Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о Восьмой конференции «Управление дебиторской задолженностью»

14.11.2022

19 октября 2022 года в Москве в восьмой раз прошла Конференция «Управление дебиторской задолженностью». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первым в секции «Вызовы и тенденции в управлении дебиторской задолженностью» выступил Кирилл Кононов, управляющий директор, Банк «Открытие». Он представил аналитический доклад «Ключевые макроэкономические факторы, влияющие на рост проблемной ДЗ: санкции, инфляция, денежно-кредитная политика Банка России». Кирилл перечислил основные причины реализации рисков ДЗ, а также рассмотрел причины ускорения инфляции: изменение курса рубля (через цену импорта или экспортный паритет) и изменение ожиданий из-за политических факторов. Затем эксперт представил графики баланса госбюджета и отметил, что дефицит 2023-2024 гг. должен погашаться преимущественно за счёт ФНБ, а не заимствований, также будут увеличиваться налоги на экспортёров. Говоря про экономический рост, Кирилл поделился, что в долгосрочной перспективе он будет медленнее из-за демографии. Возможно увеличение роли финансовой системы и государства в экономике, особенно в приоритетных отраслях. В заключение спикер рассказал про наиболее значимые изменения финрынков в 2023 году.

Как минимизировать риски возникновения проблемной задолженности и ее перехода в состав безнадежной? На этот вопрос ответил Андрей Франк, руководитель группы внутреннего контроля, Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры. В первую очередь спикер отметил внешние факторы, которые влияют на ДЗ в текущих условиях. Также он рассказал о влиянии мобилизации на риски возникновения проблемной задолженности, поделился результатами, которых удалось добиться за 1,5 года в работе с ДЗ, и отметил этапы проекта:

1. Регламент и ответственные
2. Детализированный учет
3. Единая ERP-система
4. Внутренний контроль и аудит процессов
5. Обучение
6. ЭДО
7. Мониторинг клиентов
8. Корпоративная культура
9. Аутсорсинг / продажа задолженности
10. Риск-профилирование клиентов

Иван Алехин, заместитель финансового директора по аналитике, ГК «Порт», рассказал, как обучить искусственный интеллект защищать компанию от просроченной ДЗ. Эксперт рассмотрел процесс рождения ДЗ и наглядно объяснил, как работает нейросеть.


Последней в секции выступила Юлия Климова, Credit Control, Internal Control and Compliance Finance Manager, Whirlpool. Она поделилась опытом распределения функции контроля ДЗ между отделами и интеграции регламентов в коммерческую систему компании. Спикер рассказала, как строить взаимодействие внутри компании, а также перечислила необходимые инструменты управления, которые помогли добиться следующих результатов:

  • 1 кв ПДЗ 43% к ДЗ vs 3 кв ПДЗ 5% к ДЗ.
  • Ни одной суммы ПДЗ, перешедшей в статус безнадежного долга.
  • Сохранение продаж.

Для этого было необходимо сменить парадигму отдела продаж – «важно не только продать», перезагрузить процесс взаимодействия между отделами кредитного контроля, продаж и логистики, ежедневно анализировать движение денежных средств (cash flow), использовать дифференцированный подход в выборе опций взаимодействия с клиентами и стимулировать за отсутствие ПДЗ.

Тема второй секции «Правовое поле управления дебиторской задолженностью».

Анна Глазкова, независимый эксперт, выступила с докладом «Механизмы досудебного взыскания ДЗ». Прежде всего, спикер акцентировала внимание на превентивных мерах: оценке ЮЛ и мониторинге. Затем Анна перечислила этапы досудебного истребования просроченной дебиторской задолженности:

  1. Дружественный звонок – неделя.
  2. Гарантийное письмо – 10 дней.
  3. Претензия – 10-15 дней.
  4. Исковое заявление – до 60 дней.
  5. Судебное производство – от 2 месяцев до 3-х лет.

