Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Наталия Лучкова: «Не изобретайте велосипед при переходе на новые правила трансфертного ценообразования»

Наталия Лучкова: «Не изобретайте велосипед при переходе на новые правила трансфертного ценообразования» 17.11.2013

Наталия Лучкова, партнер компании TaxTeam (Нидерланды) и спикер девятого налогового форума «Корпоративное налоговое планирование: трансфертное ценообразование – российский и зарубежный опыт», рассказала CFO-Russia.ru о том, как грамотно выявить контролируемые сделки внутри бизнеса.

Наталия, как новые правила трансфертного ценообразования могут повлиять на деятельность компаний?

Новые правила трансфертного ценообразования и новые требования к документации, конечно, станут дополнительной нагрузкой для бизнеса. Однако такова общемировая тенденция. И если Россия в своем налоговом регулировании движется в том же русле, что Европа и Северная Америка, это можно только приветствовать.

Что необходимо учесть компаниям при переходе на новые принципы определения цен?

Я думаю, придется учесть огромное количество факторов в зависимости от бизнеса.

Но общая рекомендация с моей стороны – не нужно изобретать велосипед. Технологии трансфертного регулирования вплоть до ИТ-обеспечения, отслеживания сделок, их документирования и расчета существуют на рынке уже много лет. Другое дело, что в России до последнего времени это было не востребовано.

Я призываю бизнес, помимо изучения российских нормативных актов, максимально воспользоваться технологиями европейского бизнеса. Думаю, экономически более выгодно адаптировать под себя уже готовые разработки, чем писать их с нуля.

На что еще можно обратить внимание при переходе на новые принципы, помимо ИТ-систем?

Желательно отработать систему отслеживания сделок, попадающих под регулирование. В этом случае, конечно, лучше играть на опережение, не дожидаясь звонков со стороны налоговых и других регулирующих органов. Просто выработать систему, выделить ответственных людей, которые по признакам взаимозависимости и материальности будут отслеживать сделки.

Как грамотно выявить контролируемые сделки внутри бизнеса?

Первым делом выработайте для себя четкую, понятную и прозрачную систему прохождения сделок, возможно многоуровневую, по принципам взаимозависимости и материальности. Это первый просев сделок. Далее у нас образуется некий пул, где в отношении сделок мы можем видеть зону риска. Мы уже более внимательно рассматриваем их условия, особенно при наличии материальности риска.

Затем есть три стратегии. Можно заключать соглашение с налоговым органом в отношении каждой сделки. Это самая консервативная позиция.

Промежуточная позиция – анализ сделок с точки зрения применимых цен и условий. Собираем дополнительную документацию и заключаем соглашения с налоговыми органами только по сделкам с определенными рисками.

Третья позиция, которую мы даже не рассматриваем, – оставлять все до того момента, пока налоговый орган не запросит у нас всю соответствующую информацию. Я бы не рекомендовала этот вариант.

Чем бы вы посоветовали руководствоваться при выборе внешних консультантов?

Кто-то работает только с крупнейшими игроками на рынке. Кто-то – с нишевыми компаниями, которые занимаются исключительно налоговым консультированием одновременно с консультированием в сфере трансфертного ценообразования.

Нужно смотреть на рекомендации, на опыт работы компании с налоговыми органами, на внутреннюю статистику по заключению соглашений с налоговыми органами – насколько были позитивны результаты по каждому запросу от клиентов. Лично я предпочитаю консультантов с хорошей статистикой и опытом.

Более подробно познакомиться с опытом компании TaxTeam и задать собственные вопросы Наталии Лучковой вы сможете на Четвертом налоговом форуме «Корпоративное налоговое планирование: трансфертное ценообразование — российский и зарубежный опыт» 28-29 ноября 2013 года.

Нина Данилина


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии