Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о Третьей конференции «МСФО: практика применения» (день 2)

22.07.2013

15-17 мая состоялась Третья конференция «МСФО: практика применения», посвященная широкому спектру вопросов, стоящих перед руководителями департаментов подготовки МСФО-отчетности средних и крупных компаний, – от практики применения новых международных стандартов до вопросов внешнего и внутреннего аудита отчетности по МСФО.

На мероприятии прозвучали доклады представителей органов власти, а также финансовых руководителей таких компаний, как «ЕвроХим», «Данон-Юнимилк», «Трансаэро», «СК Цюрих», «ВалентаФарм», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Евросеть» и др.

Предлагаем вашему вниманию отчет о втором дне этого мероприятия.

Отчет о Третьей конференции «МСФО: практика применения» (день 2)

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

День 2

Второй день конференции открыл Андрей Ковалев, главный бухгалтер АК «Трансаэро», выступив с мастер-классом «Технология подготовки отчётности по МСФО: как оптимизировать бизнес-процессы и минимизировать ошибки».

В своем выступлении он затронул такие вопросы, как технология и процесс подготовки отчётности по МСФО, организация работы различных служб компании, рациональное делегирование полномочий и мотивация персонала, информационные системы для подготовки отчётности и взаимодействие с аудиторами и консультантами на различных этапах.

«Прежде всего, надо определиться с требованиями (объем и глубина раскрытий, связь с бухгалтерским и управленческим учётом) и найти необходимый баланс между скоростью и точностью при подготовке отчетности. После этого – провести анализ ресурсов: сотрудники (в подразделении МСФО и смежных подразделениях), время, финансы (заработная плата, консультанты, ИТ-системы) и определить оптимальное соотношение собственных сил и консультантов».

Ковалев подробно рассказал о сближении учётных политик по МСФО и РСБУ: основные объекты учета и связанные с ними различия (основные средства, аренда, ценные бумаги, выручка, консолидация), минимизация корректировок, единые документы для РСБУ и МСФО, параллельный учёт отдельных объектов, выверка исходных данных и исправление ошибок

Что касается организации работы различных служб компании, он отметил важность рационального распределения полномочий и обязанностей и взаимодействия со смежными подразделениями. Большое внимание нужно уделять мотивации, обучению и переподготовке персонала. Также важна поддержка проекта со стороны высшего руководства.

Затем спикер перешел к информационным системам для подготовки отчётности, а в заключение затронул вопрос взаимодействия с аудиторами и консультантами на различных этапах подготовки отчетности.

Следующей выступила Татьяна Гаврилюк, менеджер управления финансового контроля «ТНК-ВР Менеджмент». Она рассказала о том, как избежать ошибок планирования при внедрении системы финансовой консолидации в крупном холдинге.

Татьяна Гаврилюк

«Обычно внедрение ERP начинают с инсталляции системы, но это неправильно. Вначале нужно создать команду управления проектом, выбрать методологию управления, убедиться, что бизнес-процессы не противоречат идеологии внедряемой ERP системы. И только потом начинать работы по инсталляции.

Поскольку автоматизация – это проект, ответственным за внедрение необходимы знания проектного управления. Наибольшее внимание необходимо на этапе планирования, ведь согласно известному специалисту области программной инженерии Барри Боэму, затратив 1 дополнительный час на планирование, вы избавите от 200 часов переделок.

Важно, чтобы среди всех участников проекта было единое понимание цели. Для этого регулярно проводите установочные встречи, формализуйте цель в Уставе проекта, опишите бизнес-процессы, проводите регулярный контроль.

Чтобы проект не воспринимался исключительно как технический, его необходимо правильно позиционировать. В противном случае, будущие пользователи системы не будут принимать активного участия в проекте, а ответственность за него будет возложена исключительно на IT департамент.

Очень часто работа над проектом поручается исполнителям с недостаточной квалификацией. В результате возрастает нагрузка на персонал, а сотрудники отдают приоритет текущей работе, в то время как работу на проекте воспринимают как лишнюю нагрузку. Поэтому важно провести дополнительное обучение, отправить сотрудников, задействованных в проекте, на курсы повышения квалификации, составить и утвердить план управления персоналом, а самое главное – прописать обязанности по проекту в должностные инструкции».

Татьяна Гаврилюк рассказала о типичных ошибках в плане и процедурах управления проектом, а также о том, как правильно определить полномочия руководителя проекта.

Надежда ЮрченкоНадежда Юрченко, руководитель проекта по МСФО группы компаний «Новард», рассказала о том, как повысить эффективность труда специалиста по МСФО.

