• Сегодня 27 апреля 2024
  • USD ЦБ 92.01 руб
  • EUR ЦБ 98.72 руб
Вторая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
Коля в Третьяковской галерее
Семнадцатая конференция «Автоматизация корпоративных бизнес-процессов»
Одиннадцатая конференция «Управление дебиторской задолженностью»
50 бизнес-моделей новой экономики. Уроки компаний-единорогов
https://t.me/cfo_russiaru

Отчет об Одиннадцатой конференции «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»

29.02.2024

15 февраля 2024 года в Москве в одиннадцатый раз прошла Конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция «Внутренний контроль и внутренний аудит в 2024 году: задачи, ограничения и возможности» началась с выступления Романа Абдусалямова, внутреннего аудитора, АИМ Менеджмент (управляющая компания «СУЭК», «СГК», «НТК», «МХК «ЕвроХим»), который ответил на вопрос «Как оценить результативность внутреннего аудита за прошедшие периоды и составить план дальнейшего развития функции?». В первую очередь эксперт рассказал, зачем оценивать ВА и какие показатели брать. Затем он описал взаимодействие заинтересованных сторон при данной оценке и роли службы ВА. Среди этих ролей, например, агент изменений, доверенный советник, консультант, независимый эксперт и ревизор. Далее спикер подробно рассказал про получение обратной связи по проведению аудита и поделился подходами к формированию стратегии развития ВА. 

О влиянии корпоративной культуры на эффективность внутреннего контроля и внутреннего аудита, работе с сотрудниками и мероприятиях по развитию корпоративной культуры рассказала Ксения Исакова, руководитель внутреннего аудита, Азбука вкуса. Спикер описала элементы корпоративной культуры и главные ценности компании:

  • Открывать новое
  • Ценить людей
  • Оставаться искренними
  • Стремиться к идеалу

Среди мероприятий для развития корпоративной культуры: нематериальная мотивация, спорт, развитие, профессиональные конкурсы, праздничные мероприятия, экскурсии, благотворительность, тимбилдинги.

Завершилась секция КРУГЛЫМ СТОЛОМ: Как построить взаимодействие между внутренним контролем и внутренним аудитом и другими подразделениями компании. Среди спикеров: Семен Дворянинов, директор департамента внутреннего аудита, Агрохолдинг «СТЕПЬ» (модератор); Вероника Конкина, директор по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости, MALLTECH; Ольга Костина, начальник отдела управления рисками, Международный аэропорт Внуково; Илья Кузьмин, начальник отдела внутренних контролей и комплаенса, АЛРОСА; Мурат Сергеев, риск-менеджер, Лента; Вероника Семенова, начальник управления внутреннего аудита, Юнипро. Они обсудили следующие темы:

  • Как повысить статус внутреннего аудита в компании
  • Совместная работа с функцией риск-менеджмента
  • Как разделить и задекларировать полномочия подразделений бизнес-контроллинга и внутреннего контроля
  • Опыт создания кросс-функциональных команд для целей внутреннего аудита

Вторая секция «Непрерывное повышение эффективности систем внутреннего контроля и внутреннего аудита» началась с доклада Татьяны Кутаковой, заместителя директора департамента внутреннего аудита, Аэрофлот, «Разработка стратегии внутреннего аудита». Прежде всего, спикер объяснила, для кого разработка стратегии внутреннего аудита является необходимым и эффективным инструментом управления. Далее она рассказала, какими нормативными актами предусмотрена разработка этой стратегии, и представила международный опыт использования стратегии внутреннего аудита, а также сравнила российскую и зарубежную практики. В завершение своего доклада Татьяна поделилась практическим пошаговым алгоритмом разработки стратегии внутреннего аудита.

Опытом подготовки методического руководства по работе внутреннего контроля и внутреннего аудита поделилась Галина Колобова, руководитель управления по внутреннему контролю, Уралхим. Спикер представила комплект методологии по внутреннему контролю и внутреннему аудиту (ВК и ВА), а также описала влияние взаимодействия функций управления рисками, ВК и ВА на методологию:

  • Карта рисков используется ВК для каскадирования процессных рисков в матрицах наравне с целями процессов
  • ВА использует карту рисков для планирования внутренних проверок с целью выявления высокорисковых процессов
  • ВК использует отчет аудиторов, чтобы понять, где бизнесу нужна помощь по выстраиванию контрольных процедур

Как организовать контрольную среду в компании и снизить риски невыполнения целей? На этот вопрос ответил Ренат Шамсутдинов, директор по внутреннему контролю, Леруа Мерлен. В первую очередь эксперт отметил ценность внутреннего контроля для бизнеса и рассказал про работу с рисками, угрожающими недостижением целей. Также Ренат акцентировал внимание на синергии в работе внутреннего контроля и аудита в фокусе на риски, которые актуальны именно сегодня.

