24 мая 2023 года
Москва
Отчет о Девятнадцатой конференции «Централизованное казначейство» (День 1)
14-15 марта 2023 года в Москве в девятнадцатый раз прошла Конференция «Централизованное казначейство». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о первом дне мероприятия.
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.
Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция первого дня «Условия для развития казначейства в 2023 году» началась со знакомства с аудиторией. С помощью интерактивного опроса участники конференции узнали больше о других слушателях и в числе прочего получили ответы на вопросы:
- Какого размера компании присутствуют
- Какие должности занимают участники
- Каково среднее количество платежных поручений в компаниях
- Какое количество заявок обрабатывается в день
- Сколько платежных дней в неделе
- Какова численность казначейской функции
- Какие казначейские процессы централизованы

Про управление рисками при взаимодействии с новыми контрагентами рассказала Екатерина Захряпа, экс-CFO, Whirlpool. Спикер рассмотрела основные аспекты корпоративной оценки нового поставщика и описала детали due diligence перед подписанием контракта. Также она акцентировала внимание на важности регулярной «массовой» проверки всех контрагентов и внедрении культуры контролей и работы с закупками. Основные выводы:
- Для новых контрагентов – проверка должна быть встроена в систему подписания контракта
- Проверка только новых партнеров – недостаточна!
- Для массовой проверки – обязательны автоматизированные решения
- Внедрение культуры контролей и работа с закупками не менее важна, чем проверки

Принципами распределения финансовых функций между казначеями, финансистами и экономистами поделился Игорь Басов, финансовый директор, TOP TOP. Прежде всего, спикер рассмотрел текущую макроэкономическую ситуацию в России и перечислил вызовы, которые стоят перед финансовым блоком компании. Затем он описал оптимальную структуру и мотивацию финансовой службы и поделился следующими выводами:
- Сбалансированная система функций наиболее устойчива.
- Совмещение задач по временной шкале во всех подразделениях финансовой службы.
- Система стимулирования взвешена по уровням временной шкалы.
- Переход от жестких стандартов и регламентов к «конструктору процесса».
- Гибкость в реагировании на внешние угрозы при четком соблюдении процессных регламентов.
- Полный отказ от микроменеджмента, делегирование полномочий
- Повышение эффективности сотрудников и своей собственной (well-being)

Тема второй секции – «Создание и оптимизация централизованного казначейства».
Как создать дорожную карту централизации казначейства? На этот вопрос ответил Рамиль Васиков, руководитель Центра корпоративных финансов Центра обслуживания бизнеса, Татнефть. Эксперт объяснил, кому и для чего нужна дорожная карта централизации казначейства, что она должна содержать, а также описал стандарты своего предприятия по созданию данной дорожной карты. Это определение принципов организации и работы информационно-технической платформы, распределение ответственности между участниками процесса, синхронизация сроков реализации, стандарт по включению предприятий в контур централизованного казначейства группы.

Екатерина Матвеева, финансовый директор, Специальные стали и сплавы, поделилась опытом планирования поступления денежных средств. Она отметила: чтобы доставить клиенту нужный товар в нужном количестве в кратчайшие сроки и с минимальными издержками, нужно в первую очередь знать, чего хочет клиент. Иными словами, нужен прогноз спроса и 100% точность планирования поступлений. Затем необходимо собрать фактические данные: ежедневные отчеты о продажах по клиентам, о продажах по продуктам, об обеспеченности выполнения плана. Если есть план продаж и известны остатки на складах, можно создать план производства, а затем, зная состав каждого продукта, и план закупок сырья и материалов.

Третья секция началась с ПАНЕЛЬНОЙ ДИСКУССИИ «Привлечение финансирования и организация работы с банками». Среди участников: Дмитрий Слепичко, заместитель финансового директора, Hoff (модератор); Алексей Шорохов, финансовый директор, Росинтер Ресторантс Холдинг; Дмитрий Шелагин, директор департамента финансов, Ростелеком; Юлия Владимирова, финансовый директор, MacCoffee; Алексей Лиханов, руководитель по корпоративным финансам, Норникель.
Участники дискуссии обсудили, как искать источники финансирования, и рассмотрели риски и преимущества существующих опций. Далее речь шла про дополнительные источники финансирования внутри компании: где найти «лишние» деньги. Также участники рассказали, как выстроить диалог с банком в кризисный период, и разобрали плюсы и минусы разных каналов обмена финансовыми сообщениями с банками.

Далее Михаил Сычев, начальник департамента долгового финансирования, Газпром нефть, выступил с кейсом «Внешнее заемное финансирование». Он сравнил преимущества и недостатки вариантов привлечения заемного финансирования (облигационные займы и банковские кредиты). Затем Михаил поделился опытом, как подготовить компанию к выходу на рынок долгового капитала, а также перечислил факторы, влияющие на успех размещения облигационного займа.

Опытом централизации казначейской функции поделилась Екатерина Дубровина, финансовый директор, Производственное объединение «Дмитрогорское», ГК «Агропромкомплектация». Она отметила предпосылки для централизации функции и рассказала, что в компании рассмотрели следующие варианты сочетания транзакционных и аналитических функций:
- Базовые казначейские функции, в том числе оплату счетов, составление платежных календарей и сверку банковских выписок
- Принятие решения об использовании финансовых инструментов
- Мониторинг и управление оборотным капиталом
- Анализ информации, содержащейся в динамической управленческой отчетности (дашбордах) по функции
- Применение инструментов ежедневного оперативного управления средствами
Затем Екатерина рассказала про распределение функций между бизнесом и ЦК и описала функции ЦК. В результате централизация заняла 6 месяцев, было выделено 35 юрлиц и внедрена 1С:Управление холдингом.

В рамках четвертой секции «Оптимизация работы казначейства» Елена Силла, начальник департамента финансов, Россети Северо-Запад, рассказала про унификацию подходов в части согласования и осуществления платежей с помощью централизации казначейской функции. Елена отметила предпосылки и задачи централизации, а также рассказала про ход оптимизации работы казначейства. Главные итоги централизации:
- Унификация подходов в части централизованных функций
- Оптимизация расходов ИА через прямое отнесение ФОТ централизованных подразделений на расходы филиалов
- Отсутствие дублирования
- Сокращение расходов в части централизованных функций

Затем Денис Попов, главный аналитик по макроэкономике, дирекция стратегии и проектов, ПСБ, представил аналитический доклад «Развитие экономической ситуации в России». Он поделился макроэкономическими итогами 2022 года и дал оценку текущей экономической активности в стране. Также он рассмотрел прогнозы развития макроэкономической ситуации (собственные, официальные и консенсус-оценки) по основным параметрам: ВВП, курс инфляции, ключевая ставка. В завершение Денис представил экономические и финансовые риски 2023 года:
- Финансовая и экономическая неопределенность остается высокой (что с глобальным спросом, геополитикой, адаптацией…?)
- Рост ВВП со второй половины 2023 г., но возврат к докризисным уровням не ранее середины 2024 года
- Бюджетная политика останется стимулирующей, но будет повышать инфляционные риски
- Инфляция пока под давлением, но по мере восстановления спроса может ускориться и привести к росту процентных ставок
- Курс рубля – скорее умеренное поступательное ослабление
Наши конференции:
- Конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
- Вторая конференция для финансовых директоров ИТ-компаний
- Девятая конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
- Вторая конференция «Логистика под санкциями: как найти новые каналы коммуникации и транспортировки товаров»
- Пятая конференция «Управление клиентским сервисом и лояльностью»