Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о конференции «Постановка и развитие контроллинга в банках» (День 2)

05.02.2013

3-4 декабря состоялась первая международная конференция «Постановка и развитие контроллинга в банках», организованная порталом CFO-Russia.ru при поддержке Клуба финансовых директоров.

В рамках двухдневной конференции выступило 9 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных банков и других институтов и организаций («Райффайзенбанк», «Связь-банк», HSBC, Банк ЗЕНИТ, БНП Париба Восток, KPMG и другие). Предлагаем вашему вниманию отчет о втором дне мероприятия.

День 2

Второй день конференции открыло выступление Дмитрия Козлова, начальника управления операционных рисков и контроля департамента рисков Банка ЗЕНИТ. Он рассказал о контроллинге в банке в свете системологии-системотехники, его проблемах и задачах, а также о роли и месте в общей системе управления банком как сложной системой. По его словам, сущность контроллинга состоит в управлении достижением целей системы, направленном на ее долгосрочное, эффективное функционирование на основе интеграции функций планирования, контроля, информационного обеспечения.

Дмитрий рассмотрел алгоритмы поиска решений при управлении, выделив ситуационный и морфологические подходы. Первый из них представлен исходной ситуацией в виде заданного множества (векторов) свойств и соответствующим им множеством предлагаемых решений. Второй, морфологический, означает, что на базе исходной вертикальной декомпозиции объекта выполняются процедуры проектирования в режиме Top-Bottom.

Дмитрий Козлов также акцентировал внимание собравшихся и на риск-менеджменте как подсистеме контроллинга и выделил его проблемы и задачи.

Об организации внутреннего контроля над финансовой отчетностью рассказала Александра Хмелева, заместитель финансового директора БНП Париба Восток. Она отметила, что система внутреннго контроля была внедрена в отношении отчетности по МСФО, на данных которой основывается управленческая отчетность. Александра подробно рассказала об инструментах финансового контроля. Первый из них – анализ отчетности, который проводится на ежемесячной основе. Здесь подтверждаются и объясняются различия между отчетностями по РСБУ и МСФО, строится прогноз ожидания, сравниваются ожидаемые корректировки с реальными показателями и объясняются отклонения. С помощью такой аналитики легко выявить существенные отклонения.

Второй инструмент – контроль за корректировками МСФО. В банке существует описание стандартных и нестандартных корректировок, а также процедура согласования. При необходимости внести нестандартную корректировку в отчетность финансовый директор или главный бухгалтер при определенной границе существенности подписывает обоснование необходимости проведения корректировк. Это регулируется учетной политикой по МСФО и службой внутреннего контроля.

Выявление ключевых индикаторов риска – новый, тем не менее эффективный инструмент контроля. Индикаторы риска показывают общий уровень риска в процессе подготовки отчетности, выявляют угрозы на ранней стадии, а также позволяют разрабатывать план по снижению риска и увеличению контроля эффективности выполнения процесса подготовки отчетности. Таких индикаторов в банке 50.

Александра Хмелева рассказала также о других инструментах контроля. Подытоживая свой доклад, она отметила, что внедрение системы внутреннего контроля над отчетностью позволило повысить качество и достоверность отчетности и сократить сроки ее подготовки. Кроме того были сокращены сроки аудита и сняты замечания к отчетности. И последняя выгода – эффективность, процесс подготовки отчетности был формализован благодаря документированию выполняемых контролей.

Продолжил конференцию Александр Нефедов, директор компании zeb/rolfes.schierenbeck.associates. Он рассказал о системе value based management и ее привязке к конкретным контроллинговым инструментам, отметив, что основная цель VBM – это связь между стоимостью банка с точки зрения рынка/инвесторов и банковским управлением. Она поддерживает принятие стратегических решений и поощряет деятельность, направленную на увеличение стоимости банка.

Нефедов отметил, что для достижения целей банку необходимо уделить внимание трем составляющим. Первое – это разработать устойчивую и жизнеспособную стратегию, которая должна отражать различные бизнес- модели. Следующее – метрики KPI, которые должны отражать успешность того или иного бизнес-сегмента. Точное определение иерархической структуры является обязательным условием для правильного определения KPI. Последняя составляющая – драйверы стоимости. Они делают возможной операционализацию целей, специфических для отдельных бизнес-сегментов, на которых основывается VBM-управление. Деревья драйверов стоимости соединяют KPI и операционные показатели и проясняют связь между целями банка и операционной деятельностью. Моделирование и анализ драийверов происходит на уровне бизнес-сегмента с учетом всех особенностей бизнеса.

Александр Нефедов также отметил, что важным элементом управленческих процессов по VBM является ежеквартальное обсуждение результатов с CEO и CFO в качестве лидеров. Это обсуждение должно следовать понятной и знакомой участникам повестке и основываться на обговоренной заранее информационной базе.

В завершение конференции состоялся круглый стол по оценке эффективности системы контроллинга в банке, в котором приняли участие Наталья Кожевникова, директор департамента финансового контроли и отчетности GE Money Bank, Павел Токарев, вице-президент по финансам и стратегическому планированию, ТКС Банк и Александр Нефедов. Участники обсудили вопросы управления изменениями при внедрении инструментов контроллинга, связь системы BSC с системами отчетности и мотивации персонала, а также об ошибках при внедрении системы контроллинга.

Как отметил Павел Токарев, при внедрении контроллинга банки часто сталкиваются с техническими сложностями, сложностями взаимодействия с подразделениями и внутри подразделения. И крайне важно объяснить операционным подразделениям их производительность, способы оценки результата их работы, а также их выгоды от внедрения контроллинга.

В свою очередь Наталья Кожевникова призвала всех задаться вопросом, зачем контроллинг банку необходим. Она заметила, что для России эта функция несколько чуждая. В американском бизнесе, каковым является GE Money Bank, функция контроллера состоит в том, чтобы препятствовать неправильным экономическим решениям. Как-то: убедиться в том, что не нарушается законодательство и при этом не совершаются финансовые ошибки. Наталья также отметила, что без одобрения контроллера новый продукт в банке внедрить и запустить не представляется возможным.

По словам Александра Нефедова, функция контроллинга, безусловно, в банке нужна, поскольку без нее он управляется вслепую. Саму функцию контроллинга он предложил на 80% приравнять к управленческой отчетности.

Говоря о системе BSC, участники круглого стола отметили, что она достаточно сложна в применении. В то же время она бывает полезной. Развивая вопрос о показателях и факторах, которые помогают в работе, Павел Токарев отметил, что ТКС Банк часто пользуется народными рейтингами, благодаря которым можно определить плюсы и минусы того или иного продукта или услуги. А GE Money Bank использует такой инструмент как опросы и мониторинг жалоб клиентов. Благодаря этим инструментам выявляются ошибки в регионах и в работе некоторых подразделений.

Последние вопросы, вынесенные для обсуждени на круглом столе, - ошибки при внедрении контроллинга и проблема распределения ответственности между смежными с контроллингом функциями. Участники круглого стола сошлись во мнении, что существуют проблемы с четким аллоцированием задач на конкретные подразделения или людей. Это приводит к тому, что полученные тем или иным подразделением данные не проверяются, что может привести к существенным ошибкам в дальнейшем.

Снежана Дормидонтова


Комментарии