Отчет о Двадцать третьем форуме «Внутренний и внешний электронный документооборот» (День 2)
10.11.2025
16-17 октября 2025 года в Москве в двадцать третий раз прошел Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Генеральным партнером конкурса стала компания «Гринатом», партнером – GreenData. Представляем вашему вниманию отчет о втором дне мероприятия.
Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.
Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит партнеров и спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.
Первая секция второго дня мероприятия началась с выступления Романа Чубарова, начальника отдела методологии применения электронной подписи и хранения электронных документов хозяйствующими субъектами Управления электронного документооборота, ФНС России. Он рассказал про изменения и нововведения в МЧД. Эксперт описал новый уровень цифрового взаимодействия бизнеса и государственного управления и отметил, что к 2029 году будут только электронные счета-фактуры. Затем Роман описал форматы МЧД и привел статистику топ-10 компаний, хранящих свои МЧД в распределенном реестре. Далее спикер рассказал про получение сертификата подписи в УЦ ФНС России, рассмотрел способы хранения закрытых ключей и акцентировал внимание на использовании мобильной подписи.
Автоматизацию процесса наделения полномочиями, выдачи, проверки и отмены доверенностей рассмотрела Анастасия Пушкова, IT product manager, ITMS Group. Спикер поделилась, как сократить ручные операции и ускорить процесс выпуска МЧД, и описала шаблоны доверенностей и МЧД. Также Анастасия рассказала про автоматический отзыв доверенностей и использование метки доверенного времени. Затем она перечислила сложности, которые пока не удалось полностью преодолеть, и поделилась уже реализованными планами на 2025-2026 гг.
В рамках второй секции «Организация электронного архива в компании: ключевые аспекты, требования и практические решения» выступила Ольга Дмитриева, руководителя по оптимизации и автоматизации учета, «Восточная горнорудная компания». Она поделилась опытом интеграции электронного архива в ИТ-систему компании. Прежде всего, Ольга рассказала, как внедрение электронного архива снижает затраты и повышает прозрачность документооборота. Затем спикер акцентировала внимание на трансформации ролей сотрудников ОЦО: от операционного звена к центру цифровой верификации и качества. Также эксперт дала рекомендации для масштабирования и представила результаты проекта:
-
Процесс быстрый и управляемый
-
Отсутствие ненужных шагов по сканированию, печати и пересканированию ПД
-
Сокращение трудоемкости для всех участников процесса
-
Все ПД присутствуют в системе
-
Сокращение численности фронт-офиса на 50%
-
Все ПД в одной системе
- Выполнение условий перехода на налоговый мониторинг в части структуры ЭА
Тема третьей секции – «Комплексная оптимизация внешнего ЭДО: от цифровизации бумажных процессов до внедрения интеллектуальных систем».
Затем Елена Кондратьева, директор по развитию, ОЦО FESCO, рассказала про цифровизацию транспортных документов и кросс-отраслевые инициативы. Эксперт описала стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли РФ и рассмотрела оформление отгрузки на складе отправителя. Также Елена сделала фокус на обмене данными между терминалом и экспедитором и рассмотрела оператора ЭДО как универсальную шину данных.
Особенности и противоречия в организации ЭДО в рамках налогового мониторинга описала Галина Подрецкая, руководитель управления документационного обеспечения, «Столото». Она объяснила, как настроить проверку полномочий МЧД при подписании ЭП, и ответила на вопрос, сложно или возможно работать только с оригиналами бумажных документов. Кроме того, Галина поделилась опытом перевода всех документов в новую систему ЭДО и подготовки к подписанию ЭП с интеграцией. В завершение выступления спикер отметила, что важно делать регулярно:
-
Обновлять статус передачи документов
-
Проводить тренинги и размещать материалы с основными тезисами по необходимому функционалу
-
Напоминать сотрудникам и УНУ о задолженности по документам
-
Утвердить матрицы ответственностей и списки подписантов
-
Проводить обучающие тренинги для сотрудников
- Всегда держать руку на пульсе в части изменений и быть готовым заранее
Дмитрий Гаврилюк, начальник отдела договорной работы правового управления, МОЭК, выступил с кейсом «Структурированные форматы первички по договорам для последующего внедрения RPA-проверки без бухгалтера». Спикер перечислил цели внедрения СФП (уменьшение количества документов, унифицированность, машиночитаемость, гибкость) и рассмотрел алгоритм включения в договоры условий по СФП. Затем Дмитрий описал поэтапный перевод в ЭДО расходных договоров и внедрение СФП и отметил способ внедрения СФП в форме расходного договора.