Система мотивации будет работать только тогда, когда она выстроена от самого нижнего до самого верхнего уровня, и должна охватывать всех: от рядового бухгалтера до генерального директора.

По словам Надежды Юрченко, секрет успеха – это эффективное комбинирование двух составляющих: показателей деятельности компании и индивидуальных показателей эффективности сотрудника. Важно создать мотивационную карту для каждого сотрудника (планирование развития, цели и т.д.) и определить соотношение ответственности и полномочий.

«В каждой компании есть контрольные точки, где проверяется достижение ключевых показателей. Если говорить об отделе МСФО, то основные показатели – это сроки и качество подготовки отчетности, а также качество прохождения аудита. Помимо этого, в систему мотивации желательно включить и реализацию различных проектов.

Важная роль в системе мотивации играет личность самого сотрудника и его психология на рабочем месте, особенно если компания небольшая. Поэтому при постановке целей и задач надо учитывать особенности личности каждого. Особенность отдела МСФО – «интеллектуальные сотрудники», поэтому превалирующим фактором является интерес. Если работать неинтересно, показатели ухудшаются. Поэтому важно грамотно разработать систему мотивации, чтобы повысить производительность труда

В системе мотивации надо стараться максимально нивелировать личные отношения в оценке персонала. Желательно разработать механизм, который бы позволил этого избежать. Важно, чтобы каждый сотрудник четко понимал мотивационную систему, информация должна быть открытой и доступной. Но самое главное – должна быть поддержка со стороны руководства. Если руководство настроено «продвигать» систему мотивации и повысить эффективность работы сотрудников – то каждый будет понимать эту систему, и будет стремиться работать лучше», – считает Надежда Юрченко.

Андрей БрыкинАндрей Брыкин, руководитель отдела МСФО «ММВБ – РТС», рассказал об основных изменениях порядка подготовки консолидированной отчетности.

Свое выступления он начал с обсуждения стандарта МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность». «МСФО 27 недостаточно четко описывал понятие контроля в ситуации, когда компания контролирует другую, но ей принадлежит менее большинства голосов, а также в случаях, когда одна компания выступает агентом другой компании. ПКИ-12 также недостаточно детально описывал порядок определения наличия контроля в отношении компаний специального назначения. Кроме того, существовало отличие в принципе контроля между МСФО 27 и ПКИ-12, а четкого разграничения сфер применения этих документов не было. Все это давало компаниям возможность искажать свою отчетность и скрывать от инвесторов риски. Это стало особенно очевидным во время кризиса».

Он рассказал о единой модели контроля, принятой в МСФО 10: «Единая модель контроля устранила расхождения между МСФО 27 и ПКИ-12. В большинстве компаний значимой деятельностью является производство, продажи, покупки, управление финансовыми активами. В некоторых компаниях это не так (например, в структурированной компании это определение структуры и получение финансирования). Стандарт детально описал принципы оценки наличия контроля в случае, когда компания не имеет контрольного пакета акций. В большинстве компаний контроль вытекает из права голоса. В некоторых компаниях могут существовать другие права (назначать руководство, определять сделки и др.). Кроме того, стандарт детально прописал порядок оценки того, является ли компания агентом или принципалом».

Спикер привел несколько примеров применения стандарта на практике, касающихся реальных прав, агентских соглашений и фактического контроля.

«Согласно МСФО, инвестор может контролировать объект инвестиций при наличии менее 50% голосов. В группу входит компания с долей участия 43%. Остальные акционеры владеют пакетами примерно по 5%. Этот случай соответствует примеру 7 МСФО 10. Согласно примеру для оценки наличия или отсутствия контроля необходим анализ других факторов. Однако в нашей ситуации никаких других факторов нет. В этом случае инвестор не контролирует объект инвестиций».

Татьяна ПанинаТатьяна Панина, заместитель начальника отдела корпоративной отчетности «Синергия», поделилась практическим опытом автоматизация подготовки консолидированной МСФО-отчетности. Она выделила из общего процесса те моменты, которые являются наиболее сложными и проблемными: как автоматизировать перекладку ОС и НМА по МСФО и какой способ перекладки выбрать.

