• Сегодня 8 ноября 2024
  • USD ЦБ 98.07 руб
  • EUR ЦБ 105.57 руб
Конкурс и премия «Лучшее корпоративное налоговое управление 2024»
Сорок первая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
Восемнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Готовим подарки на новый год!
Тринадцатый форум финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2024
https://vk.com/cforussia

Отчет о Девятой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»

02.03.2023

16 февраля 2023 года в Москве в девятый раз прошла Конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

В рамках первой секции «Ключевые задачи внутреннего контроля и внутреннего аудита в текущих условиях» Денис Примаков, независимый эксперт, рассмотрел новые тренды в санкционном комплаенсе. Прежде всего, Денис перечислил, что волнует компании и физлиц в отношении санкций и комплаенса: принципы соблюдения, возможность взаимодействовать с подсканционными субъектами и возможность исключиться из-под санкций, способы обжалования. Также спикер разобрал такие тенденции, как санкционный комплаенс не только для юридических, но и физических лиц, overcompliance, усиление инфорсмента, появление множества регуляторов в РФ по санкциям и др. Затем рассмотрел обязательства менеджмента и руководства в рамках санкционного комплаенса. Среди обязательств руководства спикер отметил:

  • выделение адекватных ресурсов
  • внедрение процессов санкционного комплаенса в текущую операционную деятельность
  • поддержка и формализация программы санкционного комплаенса
  • создание каналов информирования
  • возможность санкционной политики иметь надзор за действиями всей организации, включая действия  высшего менеджмента

Затем Анастасия Токарева, начальник управления внутреннего контроля, МЕТАЛЛОИНВЕСТ, представила доклад «Налоговый мониторинг: возможности для внутреннего контроля и внутреннего аудита». Она рассмотрела вступление в налоговый мониторинг как стимул развития подразделения СВК и поделилась опытом своей компании. Почему НМ – стимул для развития СВК? Потому что это законодательно закрепленные требования, структурированная методология, основанная на COSO, и т.д. Анастасия представила опыт усиления информационной безопасности, автоматизации контрольных процедур и расширения компетенций внутреннего аудита. «Мы законодательно закрепили контрольные процедуры, провели своеобразный тренинг для бизнеса и психологическую подготовку», – поделилась спикер.

В конце секции прошел КРУГЛЫЙ СТОЛ «Как меняется работа внутреннего контроля и внутреннего аудита в текущих условиях». Среди участников: Ксения Рахимзаде, эксперт по цифровой трансформации, Вимм-Билль-Данн (модератор); Наталия Цангль, руководитель службы внутреннего аудита, ТрансФин-М; Сергей Петров, заместитель начальника управления внутреннего аудита, Юнипро; Григорий Самароков, начальник управления поддержки СВК ФЭБ, ГМК Норильский Никель.

Спикеры обсудили, изменится ли подход к внутреннему аудиту и контролю в условиях санкционного давления. Перечислили технологии, которые можно использовать для повышения скорости и качества принимаемых решений. Помимо этого, поделились своими мнениями по вопросу, вовлекается ли аудит в анализ и контроль качества и достоверности данных, и рассказали, как сегодня меняется коммуникация с заинтересованными сторонами.


Участники второй секции рассмотрели внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты обеспечения непрерывности бизнеса.

Ольга Баранова, начальник управления методологии внутреннего аудита, ЛокоТех, поделилась кейсом «Организация сбора обратной связи от владельцев процессов и руководства по вопросам качества как инструмент проведения аудита в основных бизнес-процессах компании». В первую очередь спикер рассмотрела сложности в определении качества внутреннего аудита, а именно нематериальность категории «качества» и субъективность оценок. Затем Ольга поделилась инструментами и характеристиками организации и систематизации сбора обратной связи и ее интеграции в процессы внутреннего аудита. Вот каких результатов достигла компания в ходе проекта, или почему собирать обратную связь полезно:

  • Осознанная ценность: улучшение взаимодействия / коммуникации между владельцем процесса и внутренним аудитором; повышение «понимаемости» отчетов внутреннего аудита
  • Фокус на важном: модификация процедур в процессе внутреннего аудита позволяет сделать правильные акценты в работе

Роль внутреннего аудита в повышении операционной эффективности рассмотрел Семен Дворянинов, директор департамента внутреннего аудита, Агрохолдинг «СТЕПЬ». Эксперт описал требования к внутреннему аудитору – роль аудитора как доверенного советника. Далее рассказал про современный алгоритм аудита, а также акцентировал внимание на целевом показателе эффективности внутреннего аудита. «Мы, внутренние аудиторы, “летим в одном экипаже” с менеджментом. И нам пожинать плоды нашей работы и работы менеджмента. Хоть мы и де-юре независимые, на самом деле мы зависим от результатов нашей компании», – отметил спикер.

