Отчет о Международном строительном форуме «Финансовый менеджмент, риски и цифровизация процессов» (День 1)
10.10.2022
22-23 сентября 2022 года в Москве прошел Международный строительный форум «Финансовый менеджмент, риски и цифровизация процессов». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Представляем вашему вниманию отчет о первом дне мероприятия.
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.
Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.
Первая секция первого дня «Особенности развития российской строительной отрасли в текущих условиях» началась с выступления Виталия Лакеева, старшего аналитика, ПАО Сбербанк. Он представил аналитический доклад «Тенденции на рынке жилой недвижимости», в рамках которого рассмотрел снижение ипотечных ставок и восстановление покупательской активности на рынке. Также эксперт рассказал о государственной поддержке спроса на жилье, динамике доступности жилья и льготных ипотечных программах. Спикер отметил, что:
- Торговый баланс России сохраняется положительным даже в кризисы
- ЦБ активно снижает ставки на фоне замедления инфляции
- Уровень безработицы низкий, зарплаты продолжают расти
Про управление рисками в стройке и способы их минимизации рассказал Юрий Сафронов, директор департамента внутреннего аудита, Инград. Прежде всего, спикер отметил, что каждый риск уникален и требует к себе особого подхода. Далее на примере своей компании он рассмотрел способы нивелирования следующих рисков: срыв сроков передачи квартир по ДДУ, приемка работ низкого качества и увеличение стоимости проекта. «Необходимо придерживаться взвешенного подхода: не повторять очевидные вещи, но и не расслабляться – еще не все риски реализовались в полной мере», – поделился советом спикер.
Как работать с ограничением на размер авансирования подрядчиков и предотвратить расторжение контрактов с ними, рассказала Юлия Доронкина, генеральный директор, ООО «Домкор Строй». Она ответила на вопрос, можно ли полностью отказаться от авансирования подрядчиков, и поделилась опытом поэтапного снижения авансовых платежей. Также она представила альтернативу авансов для подрядчиков и рассмотрела плюсы и минусы форм обеспечения авансовых платежей. В качестве итога Юлия поделилась такими рекомендациями:
- Для сокращения авансовых платежей необходимо наладить финансовую дисциплину, в том числе быструю приемку и оплату выполнения.
- Не бояться брать на себя ответственность, в том числе и за работу субподрядчика.
- Повышать финансовую грамотность всех участников процесса.
- Активно пользоваться банками как гарантами сделок.
Тема второй секции – «Финансы в строительном бизнесе 2022-2023».
Вячеслав Лазарев, генеральный директор, Open Development, выступил с докладом «Развитие строительной отрасли в Республике Казахстан. Влияние финансовых институтов и государственных программ на развитие девелопмента». Вот как обстоят дела в строительной отрасли Казахстана:
- Девелопмент для Казахстана – новая сфера, сформировать которую было вызовом.
- Жилищное строительство составляет около 4% ВВП Казахстана.
- Темпы жилищного строительства ежегодно растут и сейчас составляют 22,9 м2 на человека при норме ООН 30 м2. При этом население растёт на 2-3% в год, есть проблемы с аварийным и ветхим жильём.
- Коммерческая ипотека развита слабо. 58% всей ипотеки приходится на государственный банк.
- Ключевой вопрос: как людям приобрести жильё? Спрос в Казахстане на него растёт, и надо этот спрос удовлетворять.
Далее с кейсом «Цифровизация согласования договоров и платежей: система согласования и контроля платежей и первичных документов по договорам» выступил Дмитрий Медведев, начальник отдела информационных технологий, ВТБ Недвижимость. Спикер поделился опытом внедрения системы электронного документооборота и управленческого учета и рассказал про жизненный цикл договора. Также он акцентировал внимание на процессе обработки первичных документов. «Стратегической необходимостью для дальнейшего успешного развития стала задача по автоматизации процессов и внедрению систем электронного документооборота и управленческого учета. В числе процессов первой очереди были процессы согласования договоров, бюджетирования, казначейства», – рассказал о проекте Дмитрий.
Опытом цифровизации процесса согласования договоров и платежей на уровне клиент-банк при проектном финансировании поделилась Татьяна Галкина, руководитель управления экономики и бюджетирования, ГК МИЦ. Она рассмотрела состояние рынка и необходимость цифровой трансформации девелопмента и рассказала о разнице между автоматизацией и цифровизацией. Затем она объяснила, что требуется для внедрения цифровизации процессов в компании, и рассказала про этапы и риски внедрения цифровизации на примере ГК МИЦ. Также она поделилась опытом цифровизации процесса согласования договоров и платежей на уровне клиент-банк при проектном финансировании. «Топ-3 крупнейших девелопера стали цифровыми гигантами, которые толкают всю отрасль вперёд, к цифровизации», – подчеркнула спикер.
Захар Калмыков, финансовый директор, ГК Родина, рассмотрел особенности финансирования строительства жилья и рассказал про участников проекта, стоимость финансирования и ковенанты. Спикер акцентировал внимание на обособленном банковском счете и рассказал, что включает в себя такое банковское сопровождение при финансировании строительных проектов. Это сведения об открытии ОБС (обособленное банковское сопровождение), мониторинг операций по ОБС, контроль целевого расходования средств и отчеты по результатам контроля.
В рамках третьей секции «Управление рисками в строительстве» Андрей Иванов, директор департамента капитального строительства, УК Полюс, выступил с докладом «Управление рисками перехода на новое ПО». Прежде всего, спикер подчеркнул, что необходимо оценивать эффекты от внедрения системы в терминах экономической пользы, за которую смогут нести ответственность менеджеры компании. Другая ключевая задача – верно сформулировать типовые функциональные требования к системе и набор критериев, по которым будет вестись оценка систем-кандидатов. «На помощь в формулировании могут прийти инструменты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)», – добавил Андрей.
Практическим опытом построения финансовых моделей для удержания в рамках бюджета поделилась Анастасия Алексеева, директор по финансам и отчетности, Level Group. Она рассмотрела основные принципы построения финансовых моделей (целеполагание, наглядность, прозрачность и гибкость) и перечислила ключевые метрики оценки проекта как со стороны бизнеса, так и со стороны банка. Также спикер объяснила, на что обратить внимание в процессе рассмотрения финансовых моделей со стороны финансовых институтов. В заключение Анастасия рассказала о процессе банковского сопровождения в части мониторинга финансовых ковенант и применении мониторинга для формирования стратегии компании.
Комментарии