Подходы к регламентации данных от внутренних аудиторов описала Ольга Баранова, начальник Управления методологии внутреннего аудита, ЛокоТех. Она рассказала, как создать единый формат отчетов для удобного анализа. Спикер описала комбинацию требований обновленных стандартов внутреннего аудита и стандартов IBCS для улучшения восприятия отчетов внутреннего аудита. Далее она рассказала, как нормативные требования нашли отражение в отчетах для повышения удобства их восприятия пользователями. Также Ольга рассмотрела отчеты аудиторов как помощь менеджменту в принятии управленческих решений.

Анна Кучинская, менеджер по управлению рисками и комплаенсу, отдел по развитию бизнес-процессов и контролей, Объединенные Пивоварни, выступила онлайн с докладом «Процессный подход в описании и регламентации контрольных процедур: этапы работы и полученные результаты». Она рассмотрела процессный подход как часть цикла управления рисками и рассказала про методологию последовательного описания процесса и контролей. Затем Анна объяснила, как с помощью процессного подхода избежать дублирования контрольных мероприятий и оптимизировать ресурсы на выполнение контролей. «В результате применения процессного подхода письма, справки, презентации стали процедурами, документы стали проще и короче, срок разработки уменьшился», – поделилась спикер.

Третья секция «Цифровые инструменты в работе внутреннего контроля и внутреннего аудита. Внутренний аудит в корпорациях» началась с выступления Григория Самарокова, начальника управления поддержки системы внутреннего контроля блока экономики и финансов, Норникель Спутник, который рассказал о модели расчета эффектов от автоматизации контрольных процедур. Эксперт перечислил основные этапы автоматизации, критерии оценки и выбора контролей для автоматизации. Далее он рассказал, как в его компании выбирали инструменты автоматизации и оценивали эффекты проекта. «Оценка трудоемкости и рисков должна подтверждаться владельцем бизнес-процесса. Что касается оценки рисков, она проводится в следующем порядке: анализ рисков – оценка эффектов – оценка планового остаточного риска», – подчеркнул спикер.

Наталия Смирнова, директор по внутреннему аудиту, Ростех, поделилась опытом использования собственных разработок для повышения эффективности внутреннего аудита. Она отметила основные принципы работы «горячей линии» в области противодействия мошенничеству, хищениям и коррупции и описала регламент взаимодействия структурных подразделений корпорации. «Горячая линия» интегрирована с АС ДВА, в которой документируются результаты проверок. Наталия также дала рекомендации по оформлению результатов проверок.

Николай Лавров, начальник управления внутреннего аудита, Северсталь, рассмотрел цифровизацию внутреннего аудита: реализованные мероприятия, возникшие сложности и их решение, полученные результаты. Спикер рассказал, как создать благоприятную среду для новых возможностей и знаний. Во-первых, как помочь переменам произойти? Николай поделился следующими рекомендациями:

  • Двигаемся в одном направлении – цифровизация как приоритет компании. Общая поддержка и фокус создают благоприятную для изменений среду.
  • Заявляем этот приоритет частью своей функциональной стратегии. Неизбежность изменений необходимо закрепить действиями – проведены организационные изменения и выделены ресурсы.
  • Ищем «проводников изменений». Найдены сотрудники в коллективе, которые могут и хотят меняться – «чемпионы цифровизации».

Далее эксперт поделился достигнутыми успехами и полученными уроками и рассказал про дальнейшие шаги и перспективы.

Завершилась конференция докладом Владимира Серкина, директора департамента внутреннего аудита, Вымпелком, о системе управления дочерними обществами через внутренние контроли и аудит. Он поделился советами, как сохранить гибкость и скорость, но не потерять контроль управления. Также он ответил на несколько ключевых вопросов:

  • Управление «на вытянутой руке» или сильный контроль?
  • Создавать внутренний аудит в каждой «дочке» или только в головной компании?
  • Нужно ли включать в план аудитов нематериальные «дочки»?




Комментарии

Защита от автоматических сообщений