• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://t.me/cfo_russiaru

Екатерина Казакова, «Карбо-Логистика»: Взаимозачеты с нерезидентами: правила валютного регулирования и временные меры 2022 года

18.07.2025

Екатерина Казакова, «Карбо-Логистика»: Взаимозачеты с нерезидентами: правила валютного регулирования и временные меры 2022 года

Основные правила правового регулирования зачета

В сфере валютного регулирования существует важная особенность: хотя валютное законодательство в целом не запрещает проведение взаимозачетов между резидентами и нерезидентами, эта возможность существенно ограничена требованием репатриации валютной выручки.

Согласно федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», резидент, участвующий во внешнеэкономической деятельности или предоставляющий займы нерезидентам, обязан обеспечить поступление валюты на свои счета. Однако статья 19 данного закона предусматривает ряд исключений, когда резидент может быть освобожден от обязанности по зачислению валютной выручки.

Важно отметить, что перечень таких исключений весьма ограничен. К ним относятся:

  • Взаимозачеты по определенным категориям обязательств;
  • Использование валютной выручки для покрытия расходов на проведение культурных и спортивных мероприятий за рубежом;
  • Взаимозачеты по обязательствам в сфере информационных технологий (разработка ПО, производство компьютерной техники и сопутствующие услуги).
Данный перечень был утвержден правительством в 2020 году и остается неизменным.

Особого внимания заслуживает тот факт, что ранее планировалось утвердить отдельный перечень случаев, когда зачет был бы запрещен. В частности, под запрет попадали бы операции по зачету требований нерезидента к резиденту по оплате доли в уставном капитале в обмен на требование резидента к нерезиденту по оплате поставленных товаров.

К счастью для участников внешнеэкономической деятельности, данный перечень так и не был утвержден, что позволило сохранить возможность проведения таких операций.

Таким образом, несмотря на формальное разрешение взаимозачетов между резидентами и нерезидентами, их применение до 2022 года было существенно ограничено действующим законодательством, что требовало особого внимания при планировании внешнеэкономических операций.

Правовое регулирование зачета: временные меры

Рассмотрим поэтапные меры, которые были приняты, чтобы зачет встречных требований в текущем объеме стал возможным, и при этом минимизировались риски нарушения валютного законодательства.

Процесс начался в феврале 2022 года с издания Указа Президента №79. Этот документ установил для резидентов обязанность по продаже иностранной валюты в размере, определяемом Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Это стало первым шагом во временном регулировании валютных операций.

Следующим этапом стал Указ Президента от июля 2022 года, касающийся репатриации иностранной и российской валюты резидентами – участниками внешнеэкономической деятельности. Согласно этому Указу, репатриация иностранной валюты оставалась обязательной, но только в том размере, который подлежал обязательной продаже. Важно отметить, что еще в июне 2022 года размер обязательной продажи валюты был установлен на уровне 0%. Таким образом, требование о репатриации фактически было отменено.

Наиболее значимым для вопроса зачета встречных требований стал Указ Президента №529, принятый в августе 2022 года. Он четко закрепил, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности к российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям более не применяются требования об обязательности формы расчетов. Кроме того, этот Указ предоставил российским резидентам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) право осуществлять зачет своих требований к нерезидентам. Хотя Указ предусматривает возможность исключений, устанавливаемых Правительством, на текущий момент конкретный перечень запрещенных случаев зачета не определен.

Указ №529 привел к существенным изменениям в регулировании внешнеэкономической деятельности. Российские компании и индивидуальные предприниматели теперь:

  • Не обязаны соблюдать требование о расчетах исключительно через счета в уполномоченных банках;
  • Не обязаны зачислять иностранную валюту на свои счета;
  • Получили возможность свободно проводить зачет требований с нерезидентами при наличии встречных обязательств.

Исключение из временных мер по правовому регулированию зачета

Из временных мер, позволяющих всем российским резидентам проводить зачеты, есть исключение для крупнейших экспортеров.

Указ Президента №771 определил перечень таких экспортеров, куда вошли 40 групп компаний (а не отдельные юрлица). Согласно Постановлению Правительства №1681 (действовавшему до 30.04.2025 года), а также Постановлению Правительства РФ от 22.05.2025 N 69, принятым во исполнение этого указа, включенные в перечень крупнейшие экспортеры обязаны репатриировать иностранную валюту. Это означает, что на них не действует «нулевая» ставка.

