• Сегодня 23 апреля 2024
  • USD ЦБ 93.25 руб
  • EUR ЦБ 99.36 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
Коля в Третьяковской галерее
Конференция «Управление проектами в общих центрах обслуживания»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет о Конференции «Оптимизация бизнес-процессов в банках»

20.08.2020

18 августа 2020 года группа Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia провела онлайн-конференцию «Оптимизация бизнес-процессов в банках». Представители банков обсудили переход на удаленку, роль ИТ и процессного управления в финансовых организациях и многое другое. На эти темы были представлены подробные практические кейсы, а также состоялась дискуссия о том, какой он – «Офис будущего».

Спикеры первой секции рассказали о переходе своих банков на удаленку.

Секцию открыл Александр Троицкий, инженер/скрам мастер/аджайл коуч, Технологический Центр Дойче Банка. Специалист рассказал, что удаленка была знакома его компании еще до коронавируса: команды, находящиеся в Москве, дистанционно взаимодействовали с командами из Великобритании, США, Индии. Но в этом году все команды стали равноудалены. Спикер объяснил, как общаться с коллегами на дистанционке и избегать «философии»: «Мы против них. У нас все хорошо, а у этой команды – не очень классно». Необходимо тщательно настраивать среды взаимодействия, при этом избавляться от лишних инструментов коммуникации и оставлять самые полезные. Также выстраивать сообщества вокруг проблемных зон и чаще проводить встречи, чтобы не возникало «команд Шредингера», которые запланировали какие-либо цели на квартал – но пока с ними не встретишься, непонятно, движутся они к этой цели или нет.

Екатерина Гольянова, управляющий директор, Абсолют Банк, продолжила тему эффективной работы на удаленке. Она отметила, что для ее подразделений удаленка, наоборот, была «сюрпризом». Однако с 20 марта по 1 апреля все ее подразделения были оперативно переведены на дистанционную работу. Спикер рассказала, насколько важны формальные и неформальные коммуникации руководителей с персоналом, ежедневное неформальное обращение Председателя Правления, чтобы сотрудники были в курсе, чем живет банк, каковы их задачи на будущее, с какими результатами завершен квартал, и так далее. Все это укрепляет командный дух. Также Екатерина рассказала об инструментах контроля сотрудников на удаленке: 

  • еженедельные плановые встречи;
  • контроль выполнения индивидуальных бизнес-планов;
  • отчетность использования рабочего времени.

Первая секция завершилась панельной дискуссией «Какой он “Офис будущего”?». Илья Зорин, финансовый директор, член правления, БКС Банк (модератор); Марина Бахвалова, независимый эксперт; Георгий Ржавин, вице-президент по обучению, Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами; Евгений Шитиков, директор розничных продуктов, Банк ДОМ.РФ, обсудили, какие плюсы и минусы дала банкам удаленка, что из сегодняшнего опыта перейдет в будущее, и в чем преимущества и недостатки цифровизации банков. В ходе обсуждения участники выразили такие идеи: 

  • Цифровизация банка – это не просто история об удаленке и «начиненности» банка ИТ-технологиями, это – о легкости доступа к клиенту («сотрудник банка, у которого есть все инструменты, чтобы оказаться там, где нужно клиенту»).
  • Но цифровизация остро ставит перед банками вопросы информационной безопасности и финансовой грамотности клиентов – над этим необходимо работать.
  • Мы привыкнем к удаленке и онлайну. Они дают нам значимые преимущества. Например, позволяют человеку, который не хочет жить в Москве, поселиться в районе с лучшей экологией и низкими ценами. И при этом он может «ходить» на работу в московский офис.
  • Однако удаленка подходит не для всех проектов. К примеру, чтобы внедрить продукт быстро и качественно, нужно полное взаимодействие. Удаленно не получится и настоящий Agile.

Докладчики второй секции поделились кейсами по оптимизации бизнес-процессов банка.

Алексей Плешков, начальник управления режима информационной безопасности, Газпромбанк, представил подробный кейс с инструментами защиты информации компании от злоумышленников. Удаленка связана с высокими рисками ИБ: человек может работать не со своего компьютера, не у себя дома, и данные может кто-то перехватить или подсмотреть. Чтобы избежать этого, сотрудникам Газпромбанка, переведенным на удаленку, выдали отдельные ноутбуки для работы и снабдили даже рекомендациями по безопасному размещению экрана. Помимо логинов и паролей, используются средства шифрования жесткого диска, удаленные рабочие места, защита каналов связи – все информация шифруется. Кроме того, сотрудники не пользуются внешними сервисами – Viber, Telegram, Zoom. Для этого в компании предусмотрены свои сервисы. Также большое внимание уделяют безопасности серверной части, ее узким местам, и безопасности ЭДО.

