• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://t.me/prozakupki_club

Марина Соколова, «ЕвразТехника»: «Важно не гнаться за “ИИ-хайпом”, а честно определить, что именно нужно оптимизировать»

17.07.2025

Марина Соколова, «ЕвразТехника»: «Важно не гнаться за “ИИ-хайпом”, а честно определить, что именно нужно оптимизировать»

Марина Соколова, директор по закупкам, «ЕвразТехника», и спикер Пятнадцатой конференции «Управление закупками», рассказала CFO Russia про искусственный интеллект и современные тренды в автоматизации процессов закупок.

Расскажите вкратце про современные тренды в автоматизации процессов закупок.

Сегодня о применении искусственного интеллекта (ИИ) в бизнесе не говорит только ленивый. Отраслевые издания, профессиональные конференции и тематические Telegram-каналы регулярно публикуют материалы о новых моделях ИИ, их возможностях и применении в бизнесе, в том числе в закупках.

Но давайте разберёмся, что кроется за этими заголовками: устойчивый тренд, зрелое решение или мода и хайп?

Начать стоит с небольшого погружения в ИТ-контекст. Под технологиями искусственного интеллекта обычно подразумевают два основных подхода:

Во-первых, модели машинного обучения (ML) – это алгоритмы, которые на основе анализа больших массивов исторических данных могут делать прогнозы или рекомендации. Например, ML-модель может рекомендовать оптимальных поставщиков, предсказывать цены на закупаемые товары или прогнозировать сроки поставки.

Во-вторых, генеративный искусственный интеллект (GenAI) – это более современный класс моделей, которые способны создавать новые данные на основе обучающей выборки. К ним относятся большие языковые модели (LLM), такие как ChatGPT, которые могут генерировать текст, а также модели, создающие изображения или структурированные данные. Например, GenAI может формировать тексты запросов поставщикам, составлять тендерную документацию, резюмировать коммерческие предложения.

В каких процессах закупок уже сейчас можно внедрить искусственный интеллект? Какие задачи стоит автоматизировать в первую очередь?

Внедрение автоматизации, а тем более таких решений, как различные виды ИИ, – задача не из легких. Она требует как экономических вложений, так и ИТ-компетенций.

Прежде чем что-то внедрять, в том числе и ИИ-модели, необходимо задать себе вопросы: «Где в бизнес-процессе есть узкие места? Каковы слабые стороны, которые действительно требуют улучшения?»

Важно не гнаться за «ИИ-хайпом», а честно определить, что именно нужно оптимизировать. Часто бывает, что для решения проблемы достаточно административных изменений, а не внедрения ИТ-решений.

Только убедившись, что необходим именно ИТ-продукт, стоит подбирать конкретное решение.

Если говорить о применении технологии ML, то для аналитиков в закупках сейчас золотое время для работы с большими историческими данными. Алгоритмы позволяют выявлять неявные закономерности, строить прогнозные модели спроса на товары, цен на сырье, управлять запасами.

Генеративный ИИ (GenAI) можно внедрять в процессы с большим объёмом стандартного документооборота. ИИ помогает в написании писем, подготовке тендерной документации, проверке договоров, резюме по предложениям поставщиков. Это относительно недорогое и простое для внедрения решение, особенно если использовать облачные сервисы.

Еще одно направление, на которое стоит обратить внимание, – нормализация номенклатурных справочников. Модели GenAI могут выявлять дубли, опечатки и несоответствия в наименованиях товаров и услуг, предлагать корректные варианты и унифицировать справочники. Это более сложное и дорогое для внедрения решение, требующее интеграции с корпоративными системами и качественной подготовки данных. Сегодня этим направлением занимаются в основном компании-лидеры с высокой степенью автоматизации и формализации закупок. Однако уже в ближайшие годы ожидается появление доступных решений для автоматизации работы со справочниками на базе ИИ.

Используете ли вы в «ЕвразТехника» ИИ в закупках? В каких процессах?

Да, мы как ИТ-компания одними из первых обеспечили доступ наших закупщиков к передовым моделям GenAI. Мы регулярно применяем ИИ для подготовки различных текстов: локальных нормативных актов по закупкам, писем поставщикам, автоматизации рутинных коммуникаций. ChatGPT хорошо справляется с задачами сравнения и выбора оптимальных технических характеристик ИТ-оборудования, а также с анализом и резюмированием предложений.

Какие эффекты получает компания при переходе на автоматизированную систему закупок и применении в ней инструментов ИИ?

Автоматизация – это, прежде всего, инструмент повышения эффективности закупочных процессов. Эффект выражается в снижении затрат на закупки, повышении производительности труда, сокращении времени закупочного цикла, оптимизации остатков ТМЦ на складах, снижении числа ошибок, а также в повышении прозрачности и управляемости процессов.

В зависимости от того, в каком направлении закупок вам необходимо добиться эффекта, подбирается соответствующий инструмент автоматизации, в том числе с применением ИИ.

ИИ не заменит закупщика, но станет его помощником и советчиком, позволяя быстрее находить и структурировать информацию, выявлять неочевидные закономерности, принимать более обоснованные решения и фокусироваться на стратегических задачах.

ИИ способен существенно повысить эффективность и качество закупочных процессов. Главное – подходить к внедрению осознанно, исходя из реальных потребностей бизнеса.

Задать свои вопросы Марине и узнать больше об опыте «ЕвразТехника» вы сможете на Пятнадцатой конференции «Управление закупками», которая пройдет 4-5 сентября 2025 года в Москве.

Мария Харитонова