«Качество консолидации – это индикатор учета в компании. Если консолидацию провести сложно или невозможно, значит, в компании что-то не так, – считает Татьяна Панина. – Сам по себе процесс консолидации в теории представляется довольно простым. Более того, если у вас качественно проведена трансформация на уровне бизнес-единиц, то процесс консолидации вообще не представляет никакой сложности. Что же тогда сложно? А сложно то, что при проведении консолидации много протащенных проблем выявляется только на финальном этапе, уже на уровне аудиторской проверки, которые приходится исправлять на первоначальном этапе и возвращаться снова на уровень консолидации. Именно эту проблему Excel снимает автоматизация. Кроме того, автоматизация эффективно справляется со многими трудоемкими моментами трансформации в Excel. Наиболее яркий пример – это элиминация внутригрупповых оборотов. Хотя немаловажный момент в качественной сверке ВГО – это все-таки и дисциплина сотрудников бухгалтерии».

По мнению спикера, сейчас самое удачное время для автоматизации. «С введением нового закона о консолидированной отчетности реально выбить бюджеты под автоматизацию. А если серьезно, то, по моему мнению, в связи с последними изменениями и требованиями законодательства – автоматизация уже не роскошь, а необходимость».

Спикер привела обзор решений систем финансовой консолидации и рассказала о перераспределении функций между перекладкой на уровне бизнес-единиц и консолидационными процессами.

По словам Татьяны Паниной, в компании «Синергия» применили комбинированную модель перекладки отчетности. Блоки учета основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) обособили для ведения централизованного параллельного учета в управляющей компании, по всем остальным блокам разработали электронные таблицы для заполнения бухгалтерами на местах. Вся информация поступает централизованно в систему консолидации, где непосредственно осуществляется трансформация в программе. Реализован полный цикл трансформации – от расшифровки до раскрытий.

Большое внимание аудитории вызвал вопрос автоматизации трансформирующих корректировок по ОС и НМА. «На предыдущих конференциях после моего выступления задавали много вопросов по автоматизации участков учета ОС и НМА. В тех системах, которые сейчас предлагают на рынке, к сожалению, не предусмотрено встроенное решение для учета ОС и НМА по МСФО. На мой взгляд, возможны два варианта организации учета. Первый – это ведение параллельного с бухгалтерией учета ОС и НМА по МСФО. В этом случае не получится внедрить такой учет непосредственно в IT-систему, в которой вы трансформируете отчетность. Кроме того, за каждый отчетный период информация по движению ОС и НМА в формате РСБУ должна будет передаваться в отдел консолидации. Второй вариант – организация учета по МСФО и РСБУ на местах. В этом случае учетные системы бухгалтеров должны отвечать требованиям двойного учета».

Маргарита Ефремова, директор по отчетности Теле2 Россия, выступила с докладом «Трансформация отчетности: опыт, проблемы, пути их решения».

В начале своего выступления Маргарита обозначила основные проблемы организации подготовки МСФО-отчетности, среди которых выделила: низкую мотивация при внедрении системы, различия в РСБУ и МСФО, сложность и непривычность системы МСФО, выбор метода подготовки МСФО отчетности и инструмента, МСФО и управленческий учет, быстрое закрытие, а также затронула вопрос поиска и развития персонала

Затем спикер остановилась на каждом пункте более подробно.

Низкая мотивация. Внедрение системы МСФО вызвано требованием «извне», что обычно вызывает сомнение в ее полезности как со стороны руководства, так и со стороны прочих участников процесса. В этом случае есть риск, что внедрение не будет успешным, а если и получится внедрить, то подготовка отчетности может стать механической рутиной. Поэтому для повышения заинтересованности необходимо четко определить цели внедрения системы, риски и преимущества, связанные с ее качественным/некачественным внедрением. Необходимо привлечь «спонсора» процесса и повышать мотивацию финансистов-участников процесса внедрения.

Наличие различий в РСБУ и МСФО. Система МСФО сложнее национальной системы учета, непривычна с точки зрения стандартов РСБУ. Различия между МСФО и РСБУ есть двух видов: в методологии учета операций и презентации/классификации. В связи с этим компания вынуждена вести 4 вида учета: налоговый, бухгалтерский, МСФО, управленческий. В результате требуется гораздо больше сотрудников, что неэффективно для компании, а также требуются дополнительные усилия по сопоставлению отчетностей. Руководство подписывает МСФО и РСБУ отчетности, но не понимают, что там отрапортовано. Поэтому важно максимально сблизить методологии учета РСБУ и МСФО для устранения методологических разниц в учете, создать гибкий план счетов, который бы отвечал требованиям всех учетов (как для трансформации, так и для параллельного учета) и автоматизировать МСФО-отчетность.

