Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о шестом форуме финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2016 (день 1)

06.01.2017

24—25 ноября портал CFO-Russia.ru при поддержке Клуба финансовых директоров провел шестой форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2016. В рамках мероприятия спикеры из крупнейших компаний розничной торговли представили практические кейсы и провели панельные дискуссии на важные и актуальные темы розничного бизнеса. Представляем вашему вниманию отчёт о первом дне форума.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

«Российский ритейл: жизнь в новых реалиях» – тема, с которой выступил Марат Ибрагимов, старший аналитик BCS Global Markets. Спикер перечислил основные позитивные и негативные отличия текущего экономического кризиса от 2008-2009 гг., а также разницу во влиянии на потребителя и на участников рынка ритейла. После Марат поделился прогнозом дальнейшего развития российского ритейла и очертил перспективы выхода на фондовый рынок для сетевых ритейлеров.

Дмитрий Швецов, директор по работе с ритейлерами компании Nielsen, выступил на тему «Рынок FMCG в новых экономических условиях». Он разобрался с основными источниками экономии для покупателей. Далее сделал акцент на изменении объёма покупок и затрат в условиях инфляции. Дмитрий выявил три основных стратегии экономии:

1)  покупка необходимого;
2)  обслуживание в магазинах с низкими ценами;
3)  поиск выгодных предложений (промо и СТМ).

Спикер отметил, что именно низкие цены и акции определяют выбор магазина покупателями, а затем выяснил, что ещё служит ориентиром уровня цен в магазине для покупателей.

Анна Лесбак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, в своем выступлении обратила внимание на тему покупательского спроса и тенденций в fashion retail. Она дала определение «пост-турбулентности» и изложила изменения характеристик турбулентного рынка 2015 года в сравнении с 2014 годом. Анна заключила, что модный тренд – это сигнал о смене нормы. Спикер выделила шесть ключевых идей, которые способствовали изменению привычных правил: глобализация, терроризм, интернет/соцсети, эко-баланс, высокие технологии и смена гендерных ролей.

В рамках форума была проведена панельная дискуссия, участниками которой стали следующие спикеры: Лиана Калинина, финансовый директор дивизиона «Виктория» ГК «Дикси»; Дмитрий Мильштейн, вице-президент по финансам компании «Евросеть»; Алексей Скворцов, финансовый директор ТД «ГУМ»; Катерина Ларюшкина, финансовый директор компании Hoff, и Ольга Чудина, руководитель отдела казначейства и налогового учета компании «Декатлон». Они обсудили стратегию и тактику развития отечественного ритейла, а также ответили на вопросы: «Что такое омниканальный ритейл?», «Почему мультиформатность является стратегией успеха?» и другие.

Михаил Булушев, финансовый директор компании «Снежная Королева», выступил с докладом «Как построить финансовую модель, эффективную в ситуации кризиса». Он объяснил, в чем проявляется кризис (в падении курса рубля, прямых потерях денег в банках, высоких ставках по кредитам и т.д.). Затем поделился рецептом выживания в условиях кризиса посредством финансового моделирования. Далее спикер дал толкование термину «моделирование», заверив, что оно соответствует контурам планирования в компании. В заключение он выделил особенности планирования последних лет в компании «Снежная Королева».

Руководитель финансово-экономического отдела компании «Эконика» Елена Голайденко ознакомила слушателей с проблемой повышения эффективности бизнес-процессов в условиях уменьшения финансирования и оборотного капитала. Спикер перечислила особенности коммерческого цикла и финансовой модели компании «Эконика». Затем рассказала об управлении оборотным капиталом через повышение ликвидности товарных запасов и пересмотр подходов к закупке товара. Также Елена осветила процесс создания продукта и планирование ассортиментной матрицы, выступающей источником роста валового дохода компании.

Елена Митрофанова, эксперт департамента экономических решений компании IBS, выступила с докладом «Оптимизация затрат нетоварного контура». Она перечислила пять характерных проблем управления затратами:

1)  планирование затрат по методу «от достигнутого»;
2)  формирование бюджетов исключительно по факту оплаты;
3)  отсутствие натурального планирования показателей;
4)  решение о сокращении затрат, которое принимается в проценте от общей суммы;
5)  отсутствие обоснования величины затрат.

Далее Елена объяснила, чем характеризуется нетоварный
контур, и ответила на вопрос «Как выбрать статьи затрат для планирования по
нормативам?» Также спикер поделилась принципами натурально-стоимостного подхода
к управлению затратами и отметила результат внедрения этой системы.

Дмитрий Кравченко, финансовый директор компании «Дочки-Сыночки», представил доклад «Товарно-финансовое планирование как драйвер развития бизнеса в ритейле». Спикер проанализировал особенности товарно-финансового планирования в текущих экономических условиях, вынес на обсуждение вопрос о влиянии курса доллара и других факторов на себестоимость импортных товаров. Также Дмитрий ознакомил слушателей с трудностями прогнозирования ключевых драйверов товарно-финансового планирования и рассказал о возможностях сценарного планирования.

Финансовый директор компании Merlion Татьяна Шостик выступила на тему «Пути оптимизации издержек». Спикер заявила, что бюджетный контроль – это основа эффективных расходов. Она подсказала, как избежать роста расходов при отказе от ресурсного подхода, и поделилась опытом использования электронных торговых площадок для снижения растрат. Затем Татьяна отметила, что когда дело касается оптимизации, предела совершенству нет, и привела несколько примеров улучшения бизнес-процессов: внедрение новых решений, стандартизация и автоматизация, непрерывное развитие. 

Доклад на тему «Резервы увеличения оборотного капитала» подготовил Алексей Князев, директор по закупкам УК «Старт» (Домовой). Для толкования «оборотного капитала» спикер предложил следующую формулу:

оборотный капитал = товарный запас - кредиторская задолженность

Алексей озвучил факторы, влияющие на размер кредиторской задолженности (отсрочка платежа, величина коммерческого кредита), и факторы, влияющие на размер товарного запаса (логистика, широта и глубина ассортимента, выкладка). Он заверил: чем быстрее оборачивается товар, тем меньше потребность в оборотном капитале.

Михаил Кеткин, финансовый директор компании «Бетховен», выступил с темой «Управление доходностью оборотного капитала». Спикер разобрался, из каких факторов складывается доходность оборотного капитала (маржинальность, оборачиваемость и отсрочка, стоимость товарных остатков). Далее он рассмотрел товарные группы с точки зрения принципа расчета с поставщиками. А также рассказал о возможности использования универсального критерия для максимизации доходности оборотного капитала.

Павел Чальцев, финансовый директор компании Zenden, в начале своего выступления задался вопросом «почему о малом бизнесе говорят много, а о среднем – практически ничего?» Спикер сделал акцент на том, что в России «средних предприятий» крайне мало. Он объяснил, что это происходит из-за предоставленных малому бизнесу льгот в налогообложении, которые являются мотивацией к дроблению «средних предприятий».




Комментарии