- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
КОНФЕРЕНЦИИ
Все-
4 октября 2024 года
Москва -
10 октября 2024 года
Москва -
11 октября 2024 года
Москва -
17-18 октября 2024 года
Москва -
с 1 июля по 17 октября 2024 года
Москва -
24-25 октября 2024 года
Москва
Евгений Соловьев: «Идеальный вариант – это проведение аудита независимым и незаинтересованным лицом»
21.10.2021
Евгений Соловьев, независимый эксперт, спикер Шестой конференции «Управление дебиторской задолженностью», рассказал CFO Russia, как провести аудит системы работы с дебиторской задолженностью.
Как часто нужно проводить аудит системы работы с дебиторской задолженностью?
Тут, наверное, нет единственного правильного ответа. Если текущими результатами по работе с «дебиторкой» вы не довольны, точно пора проводить аудит и делать это прямо сейчас.
Хороший вдумчивый аудит требует времени. При этом некоторые показатели для оценки эффективности могут считаться раз в год при подготовке управленческой отчетности. Поэтому как минимум раз в год всю систему обязательно надо оценивать.
Кроме того, если у вас происходили существенные изменения в самой системе (изменение бизнес-процесса, пересмотр системы мотивации персонала, внедрение новых инструментов снижения рисков или возврата долгов), то имеет смысл всегда сравнивать «до» и «после».
Другим поводом для внепланового аудита может послужить серьезный сбой бизнес-процесса или крупный ущерб от невозвратной дебиторской задолженности.
Чем измеряется эффективность работы с отсрочкой платежа?
Кроме оценки чисто финансовых показателей (суммы, оборачиваемости, размера резервов на сомнительные долги и т.д.), я использую такой подход. Я анализирую, сколько прибыли мы зарабатываем именно на торговле с предоставлением отсрочки платежа, и оцениваю долю затрат в этой прибыли. Затраты должны включать в себя как минимум:
- «стоимость» денег из расчета действующей банковской ставки;
- ущерб от невозвратной просроченной дебиторской задолженности;
- затраты на фонд оплаты труда тех сотрудников, которые участвуют в процедуре предоставления отсрочки и работают с возникшим долгом (служба безопасности, юристы);
- затраты на взыскание ПДЗ (госпошлины, командировочные расходы, представительские расходы, почтовые расходы и т.д).
В прибыли учитываем не только непосредственный доход от сделок в отсрочку, но и полученную неустойку. Чем меньше доля затрат, тем бизнес-процесс эффективнее.
Какие ошибки при аудите системы работы с дебиторской задолженностью компании допускают чаще всего?
Бизнес-процесс работы с «дебиторкой» надо оценивать целиком: от момента запроса клиента на предоставление ему отсрочки платежа (если говорим об этом типе «дебиторки») до момента возврата проблемного долга. Наиболее часто встречающаяся проблема – отсутствие хозяина всего бизнес-процесса и работа всех задействованных служб (коммерческой, безопасности, финансовой и юридической) только в своем секторе. Следовательно, в зависимости от того, какое подразделение проводит аудит, фокус внимания обычно смещается. В результате некоторые важные области могут выпасть из оценки. Кроме того, идеальный вариант – это проведение аудита кем-то со стороны. Этим кем-то должно стать независимое и незаинтересованное лицо, детально разбирающееся в специфике построения системы работы с дебиторской задолженностью.
Задать свои вопросы Евгению вы сможете на Шестой конференции «Управление дебиторской задолженностью», которая пройдёт 26 октября в Москве.
Ирина АлексеенкоНаши конференции:
- Двадцать шестая конференция «Корпоративное налоговое планирование»
- Тринадцатая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Седьмая конференция «Актуальные вопросы применения машиночитаемой доверенности»
- Сорок четвертая конференция «Общие центры обслуживания: организация и развитие»
- Деловой завтрак «Актуальные вопросы ВЭД»
Комментарии