Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о конференции «Корпоративное налоговое планирование» (День 1)

11.07.2012

26-27 апреля 2012 года состоялась конференция «Корпоративное налоговое планирование», организованная порталом CFO-Russia при поддержке Клуба финансовых директоров. Партнерами мероприятия выступили компании БДО и ФБК.

В рамках двухдневной конференции выступило 17 экспертов и топ-менеджеров из ведущих российских и международных компаний (ТНК-ВР, «Пежо-Ситроен Россия», ФЕСКО, «СТС Медиа» и других).

Сергей Разгулин

Открыли конференцию представители Министерства финансов РФ. Сначала Сергей Разгулин, заместитель начальника департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, осветил основные направления государственной налоговой политики в ближайшей перспективе, а затем Елена Вихляева, представляющая отдел косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, рассказала о важных нововведениях, касающихся НДС. У аудитории было очень много вопросов к сотрудникам Минфина, ведь возможность лично обсудить свою проблему с чиновниками выпадает у представителей бизнеса не так часто.

Заключительный доклад первой секции был посвящен такой актуальной для бизнеса теме, как налоговый контроль за ценами. Яков Быков, директор практики налогового и правового консультирования БДО, рассказал, на что обратить внимание при контроле за ценами. Прежде всего, отметил он, важно определить, что именно является предметом и объектом контроля в рамках закона о трансфертном ценообразовании. Согласно закону, ответ на этот вопрос не однозначен. Быков рассмотрел ряд возможных проблем на примере конкретной сделки – реализация товаров с использованием агента (по модели комиссии). Яков БыковДругой, не менее интересный вопрос, – субъекты налогового контроля за ценами. Здесь важно обратить внимание на сделки с невзаимозависимыми лицами и возможности реструктуризации группы компаний с целью избежания контроля. И еще несколько тем, прозвучавших в докладе Быкова: расчет суммовых порогов по сделкам, где также могут возникнуть сложности, контроль заемных операций и расчет рентабельности. Вопросов по каждому пункту пока больше, чем ответов, и представители бизнеса, как и консультанты, на свой страх и риск выбирают возможные решение законодательно не разрешенных проблем.

Натэлла КовалеваПродолжилась конференция обсуждением практики построения налоговой стратегии и осуществления налогового планирования в компаниях. Натэлла Ковалева, старший менеджер по налогообложению «Магна Интернешнл», рассказала о том, как она видит эффективное налоговое планирование. Ковалева подчеркнула, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом способы для максимального сокращения налоговых обязательств. Цель налогового планирования – это оптимизация налоговых платежей, однако оптимизация не тождественна минимизации. Результатом оптимизации должно быть улучшение финансовых показателей предприятия, а не уменьшение абсолютной суммы уплаченных налогов, то есть задача финансовых и налоговых менеджеров:

  • не допустить опережения динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки;
  • повышение объема оборотных средств предприятия;
  • увеличение доходности бизнеса.

Эффективность налогового планирования всегда необходимо соотносить с затратами и риском на его проведение. Далее Ковалева остановилась на вопросах, когда необходимо применять налоговое планирование и насколько объективны такие показатели, как совокупная налоговая нагрузка и эффективная налоговая ставка, рассмотрела способы, инструменты и методы налогового планирования.

Владимир ДонченкоПродолжил тему Владимир Донченко, налоговый менеджер компании EFES Russia. Он обратил внимание на эволюцию подходов к налоговому планированию в российском бизнесе. Если в 1995 году налоговое планирование подразумевало в первую очередь минимизацию налогов, то в 2012 году налоговое планирование подразумевает безопасность, управление рисками, контроль за правильностью исчисления, контроль над обоснованностью налоговых выгод и только потом минимизацию и отсрочку. Донченко рассказал, что нового в борьбе с уклонением от уплаты налогов предлагают ЕС и Россия. Основной упор в докладе был сделан на международное налоговое планирование. Цели такого планирования – это репатриация прибыли без налоговых потерь, возможность выхода из инвестиций без налоговых потерь, однократное налогообложение операционных доходов, минимальные потери при заемном финансировании, отсрочка налоговых обязательств и безопасность.

Главные требования к международной структуре, использующейся для целей налогового планирования таковы:

  • наличие содержания (реального бизнеса);
  • простота и соотносимость с бизнесом;
  • возможность обоснования с точки зрения бизнеса при полном раскрытии;
  • предсказуемость законодательной и правоприменительной практики;
  • цена (юристы, консультанты, аудиторы).

