• Сегодня 28 марта 2024
  • USD ЦБ 92.59 руб
  • EUR ЦБ 100.27 руб
PHARMA CRM Система для автоматизации процессов фармкомпаний: управление визитами, полевыми и госпитальными продажами, медицинскими представителями
Коля в Третьяковской галерее
Деловой завтрак «Налоговый мониторинг»
Одиннадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»
https://t.me/cfo_russiaru

Вера Борисова: «Мы стараемся четко согласовать определения, в том числе касающиеся НДС»

09.04.2014

Вера Борисова: «Мы стараемся четко согласовать определения, в том числе касающиеся НДС»

Вера Борисова, директор по налоговым вопросам по России и СНГ компании Hewlett Packard и спикер Конференции «Налоговое планирование: работа в условиях деофшоризации», рассказала CFO-Russia.ru о тонкостях начисления НДС и налога на прибыль при скидках и бонусах партнерам.

Расскажите об особенностях начисления НДС и налога на прибыль при скидках и бонусах партнерам.

Особенностей по сути как таковых нет – существует некоторая неясность в части используемых определений. Так, в торговом законодательстве еще с советских времен существовало определение понятия «скидка». Скидка всегда была привязана к стоимости товара и влияла на нее. В то же время определение понятия «премия» отсутствует в действующем законодательстве, что в свою очередь часто приводит к разнообразию его применения при выплатах. В этом сложность.

Понятно, что любая выплата, связанная со стимулированием канала продаж, отражается на финансовом результате. Однако влияет ли она напрямую на цену ранее проданного товара, это уже вопрос.

На финансовый результат, особенно в случае торговой организации, оказывает влияние множество факторов и показателей. Не только закупочная цена, но и разного рода накладные расходы. Цена уже проданного и оплаченного товара может изменяться только в тех случаях, когда эти условия четко прописаны в договоре, в соответствии с гражданским кодексом. Поэтому нужны простые и однозначно понимаемые всеми сторонами правовых отношений (государством, партнером и продавцом) формулировки.

То есть каждой компании приходится для себя решать, что такое премия?

Как минимум сторонам соглашений необходимо четко формулировать определения выплачиваемых стимулирующих вознаграждений.

Стимулирование канала может складываться из трех разных видов выплат – во-первых, это скидка к цене. Во-вторых, премия за какие-либо согласованные сторонами показатели (за объемы, за поддержку продукта на складе в определенном количестве, за равномерность заказов и т.д.). Кроме того, есть маркетинговые и рекламные услуги, когда возникают встречные обязательства по договору возмездного оказания услуг. В случае скидок и премии встречные обязательства отсутствуют, поскольку компания-покупатель действует в рамках своей основной деятельности, продает закупленный товар и достигает целей, поставленных продавцом. Однако если она продает много, равномерно поддерживает запасы и заказывает товары, то она может получить премию либо скидку.

Как вы определились с этими понятиями в своей компании?

Мы стараемся как можно более четко согласовать определения, в том числе касающиеся НДС. В первую очередь, всем сторонам должно быть понятно, что происходит по договору, за что мы платим. Как и многие другие, наша компания старается использовать все возможные виды стимулирования, в том числе с использованием корректирующих счетов-фактур. Это ровно то, что было с 2006 года в налоге на прибыль, а начиная с 1 июля 2013 года и по НДС, где появились более четкие формулировки.

Какой бы вы могли дать совет коллегам по этой теме?

Только один совет – составлять договор таким образом, чтобы всем было понятно, за что происходит оплата. Нужно четко формулировать в договоре основные требования, на которые впоследствии налоговые органы более всего обращают внимания. В частности, есть НДС или нет. Ведь, собственно, чего хочет налоговый орган – чтобы не случилось такой ситуации, когда один возместил НДС из бюджета, а другой его не заплатил, иначе истолковав договор.

Какие здесь могут возникнуть сложности?

Если, например, говорить о премии за равномерность заказа, то ее часто физически сложно распределить на товарный поток в течение месяца. В потоке могут быть разные продукты – разные и по цене, и по объему. Поэтому, в общем-то, нет особого смысла этим заниматься.

Налогоплательщику все равно, облагается это НДС или нет. Главное – чтобы были понятные правила, а также возможность оформить документы, позволяющие покупателю принять НДС к вычету. Корректирующая счет-фактура по своей форме составлена таким образом, что ее нельзя оформить на объем. Ее приходится постоянно привязывать к другой конкретной счет-фактуре. А когда идут регулярные отгрузки, корректировать приходится достаточно большие объемы этих документов. Какой в этом смысл? Если у покупателя есть обязанность заплатить НДС вне зависимости от того, есть ли у него документ или нет, мы-то принять к вычету ничего не можем. По одной простой причине – обычно у компании нет возможности производить огромный объем документов, даже если это позволяет программное обеспечение.

Есть еще один нюанс, который наверняка волнует многих. Производитель заинтересован в стимулировании канала целиком, вплоть до конечного пользователя. Но сегодня он может стимулировать только компанию, которая является у него первым покупателем. Стимулировать второго партнера в канале уже сложно, потому что у него нет контрактов на покупку с производителем. Так работает и фармацевтика, и большинство вендоров.

Партнеров первого уровня обычно не так и много. Партнеров второго уровня значительно больше, вдобавок они делятся по регионам. Поэтому, несмотря на необходимость, стимулировать конечного пользователя производитель не может. В законодательстве пробел – порядок отнесения сумм премий на расходы для налога на прибыль сформулирован таким образом, что необходимо заключать договор купли-продажи. Хотя здесь скорее нужен договор о взаимодействии и партнерстве. То есть, некий общий договор, который позволил бы вендору гарантировать покупателю качественную продукцию. При этом такие расходы полностью соответствуют требованиям 25 Главы НК и направлены на извлечение прибыли, экономически обоснованы и документированы.

Более подробно познакомиться с опытом работы Hewlett Packard и задать собственные вопросы Вере Борисовой вы сможете на Конференции «Налоговое планирование: работа в условиях деофшоризации», которая пройдет 1 июня 2018 года в Москве.

Нина Данилина


Комментарии

Защита от автоматических сообщений