Инна Герасимова, руководитель направления по инновациям, Банк Уралсиб, рассказала о работе «Лаборатории идей» и о том, как этот проект помогает коллегам из процессного управления. В рамках «Лаборатории идей» каждый сотрудник банка может предложить идею по улучшению процессов компании. В итоге 10% из 1000 идей одобряется к реализации. Инна поделилась интересным опытом использования модерации для принятия решений по предложенным идеям. Модератор – это человек, понимающий цель обсуждения, но незаинтересованный в продвижении определенной точки зрения. Модерация полезна тем, что позволяет посмотреть на проблему под новым углом (модераторами могут быть как эксперты в обсуждаемой области, так и люди с новым взглядом), узнать мнение всех участников, быстро привести их к договоренности.

Катарина Андреева, директор по лин-технологиям, Ак Барс Банк, объяснила, что дает банку внедрение процессного управления. Технологии управления бизнес-процессами обеспечивают их прозрачность, предприятие становится более маневренным, производительность повышается с меньшими расходами, можно обеспечить соблюдение нормативных правил, улучшается обслуживание клиентов. Также спикер представила схему, по которой можно измерить уровень зрелости процессного управления. К примеру, измеримость процесса возможна, когда: 

  • Определены показатели, необходимые для расчета результативности и эффективности процесса;
  • Внедрены инструменты для сбора и расчета показателей;
  • Осуществляются измерение, оценка эффективности, качества и производительности процессов;
  • Показатели процесса учитываются в системе мотивации его участников.

Евгений Шитиков, директор розничных продуктов, Банк ДОМ.РФ, рассказал, как в его компании сокращали количество ошибок в документах и время ожидания клиентов при ипотечном страховании, а также снижали расходы на сопровождение последнего. Для решения задач совместно с ИТ-партнером была разработана платформа для ипотечного страхования, к которой через Open API подключились страховые компании и банк. В результате в 9 раз сократилось время на операции и ожидание (с 8 часов 25 минут до 55 минут), и в 5 раз снизилось количество переоформлений документов из-за ошибок.

В третьей секции спикеры обсудили вопросы цифровизации бизнес-процессов банка.

Первым в секции представил доклад Георгий Ржавин, вице-президент по обучению, Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами. Он рассказал о мифах LowCode и развеял их. LowCode – это инструменты и подход, которые позволяют бизнес-аналитику самостоятельно, без разработчиков, автоматизировать бизнес-процессы. Один из распространенных мифов об этом инструменте: «Аналитик может автоматизировать только самый простой и маленький процесс». Это не так: LowCode позволяет автоматизировать процесс любой сложности. Классическая LC-система – это когда в проекте по автоматизации бизнес-процессов аналитик выполняет 80% работы, а разработчик – 20%. Кроме того, LowCode – это высокая скорость внесения последующих изменений, экономия средств, времени и человеческих ресурсов.

Сергей Кононенко, Chief Technology Officer, Райффайзенбанк, порассуждал на тему: «Зачем банку свой отдел разработки?» Сегодня для обгона конкурентов банку нужна хорошая ИТ-инфраструктура. Если у банка плохое мобильное приложение, он не может с высокой точностью посчитать свою капитализацию и составить отчет для регулятора (с помощью облачных вычислений, к примеру), неспособен быстро разработать и развернуть технологии, NPS клиентов будет низким – они уйдут к конкурентам. Но здесь встает вопрос: разрабатывать ли банку свои решения или привлекать ИТ-партнеров? Сергей отметил, что для ключевой экспертизы банка решение должно быть свое. А если покупаете решение, желательно, чтобы не пришлось его дорабатывать. Чем больше кастомизации – тем дороже решение. Дешевле сделать его самим.

Завершил конференцию Константин Клименко, директор по продуктам, Лаборатория блокчейн, Сбербанк России, с кейсом на тему «Блокчейн как среда обитания внешних бизнес-процессов». Среди преимуществ технологии Константин отметил: «Блокчейн – это платформа, не имеющая оператора, который забирал бы маржу». В блокчейн банк может, например, вывести «доступ к расчетному счету», чтобы любой программист мог разработать смарт-контракт. Смысл здесь в том, чтобы «раскрыть скорлупу» одной компании: не 10 сотрудников внутри банка придумывают, как сделать тот или иной сервис, – над этим могут подумать тысячи разработчиков по всей стране. Сегодня уже неактуальны зацементированные способы управления ресурсами организации, необходима единая инфосреда, в которой взаимодействие людей и ресурсов происходит в оптимальном порядке.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы. С нетерпением ждем новых встреч! Присоединяйтесь к нашим проектам!


Комментарии

Защита от автоматических сообщений