Также Донченко проанализировал такие нашумевшие арбитражные дела, как дело «Северного Кузбасса» и «Нарьянмарнефтегаза», и дал свои рекомендации слушателям.

Дмитрий РыбкоВ конце второй секции Дмитрий Рыбко, руководитель налогового отдела «ПСА Пежо Ситроен Россия», рассказал о собственном опыте построения системы управления налоговыми рисками в компании. Он рассмотрел виды процедур управления налоговыми рисками: превентивные (предупредительные), такие каквыявление факторов налоговых рисков и контроль за изменениями в налоговом законодательстве и правоприменительной практике; текущие (оперативные) – проверка налоговых расчетов перед подачей налоговой декларации, проверка подтверждающих документов (договоров, политик, и т.д.) и последующие – например, анализ предыдущих налоговых периодов.

Также Дмитрий рассмотрел возможные процедуры управления налоговыми рисками на практике.

В третьей секциии Виктория Пойс, директор налогового департамента ФЕСКО, подробно рассказала об эффективной налоговой поддержке бизнес-процессов в компании, в том числе на примере собственной компании. По ее мнению, налоговую поддержку можно разделить на два типа: методологическая поддержка и налоговое координирование.

Важную роль в осуществлении эффективной налоговой поддержки бизнес-процессов играет мониторинг предстоящих изменений в налоговом законодательстве, подчеркнула Виктория Пойс.

Мониторинг должен помочь ответить на вопросы: в чем будут состоять изменения налогового законодательства; каковы ориентировочные сроки вступления в силу изменений налогового законодательства; каков уровень существенности (масштабности) предстоящих изменений. Цель такого мониторинга– прогнозирование и планирование действий бухгалтерских (налоговых, финансовых, коммерческих и других) служб компании на изменение налогового законодательства.

Также Виктория подробно рассмотрела возможные действия налоговых служб компаний при изменении налогового законодательства:

  • оценка масштаба изменений (касаются ли изменения всех компаний или только группу лиц, осуществляющих отдельные операции);
  • оценка влияния изменений на существующие механизмы взаимодействия компаний группы/клиентов/конкурентов;
  • оценка возможности толкования и правоприменения;
  • оценка влияния изменений на бюджеты доходов/расходов;
  • выявление «пользователей» информации об изменениях налогового законодательства.

По результатам проведенного мониторинга следует откорректировать планы мероприятий или разработать дополнительные; принять новые или внести изменения в локальные акты компании (например, положение о договорной работе); направить компаниям-партнерам/клиентам информационные письма; осуществить вмешательство в деятельность компании/структурного подразделения (например, участвовать в согласовании «нестандартных» договоров, координировать взаимодействие компании с налоговым органом при проведении налоговой проверки в целом или в части налоговых рисков).

В заключение Пойс подчеркнула, что важно осуществлять контроль за реализацией принятых решений, связанных с толкованием и применением компанией изменений налогового законодательства. Отметим, что доклад Виктории Пойс вошел в число лучших на конференции по оценке слушателей.

Павел Андреев и Степан Любавский (прошлый и нынешний глава налоговой службы «Евросети») поделились собственным опытом построения эффективной налоговой функции. Основные изменения в компании, в том числе в организации налоговой функции, были произведены в 2009 – 2012 годах. Был проведен аудит налоговых рисков и возможностей и объем возможных возмещений, функциональный анализ по налоговой функции и планирование платежей. Главными задачами такой работы были исключение «неожиданных» налоговых начислений, связь методологии исчисления налогов с бюджетом и МСФО, прогнозирование в категориях, актуальных для менеджмента и инвесторов. В 2010 году началась разработка процесса планирования, в который были вовлечены финансовый департамент, налоговый отдел, бухгалтерия, казначейство, отдел МСФО. В результате налоговое планирование стало четко структурированным процессом. Также были проведены изменения в процедурах контроля и отчетности – разработка единых методологий, расширение использования SAP в налоговом учете, унификация методологических решений налогового учета. В заключение докладчика рассмотрели планы развития налоговой функции компании в 2012-2015 годах.

Благодаря вопросам аудитории, а также комментариям модератора Антона Никифорова из «Пепеляев Групп», слушатели получили комплексное представление о том, на что же следует обращать внимание при налоговом планировании в бизнесе.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите по электронной почте events@cfo-russia.ru

Ближайшая конференция по налоговому планированию пройдет 4-5 апреля 2013 года в Москве - Третья конференция «Корпоративное налоговое планирование».

Анна Чернецкая


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Комментарии