• Сегодня 11 октября 2024
  • USD ЦБ 97.24 руб
  • EUR ЦБ 106.51 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»
Онлайн-конференция Детский сад моей мечты. Секреты успешной адаптации
https://t.me/cfo_russiaru

Евгения Озерова, МТС: «Благодаря комплаенс-системе сотрудники могут интуитивно принимать этически верные решения»

15.03.2023

Евгения Озерова, МТС: «Благодаря комплаенс-системе сотрудники могут интуитивно принимать этически верные решения»

Евгения Озерованачальник отдела корпоративного взаимодействия Департамента деловой этики и комплаенс МТС, рассказала CFO Russia о компонентах ESG-комплаенса в ее компании и повышении уровня его восприятия персоналом, а также объяснила, почему сейчас важно акцентировать внимание на поддержке сотрудников.

Расскажите, что представляет собой система ESG-комплаенса в МТС?

В первую очередь стоит отметить, что МТС ― это цифровая экосистема, которая включает дочерние компании и бизнес-направления по предоставлению телеком, финтех, тревел и медиа-сервисов, а также ИТ-решений в области объединенных коммуникаций, интернета вещей, облачных вычислений, мониторинга и обработки данных. МТС вносит значимый вклад в процессы цифровизации и повышения прозрачности информационных потоков, так как сегодня именно технологии – одни из ключевых драйверов развития общества. Понимая свою роль, мы в МТС считаем, что особенно важно на всех уровнях, во всех бизнесах и на всех территориях присутствия выстраивать эффективную систему управления комплаенс-рисками.

И если рассматривать ESG-деятельность всей группы компаний МТС, то на мой взгляд, комплаенс – это фундамент ее ответственного управления (G). Чтобы развивать экосистему на основе принципов бизнес-этики, строго соблюдать требования регуляторов, вкладываться в устойчивое развитие общества, соблюдая баланс интересов заинтересованных сторон, мы создали Единую систему комплаенс для всего цифрового холдинга. Она включает девять прикладных программ.

Каким аспектам вы уделяете больше внимания? 

Наибольший акцент мы делаем на социальном аспекте и корпоративном управлении. Компонент «экология» также важен для нас, но не первостепенен, поскольку в целом деятельность цифровых компаний не оказывает существенного негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому наша работа в рамках компонента «E» направлена на формирование знаний у широкой аудитории по ответственному ресурсопользованию, а также на поддержку здорового и экологичного образа жизни. Другими словами, мы в первую очередь нацелены на повышение осознанности, которая позволяет избегать причинения вреда природе. И, таким образом, минимизируем необходимость его компенсировать.

Первый аспект компонента «S» подразумевает комплаенс-поддержку ведения бизнеса компании. Как я уже сказала, цифровые сервисы пронизывают сегодня многие сферы жизни бизнеса и общества. Поэтому диджитал-экспертиза МТС, предоставление связи и доступа в интернет в том числе несет социальную функцию и является залогом устойчивости. При этом группа компаний ежегодно реализует порядка 500 социальных проектов: благотворительных, волонтерских, инклюзивных, просветительских, а также инициирует программы поддержки предпринимательства. Партнерами этой S-деятельности также становятся наши сотрудники – комплаенс-амбассадоры.  

Второй аспект социального компонента – забота о сотрудниках и их развитие. Для нас корпоративная культура – это то, во что мы действительно верим, те принципы и ценности, которые разделяем и органично интегрируем в бизнес. Мы фокусируемся на том, чтобы людям с разными особенностями, возможностями и талантами в МТС работалось по-настоящему уверенно и хорошо. В компании нам также удалось создать гибкую и открытую атмсоферу, а придерживаясь практик ответственного ведения бизнеса, мы системно прививаем нулевую терпимость сотрудников к нарушениям.