Тема четвертой секции – «Использование роботов и искусственного интеллекта в ЭДО».
Александр Бессарабенко, руководитель отдела управления системами ЭДО, Systeme Electric, поделился опытом применения ИИ в СЭД. Эксперт рассказал, как за полгода использования ИИ органично встроился в бизнес-процессы компании и стал их неотъемлемой частью. Далее Александр описал особенности внедрения базовых сценариев использования ИИ и более сложных кейсов с развитой логикой. Также он акцентировал внимание на наиболее трудоемком этапе – доведении промптов (текстовых запросов к ИИ) до нужного качества путем многократного тестирования и уточнения. Кроме того, Александр рассказал, для каких документов ИИ уже сейчас может полностью заменить ручную обработку, автоматизируя все необходимые проверки и операции. Выводы и рекомендации для старта:
-
Начинайте с малого: выберите 1-2 простых кейса
-
Применяйте промптинг: работайте с бизнесом предметно
-
Внедряйте поэтапно: помощник → автоматизатор → эксперт
- Доверяйте, но проверяйте: начинайте с «нулевого доверия»
Как автоматизировать отправку актов сверки контрагентам в системе ЭДО? На этот вопрос ответила Оксана Найденова, руководитель управления учета и отчетности, «Дикси». Спикер отметила, что акт сверки ‒ не формальность, а инструмент защиты бизнеса, и описала эволюцию процесса сверки: от «крыжиков» до макросов и роботов. Также Оксана рассказала, как ЭДО помогает процессу формирования, рассылки и подписания актов сверки, поделилась результатами пилота по формированию АС и описала динамику формирования актов сверки роботом и отправку по ЭДО за период реализации проекта.
Продолжилась секция КРУГЛЫМ СТОЛОМ: Искусственный интеллект в ЭДО: от улучшения процессов до вызовов ИИ. В нем приняли участие: Денис Разумов, руководитель направления реализации проектов, X5 (модератор); Александр Бессарабенко, руководитель отдела управления системами ЭДО, Systeme Electric; Анастасия Зверева, старший менеджер по автоматизации и ИИ, «Арнест ЮниРусь»; Елена Кудинова, начальник документационного обеспечения ОЦО, «Алкогольная Сибирская Группа». Спикеры обсудили следующие темы:
-
Какие задачи по обработке документов можно отдать ИИ
-
Как минимизировать затраты на внедрение и использование ИИ в ЭДО
-
Какие вызовы несет внедрение ИИ в ЭДО
- Положительные и отрицательные результаты использования
В завершение форума прошла ИНТЕРАКТИВНАЯ СЕССИЯ С АУДИТОРИЕЙ: Открытый микрофон. В рамках сессии всем участникам предлагалось за три минуты поделиться опытом по одной из тем. Поощрялся свободный обмен мнениями. По окончании сессии модератор выбрал самый необычный/интересный ответ и вручил приз. Мы предлагали поделиться опытом в формате «ДО/ПОСЛЕ»:
-
Организация оцифровки, интеллектуальной обработки и уничтожения документов
-
Реализация автоматической проверки полномочий подписанта МЧД для входящего ЭДО
-
Автоматизация поиска документов с помощью искусственного интеллекта
- Автоматизация отправки актов сверки контрагентам в системе ЭДО