• Сегодня 27 апреля 2024
  • USD ЦБ 92.01 руб
  • EUR ЦБ 98.72 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
Коля в Третьяковской галерее
Семнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Одиннадцатая конференция «Управление дебиторской задолженностью»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://vk.com/cforussia

Ольга Сулиман, АндерСон: «Эффективное управление оборотным капиталом – залог финансовой устойчивости компании»

23.01.2024

Ольга Сулиман, АндерСон: «Эффективное управление оборотным капиталом – залог финансовой устойчивости компании»

Ольга Сулиман, финансовый директор АндерСон и спикер Восьмой конференции «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом», рассказала CFO Russia об инструментах для оптимизации управления оборотным капиталом, а также поделилась способами расчета с зарубежными поставщиками.

Какие инструменты оптимизации управления оборотным капиталом сейчас используют в АндерСон?

Эффективное управление оборотным капиталом – залог финансовой устойчивости компании в целом, и оно заключается в том, чтобы умело балансировать между рисками. Так, при снижении уровня текущих активов до минимума может возникнуть дефицит ресурсов и проблемы в обеспечении непрерывной работы. При этом ситуация с избыточным количеством оборотных средств ведет к «замораживанию» денег в текущих активах, что требует значительных финансовых затрат для поддержания этого уровня.  

Основной инструмент в моей практике – это анализ финансового цикла. Он включает в себя все составляющие оборотного капитала. В отрасли общественного питания, как правило, у запасов и дебиторской задолженности короткий период оборачиваемости. Но и поставщики в свою очередь не торопятся давать большие отсрочки из частных и небольших заказов. Поэтому в таких предприятиях важно контролировать этот баланс с целью недопущения кассового разрыва. Чем короче цикл, тем эффективнее компания управляет рабочим капиталом и минимизирует риск возникновения кассового разрыва. Если цикл положительный, не хватает собственных средств на своевременные расчеты с поставщиками, требуется заемное финансирование.

Если период оборота запасов превышает норматив, мы сразу смотрим, какая номенклатурная группа в этом виновата. Просим отдел продаж или закупок выяснить причины и принять меры. Часто через такой анализ выявляют ошибки в заказах, которые влияют на прибыль компании. Например, продажи питьевой воды в неделю составляли 100 шт., а заказ на закупку ошибочно сделали на 200 шт. Сразу снизилась ликвидность и период оборота запасов.

Если период оборота кредиторской задолженности снижается, финансисты проверяют, за счет каких контрагентов это происходит. Далее рекомендуют снабженцам пересмотреть сроки оплаты поставщикам либо условия в договорах поставки. Если увеличивается период оборачиваемости дебиторской задолженности, финансисты смотрят, где изменились условия либо отсутствуют своевременные оплаты. Исходя из этого, мы принимаем соответствующие меры: проводим работу с контрагентами по возврату дебиторской задолженности, либо отдел продаж начинает переговоры с покупателями для сокращения сроков, если есть такая возможность. День или два сокращения сроков значительно могут улучшить финансовое состояние компании.

Как вы мотивируете контрагентов своевременно оплачивать счета?

Для мотивации клиентов к ранней оплате пользуюсь стандартными инструментами:

  • настройка автоматических оповещений о сроках оплаты, поскольку во многих случаях счета-фактуры просто теряются;
  • бонусы и скидки за ранние оплаты;
  • штрафы за просрочку платежа. Не все клиенты заинтересованы в возможности сэкономить. Однако, они скорее заплатят, если опоздание обходится дорого. Даже сумма в 1,5% может привлечь их внимание.

Назовите топ-3 эффективных финансовых инструмента для расчетов с зарубежными поставщиками

Самая простая ситуация, когда зарубежный партнер и его банк готовы работать с вами. Партнеры просто должны договориться о работе в «нетоксичной» валюте. Например, применение расчетов в юанях с иностранными поставщиками. Идеальная картина – перевести расчеты в рубли, тогда и проблем с банками не будет, и валютные риски минимизируются. Но этого практически невозможно добиться, если поставщик из Европы.

Ситуация посложнее – зарубежный поставщик готов работать с вами, но не может сотрудничать с вашим банком. В этом случае следует сменить банк в России или открыть новый счет за рубежом. Но все меньше банков готовы открывать счета для россиян – чтобы найти подходящий, придется потратить много времени и сил.

Самая сложная ситуация – зарубежный поставщик отказывается напрямую работать с российской компанией и ее банком. Например, он может опасаться вторичных санкций. На помощь могут прийти финансовые посредники. Стоимость их услуг составляет от 5% суммы перевода. Но тут нужно быть максимально аккуратным, есть большая вероятность наткнуться на мошенников. Сейчас очень популярно использование агентов в Армении, Китае, ОАЭ и т.д.

Задать свои вопросы Ольге вы сможете на Восьмой конференции «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом», которая состоится 26 января 2024 года.

Елизавета Гета


Комментарии

Защита от автоматических сообщений