бренда» для построения долгосрочных отношений с лояльными клиентами.

Затем Андрей Муравьев, исполнительный директор «Интер Факторинг», представил доклад о факторинговом клиринге ВЭД как инструменте репатриации экспортной выручки и расчетов по импорту. Спикер описал схему проведения платежей без физического пересечения границ денежными потоками, основанную на встречных экспортно-импортных обязательствах. Особое внимание он уделил правовой базе механизма, отметив его соответствие валютному законодательству РФ, и перечислил ключевые преимущества: от исключения валютных рисков и устойчивости к санкциям до улучшения ликвидности компаний за счет факторингового финансирования.

Михаил Кузьменко, руководитель департамента бюджетирования и управленческой отчетности в компании Т2, рассказал о нестандартных подходах к планированию, в частности о бюджетировании «с чистого листа» (Zero-Based Budgeting). Этот метод предполагает, что все процессы и затраты переоцениваются каждый раз при составлении бюджета с целью максимизации выгоды. Он также показал, как принципы ZBB были применены для повышения финансовой эффективности собственной розничной сети и поиска синергии, например, в проекте по шерингу торговых точек с другим оператором.

Продолжил секцию Ровшан Мамедов, операционный директор сети кофеен-пекарен FRENCH BAKERY SeDelice. Он рассказал о перспективах франчайзинга как стратегии развития, позволяющей компании не только удержаться на рынке, но и кратно вырасти. Спикер проанализировал эволюцию сети от первой пекарни до более 140 кофеен и сравнил эффективность развития собственной сети с франчайзинговой моделью. Особое внимание он уделил адаптации форматов под разные локации и перечислил ключевые факторы успеха: от жесткой стандартизации процессов до постоянного внедрения инноваций.

В рамках второй секции «Цифровизация ритейла глазами CFO» выступил Михаил Подлазов, финансовый директор «Интернешнл Ресторан Брендс». В своем докладе Михаил Подлазов проанализировал эволюцию функции финансового директора, отметив переход от классического контроля к роли стратегического бизнес-партнера. Он детально разобрал, что именно стоит считать цифровизацией, противопоставив точечную автоматизацию комплексному внедрению ИИ и роботизации рутинных процессов. Эксперт также объяснил, почему современные технологии – это неизбежное будущее, которое необходимо принять и использовать для повышения скорости и качества принятия бизнес-решений.

Продолжилась секция КРУГЛЫМ СТОЛОМ: «Цифровизация финансовых процессов: ускорение роста бизнеса через умные технологии». В нем приняли участие: Денис Разумов, руководитель направления реализации проектов, X5 (модератор); Иван Лашков, финансовый директор компании «Аскона»; Елена Баданина, финансовый директор «Улыбки радуги», группа «Лента»; Виктория Ливенская, исполнительный директор компании «585 Золотой»; Олеся Руденко, директор по повышению эффективности бизнеса «Диалог Авто».

Спикеры обсудили следующие темы:

  • Как определить приоритетные области цифровизации (бухгалтерия, бюджетирование, отчетность, платежи).
  • Как внедрение цифровых инструментов решает проблему повышения эффективности казначейства и планово-экономических отделов.
  • Как преодолевать сопротивление сотрудников и интегрировать legacy-системы.
  • Как масштабировать успешные кейсы цифровизации на весь финсектор компании.

Третья секция «Управление финансами и стратегическим планированием» началась с доклада Елены Баданиной, финансового директора «Улыбки радуги», группа «Лента». Она рассказала о прямой связи управления денежными потоками с финансовой устойчивостью бизнеса. Спикер объяснила, почему в условиях нестабильности контроль ликвидности не уступает по важности управлению маржой, и как грамотная архитектура управления процессами обеспечивает успех в этой сфере. Особое внимание она уделила комплексному подходу, который позволяет всего за 24 месяца сократить цикл оборота торгового капитала в два раза.

Ильдар Габбасов, финансовый директор сети магазинов «Подружка», поделился опытом оптимизации логистических процессов, полностью переданных на аутсорсинг 3PL-оператору, разработки драйверной модели. Он описал методы оптимизации логистики в 3PL, а также выявления и контроля ключевых операционных показателей. Ильдар Габбасов во время выступления затронул следующие темы: 

  • обеспечение управляемости логистических затрат без потери качества;
  • способы выявления узких мест и оптимизации затрат в логистике;
  • принципы выстраивания системы контроля за показателями.

Завершила первый день форума Вероника Диденко, заместитель генерального директора «Прайм Спорт Рус». Спикер рассмотрела элементы корпоративного управления через призму финансового менеджмента и объяснила, как найти разумный баланс между бизнес-моделью и видами бюджетов. Особое внимание она уделила эффективному управлению оборотным капиталом как ключевому фактору успеха, а также использованию аналитических процедур и KPI для мониторинга роста стоимости бизнеса.