• Сегодня 2 мая 2024
  • USD ЦБ 91.78 руб
  • EUR ЦБ 98.03 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
Коля в Третьяковской галерее
Семнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Одиннадцатая конференция «Управление дебиторской задолженностью»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

10 советов для раннего определения способностей и профориентации детей

18.04.2024

10 советов для раннего определения способностей и профориентации детей

Тема выявления профессиональных склонностей мне близка по трем причинам.

Во-первых, уже около четверти века я руковожу различными проектами и постоянно провожу собеседования с молодыми людьми, наблюдаю их развитие как специалистов. И я заметил, что они не только не могут рассказать о своих умениях и опыте на собеседованиях, но и в целом не понимают, к чему стремятся. Неслучайно стало модным выражение «искать себя», которое прекрасно описывает состояние современной молодежи.

Во-вторых, я и сам в свое время мог оказаться на месте этих молодых людей, но мне повезло найти любимое дело, так как я смог прислушаться к себе.

В 2000-м году я окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «инженер-электроник». При этом с 2000 по 2004 год работал журналистом, редактором и переводчиком в журнале «Искусство управления». То есть я резко поменял сферу деятельности – и дальше создавал деловые издания, работал их главным редактором. В 2007 году я стал соучредителем компании Prosperity Media, которая владеет порталом CFO-Russia.ru для руководителей различных подразделений и проводит деловые конференции. А в 2018 году стал сооснователем издательства детской литературы «Архипелаг». Закономерно возникает вопрос: «Зачем я пять с половиной лет обучался специальности, которая никак не связана с тем, чем я занимался дальше?»

В-третьих, у меня есть десятилетняя дочка, и я уже сейчас думаю, как сделать ее карьерный путь более предсказуемым, чем у меня.

Опираясь на собственный опыт, расскажу, чего, по моему мнению, делать не следует и как правильно подходить к развитию ребенка. Я сформулировал 10 советов для родителей, которые хотят как можно раньше задать своим детям правильную профессиональную траекторию. 

1. Не полагайтесь исключительно на школу

Первая важная ошибка заключается в убеждении, что «у ребенка должно быть нормальное детство, а научат всему в школе». Раньше, в советское время, такой образ мысли был принят повсеместно. Действительно, наше поколение все свободное время проводило во дворе – мы играли в казаков-разбойников, классики, футбол, а все обучение концентрировалось в школе. Однако в то время и перед школьными учителями ставилась задача сделать все возможное, чтобы заложить в ребенка необходимые знания. Моя бабушка всю жизнь проработала учительницей начальных классов, и она дополнительно занималась с отстающими, ходила к ним домой, тесно общалась с родителями. Тогда как в современной школе если ребенок учиться не хочет, то никто и не будет заставлять. Кроме того, набор важных знаний и навыков в современном мире стал не только шире, но и регулярно меняется.

Тем не менее и сейчас находится немало тех, кто считает, что всему необходимому их ребенка научат в школе. Мне пришлось несколько раз общаться с детьми, которые стали жертвой такого подхода. К примеру, в 8-9 лет им было непросто прочитать абзац из детской книги, напечатанный крупным шрифтом, не говоря уже о том, чтобы понять прочитанное. Я был удивлен, так как моя дочь научилась читать в 5,5 лет и в 6 лет уже с удовольствием читала довольно объемные и сложные книги. Например, «Маугли» Киплинга и даже «Понедельник начинается в субботу» Стругацких.

В конечном итоге перекладывание ответственности на сторонние организации может привести к следующим проблемам:

  • к недостаточной дошкольной подготовке, невозможности попасть в сильную школу;
  • отсутствию навыков обучения и, как следствие, к отставанию от сверстников и формированию комплекса «троечника», когда ребенок привыкает, что он посредственность, и не стремится к лучшим результатам. Такое возможно, в частности, когда детей отдают в школу пораньше, в 6 лет, но без необходимого багажа знаний;
  • возникновению у родителей обиды на детсад и школу, которые «не справляются со своими обязанностями».

2. Не перегружайте ребенка

Второе глобальное заблуждение можно назвать по заглавию известной книги «После трех уже поздно» Масару Ибуки. После выхода в свет она стала очень популярна. Однако вскоре начала получать все больше негативных оценок. Из нее можно почерпнуть полезные знания, но не стоит понимать их слишком буквально. Нужно учитывать этапы развития мозга. До трех лет ребенок может воспринимать информацию только в определенной форме. Это необходимо учитывать, к примеру, при выборе иллюстрированной детской литературы – некоторые стили рисования ребенок попросту не сможет воспринять.

В данном случае родители, наоборот, стараются как можно раньше загрузить ребенка множеством разнообразных занятий. Часто это делается в погоне за идеальной картинкой, которую демонстрируют в соцсетях известные блогеры. Такой подход также приводит к трем проблемам:

  • ребенок занимается сразу всем, но перегружен и не испытывает радости от занятий, они не приносят ему пользы;
  • родители терзаются чувством вины, считая, что недостаточно занимаются развитием своего ребенка, особенно на фоне «успешных и прогрессивных родителей из соцсетей»;
  • родители преследуют собственные амбиции за счет ребенка, соревнуясь с другими родителями и пытаясь их «обскакать».

3. Не навязывайте свои мечты

Мои родители были программистами и хотели, чтобы я тоже развивался в этой сфере. Но я понял, что это не мое. Мне с раннего детства нравилось читать художественную и научно-популярную литературу и самому работать со словом, писать. И уже во втором классе я сам, пока болел, придумал и оформил стенгазету. На основе прочитанных журналов я сочинил разные задания, ребусы, шарады, добавил рубрику с увлекательной информацией. И только потом, став взрослым, я понял, что уже тогда проявил себя в роли редактора: в восемь лет начал делать то, чем занимаюсь сейчас.

