• Сегодня 7 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.09 руб
  • EUR ЦБ 88.70 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Шестнадцатая конференция «Управление закупками: от автоматизации к цифровой трансформации»
https://t.me/prozakupki_club

Отчет о Двадцать третьем форуме «Внутренний и внешний электронный документооборот» (День 2)

10.11.2025

16-17 октября 2025 года в Москве в двадцать третий раз прошел Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Генеральным партнером конкурса стала компания «Гринатом», партнером – GreenData. Представляем вашему вниманию отчет о втором дне мероприятия.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит партнеров и спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция второго дня мероприятия началась с выступления Романа Чубарова, начальника отдела методологии применения электронной подписи и хранения электронных документов хозяйствующими субъектами Управления электронного документооборота, ФНС России. Он рассказал про изменения и нововведения в МЧД. Эксперт описал новый уровень цифрового взаимодействия бизнеса и государственного управления и отметил, что к 2029 году будут только электронные счета-фактуры. Затем Роман описал форматы МЧД и привел статистику топ-10 компаний, хранящих свои МЧД в распределенном реестре. Далее спикер рассказал про получение сертификата подписи в УЦ ФНС России, рассмотрел способы хранения закрытых ключей и акцентировал внимание на использовании мобильной подписи.

Автоматизацию процесса наделения полномочиями, выдачи, проверки и отмены доверенностей рассмотрела Анастасия Пушкова, IT product manager, ITMS Group. Спикер поделилась, как сократить ручные операции и ускорить процесс выпуска МЧД, и описала шаблоны доверенностей и МЧД. Также Анастасия рассказала про автоматический отзыв доверенностей и использование метки доверенного времени. Затем она перечислила сложности, которые пока не удалось полностью преодолеть, и поделилась уже реализованными планами на 2025-2026 гг.

В рамках второй секции «Организация электронного архива в компании: ключевые аспекты, требования и практические решения» выступила Ольга Дмитриева, руководителя по оптимизации и автоматизации учета, «Восточная горнорудная компания». Она поделилась опытом интеграции электронного архива в ИТ-систему компании. Прежде всего, Ольга рассказала, как внедрение электронного архива снижает затраты и повышает прозрачность документооборота. Затем спикер акцентировала внимание на трансформации ролей сотрудников ОЦО: от операционного звена к центру цифровой верификации и качества. Также эксперт дала рекомендации для масштабирования и представила результаты проекта:

  • Процесс быстрый и управляемый
  • Отсутствие ненужных шагов по сканированию, печати и пересканированию ПД
  • Сокращение трудоемкости для всех участников процесса
  • Все ПД присутствуют в системе
  • Сокращение численности фронт-офиса на 50%
  • Все ПД в одной системе
  • Выполнение условий перехода на налоговый мониторинг в части структуры ЭА

Тема третьей секции«Комплексная оптимизация внешнего ЭДО: от цифровизации бумажных процессов до внедрения интеллектуальных систем».

Затем Елена Кондратьева, директор по развитию, ОЦО FESCO, рассказала про цифровизацию транспортных документов и кросс-отраслевые инициативы. Эксперт описала стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли РФ и рассмотрела оформление отгрузки на складе отправителя. Также Елена сделала фокус на обмене данными между терминалом и экспедитором и рассмотрела оператора ЭДО как универсальную шину данных.

Особенности и противоречия в организации ЭДО в рамках налогового мониторинга описала Галина Подрецкая, руководитель управления документационного обеспечения, «Столото». Она объяснила, как настроить проверку полномочий МЧД при подписании ЭП, и ответила на вопрос, сложно или возможно работать только с оригиналами бумажных документов. Кроме того, Галина поделилась опытом перевода всех документов в новую систему ЭДО и подготовки к подписанию ЭП с интеграцией. В завершение выступления спикер отметила, что важно делать регулярно:

