Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Наталия Ренгарт, NielsenIQ Россия: «По мере удовлетворения базовых потребностей покупатель начинает задумываться об экологических проблемах»

Наталия Ренгарт, NielsenIQ Россия: «По мере удовлетворения базовых потребностей покупатель начинает задумываться об экологических проблемах» 17.11.2021

Наталия Ренгарт, финансовый директор NielsenIQ Россия, спикер Двенадцатого форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2021, рассказала CFO Russia, беспокоят ли российского потребителя экологические проблемы, и есть ли перспективы развития у экотрендов в России.

Насколько российский потребитель признаёт наличие экологических проблем? 

Большинство российских потребителей хорошо осведомлены об экологических проблемах. 84% наших респондентов считают, что для заботы об окружающей среде важны действия каждого человека. То есть не перекладывают ответственность за экологию целиком на государство или кого-то другого.

Из наиболее важных проблем российский потребитель выделяет загрязнение воздуха (54%), загрязнение мирового океана (41%) и истощение природных ресурсов (29%).

Но признавать и беспокоиться – разные вещи. Уровень обеспокоенности экологическими проблемами в России существенно ниже, чем в других странах. Приведу пример из нашей статистики: только 2% российских потребителей обеспокоены проблемами глобального потепления, в то время как в Европе эта цифра достигает 10%. Такой расклад обусловлен рядом экономических причин. В первую очередь это низкие доходы населения нашей страны. Главные причины беспокойства россиян – это растущие цены на еду (29% опрошенных) и экономика в целом (26% потребителей). Я расскажу об этом подробней в своём докладе на конференции.

Мы наблюдаем ещё один закономерный тренд, который я тоже приведу в цифрах в презентации: экопрактики в России больше распространены среди высокодоходных групп. Например, отказ от бытового пластика поддерживают 29% опрошенных с высоким доходом и 19% опрошенных со средним уровнем дохода. По сути, мы наблюдаем пирамиду Маслоу в действии. По мере удовлетворения базовых потребностей покупатель начинает задумываться об экологических проблемах.

Таким образом, большинство российских потребителей хорошо знают про экологические проблемы, но ещё не созрели к реальным действиям в направлении заботы об экологии.

Можете рассказать подробней про экопрактики наших потребителей? Есть ещё что-то, помимо отказа от бытового пластика?

Да, конечно. По результатам опроса мы выделили несколько популярных экопрактик, которые разделили на 2 типа.

Первый тип – экопрактики, которые позволяют потребителю экономить собственные средства. С учётом экономических причин беспокойства россиян, о которых я говорила ранее, такие практики лидируют. Рейтинг возглавляет экономия электроэнергии – 52% покупателей берут светодиодные лампочки; на втором месте – экономия воды (46% потребителей).

Второй тип – экопрактики, которые уже необязательно экономят средства потребителя. Возможно, ему придётся поднапрячься и выполнить дополнительные действия или потратить больше денег. Чаще всего, это отказ от пластика, раздельный сбор мусора и так далее. Назовём этот тренд «правильная переработка». Здесь цифры будут пониже. Раздельный сбор мусора практикуют 29% опрошенных, отказ от бытового пластика – 23%. Тем не менее, это хорошие цифры, есть положительная динамика. Мы видим, что российский потребитель движется в сторону большей осознанности. Ещё можно привести тренд, связанный с продуктами. Например, 17% респондентов покупают местные продукты. Этот тренд условно назовём «выбор “правильной” продукции» – в экологичной упаковке или полезной, «здоровой» по своему составу.

Какие преимущества могут получить компании, следуя экотрендам?

Как раз продолжу примером выбора «правильной» продукции. Мы проанализировали объёмы продаж товаров, на которых либо просто написано, что они натуральные, либо доказано это (российский сертификат «Органик» для компаний, которые значатся в Едином реестре производителей органической продукции). И мы увидели, что и товары просто с указанием натуральности, и товары с сертификатом растут в два раза быстрее, чем аналогичные категории без подобных отличий. Компания может получить самое прямое преимущество, предлагая категории, в которых заинтересован потребитель: это возросшие объёмы продаж.

Компаниям следует помнить, что запросы потребителей постоянно меняются, новые поколения выдвигают новые требования, при этом запромотированность российского рынка ритейла высока. В офлайне со скидками продаётся 55% продукции, в онлайне это цифра ещё выше – 70%. Поэтому брендам становится всё сложнее удержать клиента. А выбирая экотренды, компания получает не только очевидные преимущества ускоренного роста. Что даже важней, она строит долгосрочные отношения с потребителями, которые становятся лояльны к ней из своих экологических принципов.

Задать свои вопросы Наталии и узнать больше о статистике, собранной NielsenIQ Россия, вы сможете на Двенадцатом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2021, который пройдёт 18-19 ноября в Москве.

Алиса Попова

Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения:
Защита от автоматических сообщений
Отправить