Сейчас им нужно зачислять на российские банковские счета не менее 40% иностранной валюты, полученной от их зарубежной деятельности (продажи товаров или услуг), и продавать 90% от этой суммы. При этом общая сумма продажи должна составлять минимум 25% от стоимости контракта.

Изначально эти проценты были выше, но постепенно снижались. Вероятно, это связано с тем, что даже крупнейшим компаниям было трудно выполнять такие жесткие требования, и это ограничивало их работу за рубежом.

Послабление для крупных экспортеров

В мае 2024 года, на фоне стремления к дедолларизации экспортных операций и признания недостаточной эффективности предыдущих мер валютного регулирования, Правительство РФ приняло постановление, освободившее крупнейших экспортеров от обязательной репатриации валютной выручки, при условии, что более 50% их доходов поступает в российских рублях. Тем не менее, даже рублевые поступления должны быть зачислены на счета в уполномоченных российских банках.

Включение компании в перечень по Указу Президента РФ №771

Указ Президента №771 установил перечень крупнейших экспортёров, обязанных соблюдать требования по репатриации. Важно отметить, что данный документ имеет гриф «Для служебного пользования» и не публикуется в открытых источниках. Полномочия по уведомлению компаний были возложены на Минэкономразвития. Ведомство направляет официальные письма по юридическому адресу организации. С момента надлежащего уведомления (отправки по адресу местонахождения) компания обязана соблюдать установленные требования для крупнейших экспортёров.

Однако на практике возникают различные сложности: письмо может не дойти до адресата; юридический адрес компании мог измениться; существует человеческий фактор – уведомление может быть проигнорировано или утеряно.

Альтернативный способ проверки статуса компании – электронное обращение в Минэкономразвития. Для этого необходимо зайти на официальный сайт ведомства, перейти в раздел «Обращения граждан» и заполнить форму запроса, указав наименование компании, ИНН, ОГРН и электронную почту для ответа.

Рекомендуется подавать запрос от имени лица, имеющего право действовать без доверенности, чтобы избежать необходимости прикладывать дополнительные документы. Сроки обработки обращения составляют 7-10 дней. В ответе, как правило, содержится информация о включении компании в перечень, а также может быть приложена копия ранее направленного уведомления.

Такой способ позволяет оперативно получить достоверную информацию о статусе компании и избежать возможных рисков, связанных с несоблюдением требований по репатриации.

Дружественные и недружественные лица

При осуществлении внешнеэкономической деятельности крайне важно учитывать статус контрагента – является ли он дружественным или недружественным лицом. Это обусловлено различиями в правовом регулировании отношений с такими сторонами.

Определение недружественных иностранных государств унифицировано: их перечень установлен соответствующим распоряжением правительства. Однако критерии отнесения конкретных участников ВЭД (юридических или физических лиц) к недружественным более широки. К ним относятся лица:

  • связанные с недружественными государствами;
  • имеющие гражданство или место регистрации в таких государствах;
  • осуществляющие там основную деятельность или извлекающие основную прибыль;
  • находящиеся под контролем вышеуказанных иностранных лиц.
Различия в статусе контрагента критически важны из-за особенностей регулирования, в том числе, при проведении взаимозачета. Операции зачета с участием недружественных лиц существенно ограничены.

В частности, согласно разъяснениям Банка России по применению положений Указа Президента №95, исполнение резидентами обязательств по кредитам и займам перед нерезидентами из недружественных государств должно осуществляться исключительно путем зачисления средств на специальный счет типа «С». Любые другие формы расчетов, включая взаимозачет, требуют получения специального разрешения от Министерства финансов или Центрального банка (в зависимости от статуса резидента). Формы соответствующих запросов доступны на сайте Минфина России.

Тем не менее, в некоторых случаях зачет с недружественными лицами допустим. Это касается, например, определенных категорий обязательств, таких как возникающие из корпоративных отношений, которые регулируются отдельным указом президента.

Порядок проведения зачета

Итак, мы ознакомились с нормативным регулированием, поняли, что соблюдаем его и можем провести зачет встречных требований. Каким должен быть порядок наших действий дальше?

Первое – идентификация требований. Прежде всего, необходимо четко определить характер и основания встречных требований, убедившись, что они возникают из внешнеторговой деятельности или займов.