  • Обновлять статус передачи документов
  • Проводить тренинги и размещать материалы с основными тезисами по необходимому функционалу
  • Напоминать сотрудникам и УНУ о задолженности по документам
  • Утвердить матрицы ответственностей и списки подписантов
  • Проводить обучающие тренинги для сотрудников
  • Всегда держать руку на пульсе в части изменений и быть готовым заранее

Дмитрий Гаврилюк, начальник отдела договорной работы правового управления, МОЭК, выступил с кейсом «Структурированные форматы первички по договорам для последующего внедрения RPA-проверки без бухгалтера». Спикер перечислил цели внедрения СФП (уменьшение количества документов, унифицированность, машиночитаемость, гибкость) и рассмотрел алгоритм включения в договоры условий по СФП. Затем Дмитрий описал поэтапный перевод в ЭДО расходных договоров и внедрение СФП и отметил способ внедрения СФП в форме расходного договора.

Тема четвертой секции«Использование роботов и искусственного интеллекта в ЭДО».

Александр Бессарабенко, руководитель отдела управления системами ЭДО, Systeme Electric, поделился опытом применения ИИ в СЭД. Эксперт рассказал, как за полгода использования ИИ органично встроился в бизнес-процессы компании и стал их неотъемлемой частью. Далее Александр описал особенности внедрения базовых сценариев использования ИИ и более сложных кейсов с развитой логикой. Также он акцентировал внимание на наиболее трудоемком этапе – доведении промптов (текстовых запросов к ИИ) до нужного качества путем многократного тестирования и уточнения. Кроме того, Александр рассказал, для каких документов ИИ уже сейчас может полностью заменить ручную обработку, автоматизируя все необходимые проверки и операции. Выводы и рекомендации для старта:

  • Начинайте с малого: выберите 1-2 простых кейса
  • Применяйте промптинг: работайте с бизнесом предметно
  • Внедряйте поэтапно: помощник → автоматизатор → эксперт
  • Доверяйте, но проверяйте: начинайте с «нулевого доверия»

Как автоматизировать отправку актов сверки контрагентам в системе ЭДО? На этот вопрос ответила Оксана Найденова, руководитель управления учета и отчетности, «Дикси». Спикер отметила, что акт сверки ‒ не формальность, а инструмент защиты бизнеса, и описала эволюцию процесса сверки: от «крыжиков» до макросов и роботов. Также Оксана рассказала, как ЭДО помогает процессу формирования, рассылки и подписания актов сверки, поделилась результатами пилота по формированию АС и описала динамику формирования актов сверки роботом и отправку по ЭДО за период реализации проекта.

Продолжилась секция КРУГЛЫМ СТОЛОМ: Искусственный интеллект в ЭДО: от улучшения процессов до вызовов ИИ. В нем приняли участие: Денис Разумов, руководитель направления реализации проектов, X5 (модератор); Александр Бессарабенко, руководитель отдела управления системами ЭДО, Systeme Electric; Анастасия Зверева, старший менеджер по автоматизации и ИИ, «Арнест ЮниРусь»; Елена Кудинова, начальник документационного обеспечения ОЦО, «Алкогольная Сибирская Группа». Спикеры обсудили следующие темы:

  • Какие задачи по обработке документов можно отдать ИИ
  • Как минимизировать затраты на внедрение и использование ИИ в ЭДО
  • Какие вызовы несет внедрение ИИ в ЭДО
  • Положительные и отрицательные результаты использования

В завершение форума прошла ИНТЕРАКТИВНАЯ СЕССИЯ С АУДИТОРИЕЙ: Открытый микрофон. В рамках сессии всем участникам предлагалось за три минуты поделиться опытом по одной из тем. Поощрялся свободный обмен мнениями. По окончании сессии модератор выбрал самый необычный/интересный ответ и вручил приз. Мы предлагали поделиться опытом в формате «ДО/ПОСЛЕ»:

  • Организация оцифровки, интеллектуальной обработки и уничтожения документов
  • Реализация автоматической проверки полномочий подписанта МЧД для входящего ЭДО
  • Автоматизация поиска документов с помощью искусственного интеллекта
  • Автоматизация отправки актов сверки контрагентам в системе ЭДО