В завершение выступления Анна рассказала, как сохранить клиента и не потерять деньги.

Применение штрафных санкций и принудительное исполнение договора как способ прекращения ДЗ по авансам за непоставленный товар рассмотрел Юрий Тимошкин, руководитель договорно-правового отдела, ТК Мегаполис. Он представил варианты мер для снижения задолженности и поделился судебной практикой по невозможности поставки. Также он рассмотрел нюансы взыскания неустойки и убытков и основания закрыть ПДЗ через внесенный аванс по ГК РФ. Кроме того, спикер рассмотрел вопрос, допустим ли односторонний зачет в случае спора?

Захар Калмыков, финансовый директор, ГК Родина, рассказал про особенности возникновения и управления ДЗ у застройщика. В первую очередь он перечислил участников ФПС и рассказал про возникновение ДЗ. Затем он акцентировал внимание на наполняемости эскроу-счетов, стоимости финансирования и сроках погашения и РВЭ. Также Захар рассказал про ограничения в предоставлении авансов и риски льготных ипотек.


В рамках третьей секции прошел КРУГЛЫЙ СТОЛ «Главные вопросы управления дебиторской задолженностью: возврат ДЗ в кризисный период». В нем приняли участие: Анна Глазкова, независимый эксперт (модератор); Юлия Климова, Credit Control, Internal Control and Compliance Finance Manager, Whirlpool; Наталья Стельмак, финансовый директор, BiBi; Юрий Тимошкин, руководитель договорно-правового отдела, ТК Мегаполис; Виталий Кузнецов, руководитель отдела кредитного контроля, КНАУФ. Спикеры обсудили следующие темы:

  • На что обратить внимание при заключении договора страхования ДЗ: важные пункты и подводные камни
  • Опыт применения факторинга в страховании ДЗ
  • Практика обеспечения ДЗ
  • Работа со смежными подразделениями при управлении ДЗ: как снизить риски за счет координации процесса внутри компании
  • Как выстроить систему мотивации клиентов к досрочной оплате выставленных счетов

Докладчики четвертой секции рассказали про управление дебиторской задолженностью в период нестабильности.

Анна Антропова, руководитель службы казначейства и финансового сопровождения сети, СДЭК, представила кейс «Управление ДЗ клиентов». Она рассмотрела особенности управления ДЗ клиентов во франчайзинговой модели компании и рассказала, как строить кредитную политику компании от финансового цикла. Далее спикер представила инструментарий работы с ДЗ на больших объемах в текущих технологиях рынка, а также поделилась опытом автоматизации работы с ДЗ клиентов через контакт-центр и роботов. В заключение доклада Анна объяснила, как оценивать стоимость сбора ДЗ, оптимизировать затраты через платежные сервисы и управлять ДЗ внутри компании через комплекс коэффициентов оборачиваемости.

Опытом выстраивания процесса сбора ДЗ и обучения команды в кризисный период поделилась Наталья Стельмак, финансовый директор, BiBi. Она подробно рассказала про взаимодействие команды при работе с ДЗ и объяснила, как строятся уровни премирования. Также Наталья наглядно представила остаток ДЗ по отношению к началу проекта в компании.


Ольга Ковальская, независимый эксперт, выступила с докладом «Досудебное взыскание: как организовать процесс Soft collection». Спикер перечислила основные задачи этапа Soft collection: довести до должника информацию о неисполнении обязанностей по погашению задолженности; попросить его произвести оплату; разъяснить последствия неисполнения обязательств. Затем она представила методологию внедрения через MVP и отметила принципы и ограничения этой процедуры.

Последним в секции выступил Геннадий Машталяр, бизнес-аналитик, Ариэль Металл. Он рассмотрел управление ДЗ как активом (риски и доходность), также рассказал про управление оборотным капиталом и факторинг.




Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения:
Защита от автоматических сообщений
Отправить