Выбор метода и инструмента подготовки МСФО-отчетности (параллельный учет vs трансформация). Часто руководство не готово инвестировать деньги в автоматизацию учета без дополнительного обоснования. Проанализируйте различные факторы, плюсы и минусы каждого метода подготовки МСФО-отчетности, выберите наиболее приемлемый. Проведите анализ целей МСФО и потребностей бизнеса, составьте бизнес-кейс.

МСФО и управленческий учет. Высокая стоимость ведения 4 видов учета и усилий по сопоставлению отчетностей. Слабое понимание официальных финансовых показателей руководством компании, как правило, вытекающее отсюда отсутствие поддержки и низкое качество МСФО-отчетности.

Быстрое закрытие. Сжатые сроки подготовки отчетности требуют значительной перестройки всех процессов в компании, так как фактически в процесс подготовки отчетности вовлечены специалисты всех подразделений: одни предоставляют первичные документы для закрытия в срок, другие – данные для отражения условных обязательств, резервов и т.п.

Решение: создание «Центра компетенций» МСФО в регионе с наличием достаточного чисоа специалистов (либо «под конкретного сотрудника»). Привлечение консультантов на первом этапе и далее в сложных ситуациях. Унификация и стандартизация методологии отражения хозяйственных операций и процесса составления отчетности, документирование. Внутреннее и внешнее обучение бухгалтеров основам МСФО и внутренней методологии учета. Развитие и удержание ключевых «держателей знаний», создание кадрового резерва.

Елена Фирсова, главный бухгалтер компании «Томскводоканал», выступила с докладом «Практика применения МСФО: концессия».

«Томскводоканал» является дочерним обществом Veolia Voda SA. Основная цель деятельности - решение социальных задач в сфере обеспечения качественными услугами по водоснабжению и водоотведению абонентов города Томска и ряда присоединенных территорий. Объекты социальной инфраструктуры: железная дорога, водоснабжение и т.д. требуют много вложений, поэтому нередкой практикой в этой сфере является государственно-частное партнерство. Государство передает объект инфраструктуры социально значимых услуг в обмен на роялти и инвестиции. Концессия вид государственно-частного партнерства, при котором в управление оператору передаются объекты инфраструктуры в обмен на роялти и инвестиции, в России регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-Ф3 «О концессионных соглашениях. Долгосрочное арендное соглашение, заключенное ООО «Томскводоканал», попадает под регулирование КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг».

В мировой практике существуют различные схемы реализации концессионных отношений: строительство —управление —передача, строительство — владение — управление, покупка — строительство — управление и т.д. Основное различие заключается в переходе права собственности.

Что касается объектов коммунальной инфраструктуры, самой распространенной является «Французская модель» партнерства:

  • договор передачи муниципального предприятия в концессию.
  • предоставление гарантий перечисления доли города в финансировании бюджетных средств. Данная связь не является обязательной.
  • эксплуатация и управление предприятием. Финансирование капитальных вложений.
  • перечисление доли города в капитальных вложениях. Данная связь не является обязательной.
  • утверждение экономически обоснованных тарифов на услуги, предоставляемые концессионером.
  • предоставление услуг.
  • оплата услуг.
  • возврат вложений и прибыль.

В рамках своего доклада Елена Фирсова подробно рассказала о признании и оценка доходов,
полученных в рамках исполнения концессии, оценке и признанию инвестиционных обязательств концессионера, показала различия во взглядах на концессию МСФО и РСБУ и привела пример трансформации отчетности ООО «Томскводоканал».

Александр БогопольскийАлександр Богопольский, заместитель руководителя департамента финансовой отчетности ФК «Уралсиб», выступил с докладом «Финансовые инструменты: новое в классификации и обесценении».

В своем выступлении он затронул такие вопросы, как классификация, измерение финансовых активов и обязательств, обесценение финансовых активов и хеджирование. Наиболее важным изменением, по мнению спикера, стала замена привычных четырех категорий финансовых активов на две новые: по амортизированной стоимости, по справедливой стоимости (основная категория) через прибыль/убыток и с признанием разницы в прочем совокупном доходе.

IFRS 9 предполагает значительное усиление роли суждений (как по количеству, и по качеству), особенно в части определения «точки значительного ухудшения кредитного качества» финансовых активов, а также мощные модели по оценке ожидаемых кредитных убытков. Необходимы детальные расчеты убытков от обесценения, ожидаемых на горизонте 12 месяцев, и для всей жизни всех финансовых активов, постоянное отслеживание информации, когда «точка отсечения» по активу была пройдена или реверсирована.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Текст: Елена Полетаева

Фото: Тэодолус Сунарджая


Комментарии