Второе – подготовка акта сверки взаимных расчетов между сторонами. Возможны сложности с оперативным подписанием такого акта нерезидентами, крайне важно иметь в полном порядке все первичные документы, подтверждающие размер и основания задолженности. В дополнение к этому акт сверки повышает прозрачность сделки, фиксирует сумму задолженности и подтверждает отсутствие споров между сторонами, а также их взаимное признание долга.

Третий этап – подпись соглашения о зачете встречных требований, и полный комплект документов направляется в банк.

Целесообразно рассмотреть возможность предварительной отправки документов в банк еще до подписания основного соглашения. Это позволит банку провести свою оценку сделки и выявить потенциальные риски.

Приведу пример из своей практики: у нас уже было готово соглашение, мы направили документы в банк, и он предупредил о том, что при проведении планируемого зачета встречных требований будет вынужден сообщить в соответствующие органы о нарушении, поскольку бенефициарным владельцем нерезидента оказался гражданин недружественной страны (Франции). Банк расценил это как нахождение под контролем недружественного лица. Этот случай подчеркивает значимость предварительной проверки документов и консультаций для предотвращения возможных нарушений.

Однако важно понимать, что одобрение банком сделки не является абсолютной гарантией ее безупречности с точки зрения контролирующих органов. Банк, будучи коммерческой организацией, не несет ответственности за потенциальные нарушения, которые могут быть выявлены. Ответственность за соблюдение законодательства полностью лежит на участниках сделки.

Соглашение о зачете

Соглашение о зачете с нерезидентом по своей сути не имеет принципиальных отличий от аналогичных соглашений между резидентами. Ключевое отличие заключается в необходимости его двуязычного оформления, поскольку одной из сторон является нерезидент. Зачет может быть полным или частичным, в зависимости от достигнутых сторонами договоренностей и их взаимной выгоды.

Важно детально указать в соглашении основания возникновения задолженности. Если перечень таких оснований обширен – например, в случае множественных поставок по различным спецификациям или оказания услуг по отдельным заявкам, – целесообразно вынести эту информацию в приложение к соглашению. В нем рекомендуется представить обязательства каждой стороны и соответствующие суммы к зачету в удобной табличной форме, избегая перегрузки основного текста.

Принцип свободы договора позволяет сторонам решать вопрос о требованиях, выраженных в разных валютах (например, задолженность в долларах против встречной в юанях). В таком случае стороны вправе включить в соглашение валютную оговорку, устанавливающую единую валюту зачета для приведения требований к единообразию. Более того, существует возможность зафиксировать конкретный курс конвертации, который может отличаться от текущего рыночного. Это бывает выгодно, если, например, применение иного курса (скажем, действовавшего неделей ранее) позволяет сторонам полностью прекратить свои обязательства, что их устраивает. Такой механизм также должен быть четко прописан в тексте соглашения.

Помимо вышеупомянутых условий, в соглашение могут быть внесены любые другие сведения, определяемые спецификой и потребностями конкретной сделки.

Судебная практика

Хотя широкое применение зачета встречных требований с нерезидентами является относительным нововведением, уже сформировалась судебная практика, подтверждающая его правомерность. Суды признают, что требование о репатриации валюты отменено (Указ Президента №529), и российские резиденты вправе проводить взаимозачеты.

В качестве примера можно привести следующие судебные дела:

  1. Дело № А40-67404/2023 (АС Московского округа). В рамках этого дела постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение требований о репатриации было отменено.

  2. Дело № А60-5671/2022 (АС Уральского округа). В данном деле суд дал толкование целям принятия Указа №529. Было отмечено, что указ принят для защиты российской экономики в целом, а также для защиты российских резидентов от ограничений при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

  3. Дело № А40-67418/2023 (АС Московского округа). Этот пример также подтверждает правомерность зачета встречных требований. Суд признал, что погашение задолженности путем взаимозачета является надлежащим исполнением обязательств, и в таких случаях отсутствуют нарушения. Административный орган не смог доказать, что резидент нарушил какие-либо конкретные законодательные нормы при проведении зачета.

Подводя итоги, напомню, что такой зачет возможен только при полном соблюдении всех положений действующего законодательства, о которых я писала выше. Это включает в себя учет таких факторов, как статус нерезидента (например, является ли он лицом из недружественной страны) и категорию самих обязательств.

Екатерина Казакова, руководитель направления правового сопровождения коммерческой деятельности, «Карбо-Логистика»

Узнать больше о последних новостях в сфере российского налогового законодательства вы сможете на Третьей конференции «Управление налоговыми рисками», которая пройдет 16 сентября 2025 года.