Но мои родители относились к этому просто как к детскому увлечению и не рассматривали в качестве возможной будущей профессии. Когда я заканчивал школу и надо было определяться, куда идти дальше, моя мама как-то раз обронила фразу: «Если ты хочешь быть хорошим электроником…». Тогда я впервые задумался: а разве я хочу им быть? Учась в университете на технической специальности, я окончательно осознал, что это не мое. Я смотрел на других ребят и понимал, что они – прирожденные программисты и инженеры-электроники. Особенно запомнился случай, когда на одном дне рождения все развлекались и пили алкоголь. И виновник торжества, который уже едва мог стоять на ногах, пошел к компьютеру и начал программировать.

Иногда родители стремятся за счет детей реализовать свои несбывшиеся мечты. Например, мама всю жизнь хотела стать балериной, но не получилось. И теперь она хочет, чтобы дочь воплотила ее желание, и отдает ее на балет. Такой опыт может быть травмирующим для ребенка, если его интересы и способности лежат в другой сфере.

Бывает, что родители, наоборот, помогают выбрать правильный путь в жизни или хотя бы не мешают. Показательный пример – Петр Ильич Чайковский. С детства он увлекался музыкой, но отец сначала отправил его изучать юриспруденцию. Однако позже понял, что не в этом предназначение будущего великого музыканта, и не препятствовал его бегству со службы в Министерстве юстиции в Санкт-Петербургскую консерваторию. «Он только с теплым участием осведомлялся о моих намерениях и планах и ободрял всячески», – писал Чайковский в своих воспоминаниях.

4. Не гонитесь за модой

Зачастую родители, особенно состоятельные, пытаются с ранних лет отдавать ребенка на модные занятия (соробан, балет и т.д.), не учитывая при этом его индивидуальность. Конечно, это неправильный подход.

5. Определите, что ребенку действительно интересно и что получается

Задача родителя не в том, чтобы как можно раньше заставить ребенка чем-то заниматься, следуя моде, своим амбициям или просто потому, что «так надо», а в том, чтобы выявить его реальные способности. Предложите ребенку попробовать силы в разных областях и наблюдайте, что доставляет ему удовольствие и что получается.

Я, например, с раннего детства любил читать про животных, путешествия, изучать географию и разгадывать головоломки. Очень нравились журналы «Вокруг света», «Юный натуралист», «Наука и жизнь». Сейчас эти увлечения нашли отражение в моей литературной деятельности: к примеру, я написал серию книг про животных, которую выпустило наше издательство детской литературы «Архипелаг».

6. Обратите внимание на способности родственников

Для определения склонностей ребенка я советую составить таблицу способностей родственников. При этом учитывайте не только то, что лежит на поверхности, но и спрашивайте о несбывшихся мечтах и целях, узнавайте, что помешало их добиться. С большой долей вероятности ребенок унаследовал те или иные таланты членов семьи.

Когда-то я брал интервью у великого дрессировщика Мстислава Михайловича Запашного. Он сказал, что, как и многие другие цирковые артисты, «родился в опилках». В этой и других выдающихся артистических династиях дети буквально живут в цирке, театре или на сцене и с ранних лет включаются в деятельность родителей. Это их естественная среда, в которой им комфортно. Таким образом, при раннем выявлении наклонностей ребенка уже с самых юных лет можно начинать вовлекать его в возможную будущую профессиональную среду.

7. Вовлекайте, играйте

Определив интересы ребенка или экспериментируя с ними, используйте геймификацию, элементы игры, чтобы вовлечь ребенка в то или иное занятие. Участвуйте в этом сами, не перекладывайте все на преподавателей.

8. Не требуйте быстрых результатов 

Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу решил, чем хочет заниматься, и показал ошеломляющие результаты в выбранном деле. Смысл не в том, чтобы похвастаться перед другими родителями. Для всего нужно время и терпение. Главное – правильно определить направление развития. Двигайтесь за «ниточкой интереса». Нравятся вашему ребенку животные – предложите какое-нибудь задание, связанное с ними. И наблюдайте, что его заинтересует дальше, в какую сторону он хочет двигаться: рисовать животных? Сочинять о них истории? Может быть, лечить или дрессировать?

9. Распределяйте время и другие ресурсы

Так как наши ресурсы не безграничны, составьте специальную матрицу, чтобы грамотно их распределить. В каждом из четырех квадрантов запишите занятия в соответствии с установленными вами приоритетами и выявленными способностями ребенка. И уделяйте каждому делу указанный процент ресурсов.

10. Развивайте базовые навыки

Профессии стремительно меняются, поэтому бессмысленно пытаться на сто процентов запрограммировать будущую карьеру ребенка. Развивайте его базовые навыки в тех областях, где проявляются наибольшие способности.

Современные профессии требуют не одного базового навыка, а сразу нескольких. Чем выше статус и уровень ответственности, тем более сложные комбинации умений нужны. При этом у нас не всегда будет точное представление о том, каких навыков требуют те или иные профессии. Скажем, для такой, на первый взгляд, сухой и скучной науки, как юриспруденция, важно уметь хорошо владеть словом и убеждать, а не только знать законы, а это значит, что будущим юристам необходимо развивать и письменную речь, и коммуникативные навыки.

Михаил Лукашевич, сооснователь Prosperity Media и издательства «Архипелаг», писатель, эксперт по детскому развитию 

Приобрести материалы онлайн-конференции «Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребёнка» вы можете по ссылке.


Комментарии

Защита от автоматических сообщений