Закрыть [x]

Перейти на мобильную версию

Отчет о шестой конференции «Корпоративное налоговое планирование» (день 1)

02.06.2015

16-17 апреля портал CFO-Russia.ru, при поддержке Клуба финансовых директоров, провел шестую конференцию «Корпоративное налоговое планирование». На мероприятии выступили более 20 финансовых директоров, руководителей налоговых департаментов крупнейших отечественных и международных компаний, а также представители Министерства финансов Российской Федерации. Партнером форума стала компания СКБ Контур. Представляем вашему вниманию отчет о первом дне конференции.

Полина Уловкина

Открыла конференцию Полина Уловкина, консультант отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, с докладом «Нововведения в российском налоговом законодательстве в области международного налогообложения». Спикер рассказала о плане BEPS, обратив внимание на формы обмена информацией для налоговых целей, соглашения, обеспечивающие обмен информацией и соглашения об обмене информацией по налоговым делам. Она раскрыла детали Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам; представила стандарт ОЭСР об автоматическом обмене финансовой информацией для налоговых целей (CRS); ответила на актуальные вопросы применения норм о КИК.

«План BEPS – это план действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting). Он предусматривает:

  • анализ налоговых проблем, связанных с цифровой экономикой;
  • нейтрализация негативных налоговых последствий использования гибридных схем;
  • вопросы налогообложения контролируемых иностранных компаний;
  • борьбу со злоупотреблением использования положений налоговых соглашений;
  • рекомендации по внесению в национальное законодательство мер против снижения налоговой базы путем вычета процентов и других финансовых платежей;
  • изменения в правилах трансфертного ценообразования;
  • рекомендации по сбору и анализу информации по BEPS;
  • повышение эффективности положений международных соглашений о разрешении споров».

Следующим выступил Андрей Ковалев, главный бухгалтер Трансаэро, с докладом «Нововведения в сфере налогового контроля и администрирования НДС». Он детально описал основные изменения в налоговом кодексе России; обратил внимание на новую форму декларации. Спикер представил алгоритм представления документации и назначения камеральной проверки и рассказал, как облегчить составление декларации.

Андрей Ковалев

«Новая форма декларации по НДС, утвержденная ФНС РФ Приказом от 29 октября 2014 года включает в себя действующую декларацию (разделы 1-7) и новые разделы 8–10:

Раздел 8. Книга покупок

Раздел 9. Книга продаж

Раздел 10. Журнал учета выставленных счет-фактур

Раздел 11. Журнал учета полученных счет-фактур

Раздел 12. Счета-фактуры неплательщиков НДС

Отдельно следует отметить, что новые разделы надо заполнять по каждому счету-фактуре!».

Продолжила тему налогового контроля и администрирования НДС Наталья Никитина, эксперт в области электронного документооборота и взаимодействия с налоговыми органами СКБ Контур. Она рассказала о целях, который ставились перед нововведениями и изменениях, с которыми столкнулся или столкнется налогоплательщик. Спикер описала механизм эффективной работы с этими изменениями, обратив внимание на сервисы, помогающие в создании успешной отчетности по НДС.

Наталья Никитина

«Для тех, кто не сможет сформировать данные в xml формате, мы предлагаем несколько решений:

  • до 500 000 записей, xls и csv – автоматическая конвертация в системе «Контур-Экстерн»;
  • файлы большего объема, «экзотические случаи» – Контур-реформатор для НДС, индивидуальные поставки;
  • возможность формировать книгу из нескольких файлов;
  • контроль и корректировка данных на этапе преобразования».

С докладом «Анализ наиболее важных изменений налогового законодательства в среднесрочной перспективе» выступил Андрей Кизимов, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Он рассказал о главных нововведениях в налоговом законодательстве 2014 года; представил прогнозы нововведений этого года, заверив участников, что налоговая нагрузка повышаться не будет. Спикер презентовал ряд поправок для малого бизнеса; а также поправки по НДС, которые автоматизируют процесс и приведут к уменьшению затрачиваемого времени на возвращения налога на добавочную стоимость. Также Андрей не обошел вниманием закон о деофшоризации.