Как минимизировать риски несоответствия и увеличить инвестиционную привлекательность бизнеса, рассказала Наталия Цангль, руководитель службы внутреннего аудита, ТрансФин-М. Она рассмотрела практические особенности проведения комплаенс-аудита и отметила влияние состояния и уровня развития комплаенса на инвестиционную привлекательность бизнеса. «Если с комплаенс-рисками все хорошо, компания эффективно управляет ими, то и риски того, что компания прекратит свое существование, ниже. Инвесторы смотрят на этот бизнес как на перспективный и готовы войти в него», – подчеркнула Наталия.

Наталья Севальнева, старший аудитор блока внутреннего контроля и аудита, УК Полюс, представила доклад «Аудит в закупочной деятельности как инструмент повышения эффективности расходования средств бюджета компании». Она поделилась принципами построения закупочного процесса в зависимости от типа организационной структуры, описала его этапы, а также объяснила, на что обращать внимание при проведении аудита закупочных процедур:

  • соблюдение требований НМД и других установленных процедур и полномочий при проведении закупки, в том числе соответствия условий закупочной процедуры утвержденной стратегии (закупочной, категорийной, контрактной);
  • проверка обоснованности бюджетных оценок и их выборочная верификация;
  • проверка обеспечения конкурентной среды;
  • оценки предквалификационных критериев в части соответствия предмету закупки и отсутствию дискриминирующих требований (если применимо), и т.д.

Горячую линию как эффективный инструмент обратной связи для внутреннего контроля и аудита рассмотрел Вадим Желтухин, начальник управления внутреннего аудита, АЛРОСА. Спикер подчеркнул, что горячая линия в их компании была запущена в рамках построения комплаенс-системы как инструмент работы внутреннего контроля и аудита. Затем Вадим рассказал про особенности и вызовы процесса работы горячей линии АЛРОСА. «Оказалось, что легче купить большой колл-центр, который будет отвечать на тысячу звонков в день, чем найти подрядчика, который согласится оказывать услугу на непонятное количество звонков», – поделился докладчик.

Ольга Бабенчук, заместитель начальника управления рисков и внутреннего контроля, Первая Грузовая Компания, поделилась опытом развития технологии Process mining для анализа эффективности контролей и процессов. В первую очередь, Ольга отметила, что технология Process mining – это высокотехнологичный инструмент для анализа бизнес-процессов и контролей. Затем она перечислила  возможные направления применения технологии, а также рассказала про особенности и сложности ее внедрения. Вот некоторые из них:

  • Нет готовых решений по PM – требуется донастройка любого продукта со стороны поставщика
  • Бесшовная интеграция с SAP требует отдельной проработки
  • Текущие решения PM работают с «плоскими» датасетами (подготовка датасета занимает до 70% трудозатрат; итоговый результат критично зависит от структуры и качества данных датасета)

Тема третьей секции«Автоматизация и цифровизация систем внутреннего контроля и внутреннего аудита».

Татьяна Барабаш, директор по развитию, Северсталь-ЦЕС, рассказала про управление качеством и автоматизацию контрольной среды и инцидент-менеджмента. Она описала особенности организации процесса управления качеством в операционной модели и объяснила, как устроен институт качества Северсталь-ЦЕС. Также Татьяна поделилась практикой автоматизации контрольной среды и инцидент-менеджмента. «Управление качеством в равной степени относится как к управлению проектом перехода на модель ОЦО, так и к продукту проекта – сервисам ОЦО. Поэтому со старта проекта создания ОЦО следует придерживаться принципов качества – определить степень соответствия требованиям конкретного заказчика», – рассказала спикер. 

В завершение дня Григорий Самароков, начальник управления поддержки СВК ФЭБ, ГМК Норильский Никель, представил доклад «Smart СВК: бизнес-эффекты и перспективы внедрения алгоритмичной контрольной среды с использованием ИТ-системы». Спикер рассмотрел мировые тренды развития СВК и поделился опытом использования концепции развития Smart СВК и инструментов автоматизации контрольной среды компании. Также Григорий рассказал про особенности, возможности, функционал концепции и представил пример работы ИТ-решения Smart СВК. В заключение спикер отметил выгоды от внедрения данного инструмента. Среди них, например, трансформация работы бухгалтера: из проверки каждой операции в анализ выявленных рисков и ошибок, а также сокращение в 10 раз контролей документов, обрабатываемых вручную, и многое другое.




Комментарии

Защита от автоматических сообщений