В компоненте «корпоративное управление» мы акцентируем внимание на этике и прозрачности ведения бизнеса. Репутация строится долго, и при негативных риск-сценариях восстановить ее будет крайне тяжело: если чашка разбита, она разбита. Первое соприкосновение компании с пользователями, регуляторами, экспертными сообществами и партнерами, от которых и зависит в широком смысле репутация, происходит через рядовых сотрудников. Согласно модели COSO ERM (модель риска и контроля – прим. ред.)  – это первая линия защиты. Чтобы обеспечить правильное восприятие компании, на протяжении долгого времени мы выстраиваем корпоративную комплаенс-культуру. Благодаря ей каждый сотрудник без внешнего надзора, без внимания «большого брата», интуитивно принимает этически верные решения. Если говорить простыми словами: действует так, чтобы потом не было «стыдно» ни ему, ни компании. В этом в том числе помогает Кодекс делового поведения и деловой этики, который содержит основные ответы на вопрос как для сотрудников, так и для контрагентов и партнеров: «Насколько это соответствует принципам ответственного бизнеса МТС?»

На протяжении двух лет мы проводим опрос по оценке уровня комплаенс-культуры по группе компаний МТС, начиная от топ-менеджмента, заканчивая рядовыми сотрудниками. Чтобы сохранить анонимность и обеспечить невмешательство в результаты опроса, его проводит независимая компания. Мы гордимся результатами опроса, которые выше международного бенчмарка. Общество ожидает от бизнеса не только высочайшего уровня предоставления услуг, но и принятия этически безупречных бизнес-решений. Поэтому благодаря развитию комплаенс-системы, в том числе как конкурентного преимущества, МТС сегодня стала одной из флагманских компаний на рынке по прозрачности и открытости (компания – один из лидеров ESG-рэнкинга агентства RAEX-Europe в части ответственного управления (G)).

Как вы обучаете новых сотрудников ESG-комплаенсу и деловой этике?

У нас богатый опыт построения онбординга и внутрикорпоративного обучения персонала. Учитывая большое количество сотрудников (более 60 тысяч в группе компаний), изменения в законодательстве и внутренние требования компании, мы создали специальные образовательные комплаенс-треки в Корпоративном университете. В режиме реального времени его онлайн-платформы позволяют сотрудникам знакомиться со всеми учебными материалам, начиная от обязательных курсов при приеме на работу, например, по охране труда, соблюдению антикоррупционного законодательства, деловой этике и комплаенс, заканчивая дополнительным обучением. Не побоюсь сказать, что наш Корпоративный университет – один из «алмазов» компании, поскольку он предоставляет широкий спектр качественного контента: soft skills (в том числе управленческие навыки, развитие лидерских качеств), ИТ для новичков, Agile, проектное руководство и т.д. 

Вместе мы каждый день создаем возможности и среду для того, чтобы поступать правильно было легко. Активное вовлечение топ-менеджмента («тон сверху») положительно влияет на комплаенс-культуру группы. Мы включаем обращения руководителей высшего звена во внутренние коммуникации об изменении или внедрении новых комплаенс-политик и процедур. А также во внутрикорпоративные рассылки о мероприятиях и активностях в Международный день борьбы с коррупцией и корпоративный День этики. Кроме того, мы практикуем транслирование этичного ведения бизнеса от лица руководителей среднего звена — «тон посередине». Исследования подтверждают, что наибольшее влияние на сотрудника оказывает его непосредственный руководитель. Именно он может показать пример, как быть истинным лидером, в том числе в соблюдении принципов этически верного ведения бизнеса.

Изменились ли с учетом реалий трубулентности подходы к ESG-комплаенсу?

Несмотря на внешний контекст, мы продолжаем достигать своих стратегических целей, в том числе в рамках устойчивого развития. Продолжаем стабильно предоставлять услуги и поддерживать своих клиентов и партнеров в обычном режиме на всех рынках присутствия. Поведение компании в таких условиях – самая лучшая «лакмусовая бумажка» устойчивости.

Какие новые вызовы ESG-комплаенса в текущих условиях вы можете выделить? На чем сейчас важно сконцентрировать внимание?

В первую очередь, сотрудник и клиент – это столпы, на которые опирается любой бизнес. Сейчас именно на них должны быть направлены максимальные усилия компаний. Они должны выстраивать свои бизнес-стратегии на основе клиентоцентричности. Сотрудники же должны чувствовать поддержку работодателя. Поэтому бизнесу важно фокусироваться на заботе о них, создании благоприятной и инклюзивной корпоративной среды, а также на построении диалога: чтобы потребности и вопросы, требующие внимание со стороны менеджмента, были услышаны.

Мария Кириченко


Комментарии

Защита от автоматических сообщений