Андрей Кизимов

«Хочу поговорить о стимулирующих мерах. Опустим Дальний Восток, проекты которого активно инвестируются и рассмотрим компании, которые работают на территории других субъектов РФ. Я думаю, многие уже слышали о законе о гринфилд проектах. Это выгодный инструмент, введение которого вызвало много дискуссий в правительстве. Многие не поверили, что Минфин готов дать настолько большую льготу. Что же предполагает эта льгота. Если компания инвестирует в новый проект, предположим, 1 миллиард рублей, то по нему регион понижает налоговую ставку до 10%. То есть, совокупная ставка по налогу на прибыль составляет 10% и эта ставка будет применяться до тех пор, пока экономия на налогах не достигнет 1 миллиарда рублей».

После кофе-паузы открылась вторая секция «Построение эффективной налоговой политики компании», модератором которой стал Антон Торопцев, налоговый менеджер Nissan. Он же представил первый доклад «Взаимодействие с руководством и акционерами компании в ходе формирования налоговой политики». Спикер рассказал, как изменить налоговую политику компании, и как лучше донести правильность своего решения до руководства. Он обратил внимание на то, что общение с акционерами на подобные темы вызывают особенные сложности, так как они распределяют финансы как минимум на год. И любые изменения вызывают у них негативную реакцию. Также Антон представил цели и задачи данной работы, объяснив, как лучше действовать на этапе формирования налоговой политики: как внедрить, какие меры для контроля применять.

Антон Торопцев

«Кажется, что глупо обсуждать цели и задачи взаимодействия с руководством и акционерам, ведь это то, чем мы занимаемся ежедневно. Возможно, из-за этого на такой важный момент не обращают внимание. Итак, в первую очередь налоговая политика компании должна соответствовать законодательству. Во-вторых, успешность работы налогового отдела во многом зависит от соответствия задачам компании. То есть, мы должны четко понимать к чему стремиться наша организация, какие ставит стратегические цели и при формировании налоговой политики их учитывать. Например, в одной компании это может быть региональная экспансия, в другой – завоевание доли рынка.

Также, не стоит забывать, что налоговый департамент должен поддерживать бизнес, соответственно в число его обязанностей входит информирование сотрудников о своей работе и причинах принятия стратегически важных для компании решений.

Сложно выразить финансовую эффективность нашего департамента. В финансовых отчетах информация о налогах занимает одну строчку. Однако нужно всегда помнить, что под ней подразумевается и в случае необходимости объяснить это руководству и акционерам. Показать налоговую эффективность проще, под ней я подразумеваю сокращение налоговых сумм к оплате. К тому же мой опыт показывает, что налоговые департаменты при структурировании бизнеса играют далеко не последнюю роль. Например, у меня был случай, когда проект реструктуризации группы компаний готовил налоговый департамент».

Следующим выступил Игорь Хоткин, старший менеджер налогового управления Северстали, с докладом «Организация работы налогового отдела компании для оперативного реагирования на изменения законодательства». Спикер представил 2 вида контроля рисков и резервов: перспективный и ретроспективный; обратил внимание на изменения в законодательстве и связанные с ними тревожные тенденции. Он рассказал, как реагировать на изменения законов и требований ФНС, а также привел примеры реализованных и планируемых мероприятий.

Игорь Хоткин

«Нужно помнить, что в связи с нововведениями у налоговых органов появляется ряд новых вопросов. Так, списывая убытки от ликвидации компаний, мы столкнемся с просьбой ИФНС (Инспекция федеральной налоговой службы – прим. ред.) представить документы, которые подтверждают, что деньги, внесённые в УК ликвидированных компаний, были использованы на ведение бизнеса этих компаний. При начислении процентов по займам, ИФНС просит рассказать, куда использовали полученные деньги по займам, а при предоставлении заверенных копий документов, вам придется предоставить доступ к оригиналам».

панельная дискуссия

После выступлений спикеров состоялась панельная дискуссия, в которой приняли участие Антон Торопцев, Игорь Хоткин, Натэлла Ковалева, старший менеджер по налогообложения Магна Интернешнл, Павел Андреев, заместитель финансового директора в холдинге 585; Виктор Симонов, директор по налогам Ozon.ru, Григорий Елистратов, начальник налогового отдела Автофрамос-Рено. Участники обсудили вопросы оперативного взаимодействия налоговой службы с бизнесом и способы реагирования на изменения законодательства. Спикеры поделились опытом оптимизации бизнес-процессов компании и организацией системы обратной связи бизнеса и налоговой службы. Также участники рассказали о решении пересмотра налоговой политики: в каких случаях стоит его принимать, и как организован процесс.

Третью секцию открыла Софья Тараева, налоговый директор Tele2 Россия, с докладом «Недостаточная капитализация: обзор правовых позиций». Спикер представила примеры судебных практик за последние полгода, чтобы показать какие судебные тренды существуют и как решались дела, возникающие при недостаточной капитализации. Она охватила случаи с сестринскими (аффилированными) иностранными компаниями, удержанием налога на дивиденды, расчета собственного капитала и бенефициарного собственника; обратила внимание на факторы, помогающие выиграть/проиграть то или иное дело.

Софья Тараева

«Один из аргументов налогового органа было утверждение, что задолженность нашей компании является контролируемой, так как займодавцы входят в одну группу, а значит, владеют уставным капиталом Компании. Суд ответил вполне логичным контраргументом, то, что компания входит в группу, еще не означает, что ее уставной капитал принадлежит займодавцам. Это стало ключевым фактом, благодаря которому мы выиграли то дело».

Елизавета Ермишкина

Следующей выступила Елизавета Ермишкина, вице-президент, руководитель по налогам Ренессанс Капитала, которая представила свой взгляд на деофшоризацию. Спикер презентовала правила КИК (Контролируемая иностранная компания – прим. ред.), обратив внимание на КИК, чья прибыль освобождается от налогообложения; осветила текущие вопросы, связанные с деофшоризацией:

  • дата определения налогового резидента РФ для подачи уведомлений;
  • расчет эффективной налоговой ставки (отложенный налог/налоговая или финансовая отчетность, консолидация в рамках группы компаний и т.п.);
  • балансировка прибыли/убытков внутри группы;
  • возможность предоставить средства акционеру для уплаты налога;
  • двойное налогообложение (прибыль КИК, распределение дивидендов).

А также спикер раскрыла особенности терминологии законодательства о деофшоризации в России.

«От налогообложения освобождается прибыль следующих КИК:

  • некоммерческие организации, не распределяющие прибыль;
  • компании из ЕАЭС (Евразийский экономический союз – прим. ред.) (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
  • компания – резидент «разрешенных юрисдикций» и эффективной ставкой не менее 75% средневзвешенной российской ставки;
  • компания – резидент «разрешенных юрисдикций» с долей пассивных доходов менее 20%;
  • структуры при выполнении определенных условий;
  • Ббанки и страховые компании из «разрешенных юрисдикций»;
  • эмитенты еврооблигаций;
  • компании – участники СРП (Соглашение о разделе продукции – прим. ред.) и иных соглашений;
  • операторы нового морского месторождения углеводородного сырья».

С завершающим докладом первого дня выступил Андрей Суковаткин, менеджер по налогообложению Schneider Electric. Он рассказал о налоговых рисках, связанных с внутригрупповыми международными сделками. Спикер представил внутригрупповые отношения как причины заключения международных сделок; описал проблемные зоны внутригрупповых сделок и представил варианты их решения. А также спикер раскрыл правила трансфертного ценообразования.

Андрей Суковаткин

«Самые распространенные внутригрупповые сделки касаются консультационных услуг. Тут можно выделить несколько проблемных «зон». Во-первых, акта оказанных услуг не достаточно для подтверждения факта оказания услуг – необходимы документы с детализацией. Решить эту проблему можно с помощью следующих документов:

  • презентации, протоколы встреч, звонков;
  • корреспонденция;
  • программы семинаров и др.

Во-вторых, отсутствие расчетов стоимости услуг. Чтобы подобного не случилось необходимо регистры с расчетом стоимости услуг корреспондировать с расходами исполнителя.

В-третьих, оспаривание расходов на «обучение». Один из вариантов решения данной проблемы – использование иной терминологию, например, «консультационные семинары»».

Красной нитью через все доклады конференции прошла идея, метко сформулированная модератором первого дня Натальей Корниенко, заведующей лабораторией развития налоговой системы ИЭП имени Е. Гайдара: «Налоговая революция, которая только набирает ход».

Отчет о втором дне конференции

Фотоотчет

Текст: Ирина Экзархо

Фото: Тэодолус Сунарджая


Комментарии