• Сегодня 7 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.09 руб
  • EUR ЦБ 88.70 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://t.me/prozakupki_club

Отчет о Четырнадцатой конференции «Управление дебиторской задолженностью»

29.10.2025

9 октября 2025 года в Москве в четырнадцатый раз прошла Конференция «Управление дебиторской задолженностью». Мероприятие было организовано группой Prosperity Media при поддержке портала CFO Russia. Бронзовым партнером конференции стала Страховая компания «АСТК», партнером – Puzzle RPA. Представляем вашему вниманию отчет о мероприятии.

Чтобы приобрести материалы конференции, звоните по телефону +7 (495) 971-92-18 или пишите на электронный адрес events@cfo-russia.ru.

Команда Prosperity Media и CFO Russia благодарит партнеров и спикеров за сотрудничество и уникальные практики, а всех слушателей – за интерес к мероприятию, комментарии и вопросы.

Первая секция конференции «Кредитный портфель и оценка рисков: новые горизонты и автоматизация» началась с доклада Кирилла Кононова, аналитика, «БКС Мир инвестиций», «Макроэкономические факторы и их влияние на кредитный портфель: анализ и стратегии адаптации». Эксперт подчеркнул, что экономика России нормализуется после перегрева последних лет, и представил прогноз по ключевой ставке в 2026 году. Также Кирилл акцентировал внимание на торговых войнах в мире и рассказал про ситуацию в России: остановка кредитного роста экономики, замедление прироста денежной массы, снижение инфляции, замедление роста экономики.

Про цессию и центр зачета взаимных требований как финансовые инструменты управления ДЗ рассказала Ирина Исламова, ведущий специалист отдела по работе с дебиторской и кредиторской задолженностями, «Татнефть». Она поделилась опытом оптимизация процесса взыскания дебиторской задолженности через ЦЗВТ и представила многоуровневую схему ЦЗВТ. Затем Ирина рассказала про порядок работы с договорами передачи прав и обязанностей, зачетами взаимных требований и поделилась примерами цессии. Ключевые выводы:

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня (своевременное использование цессии и ЦЗВТ может предотвратить накопление проблемной ДЗ и повысить финансовую устойчивость компании).
  • Соблюдение правил – основа успеха (четкие правила в области цессии и зачетов помогают избежать финансовых потерь и поддерживать стабильность бизнеса).
  • Использование цессии и ЦЗВТ повышает уровень доверия (в управление дебиторской задолженностью это – доверие через прозрачность и своевременность расчетов).

Ирина Шишкина, главный бухгалтер, Lindaily, поделилась опытом работы с проблемной дебиторской задолженностью на ранней стадии и описала превентивные меры и стратегии. Она рассказала про предотвращение потери с ранним выявлением проблемной задолженности и проверку платежеспособности клиентов и страхование договорами. Далее Ирина поделилась опытом контроля с помощью сверок и дашбордов, а также рассмотрела внедрение KPI для распределения ответственности и мотивации сотрудников. Кроме того, спикер дала рекомендации по автоматизации аналитики и рутины (ERP, CRM, СБИС).

О построении эффективной системы оценки кредитоспособности контрагентов рассказал Дмитрий Сахаров, директор по корпоративному финансированию, Корпоративные Сервисы, «Корпоративные сервисы», «Удоканская медь». Спикер перечислил проблемы расчетов с контрагентами и рассмотрел используемые инструменты, отметив, стандартные инструменты не всегда позволяют достичь оптимального результата. Для решения этой проблемы создали систему оценки кредитоспособности контрагентов и принятие риска, используя следующие принципы: не должно увеличивать трудозатраты, не должно влиять на сроки, не создавать конфликт интересов, не размывать ответственность.

Елена Рябых, начальник регионального подразделения юридической службы, «ФомЛайн», рассмотрела медиацию как современный метод взыскания дебиторской задолженности: кейсы в Казахстане и тенденции в РФ. Эксперт рассказала про оценку кредитоспособности контрагентов как замену классическим инструментам обеспечения обязательств и объяснила, для чего она нужна, когда имеются готовые классические решения. Также Елена рассказала, есть ли «слабые стороны», какие риски несет в себе данный подход и какие решения необходимо принять для их минимизации. В завершение выступления она описала юридическую силу и прекращение медиативного соглашения.

Досрочные оплаты как инструмент поддержания ликвидности, эффективную альтернативу банковскому финансированию описал Александр Зимин, руководитель группы финансового контроля, «Мерц Фарма». Спикер рассказал про стимулирование предоплат и досрочных оплат премированием покупателей и объяснил, как снизить затраты на финансирование. Затем Александр отметил, какое решение нашли в компании – ускорение оплат ( скидку за предоплату или бонус за досрочный платёж). Также он поделился результатами решения:

  • Время от идеи до имплементации – 1 месяц
  • Снижение оборачиваемости ДЗ с 55 дней до 8 дней
  • Увеличение продаж на +7% за период проведения программы
  • Значительное улучшение показателя Free Cash Flow (FCF)
  • Сокращение затрат на страхование ДЗ

Вторая секция «Стратегии взыскания и финансирования дебиторской задолженности в эпоху цифровизации» началась с выступления Михаила Митиогло, исполнительного директора, Страховая компания «АСТК». Он рассказал про страхование дебиторской задолженности и развитие продукта с учётом трансформации рынка. Спикер рассказал про развитие продукта и трансформацию рынка страхования ДЗ. Затем Михаил поделился, какие компании используют данный продукт, а также сравнил его с другими финансовыми инструментами.

Аутсорсинг управления дебиторской задолженностью – от идеи к практике – описала Рузанна Лундберг, директор отдела корпоративной отчетности, аудита, налогообложения и казначейства, «Арнест Юнирусь». Она рассмотрела контекст и предпосылки принятия решения об аутсорсинге и рассказала про ожидания/реальность планируемого функционала. Также Рузанна акцентировала внимание на работе над ошибками и текущей модели управления дебиторской задолженностью. Основные выводы и рекомендации:

  • Понимать четкую потребность организации в централизации/аутсорсинге операций
  • Иметь организационную зрелость в компании для изменений
  • Сохранить процессную экспертизу внутри компании при переходе на аутсорсинг
  • Ввести роль бизнес партнера для отдела продаж как связующее звено в части управления дебиторской задолженностью
  • Установить регламентированные отношения с поставщиком сервиса

Завершилась секция докладом Михаила Кириленко, руководителя направления проектной деятельности, Puzzle RPA, «Дебиторская задолженность под контролем. Как технология RPA в 2 раза снижает финансовые риски». Спикер рассказал, как роботизированная автоматизация побеждает хаос управления ДЗ, и поделился, как в компании предотвратили кассовые разрывы благодаря внедрению RPA в логистической компании. Также Михаил описал 3 базовых правила успешного внедрения RPA:

  • Начинайте с пилота (на старте выберите один самый болезненный процесс и проверьте в полях. Быстрый результат – лучший аргумент).
  • Робот – помощник, а не замена (освободите людей от рутины, чтобы они занимались тем, что приносит деньги: стратегией и креативом).
  • Считайте не лицензию, а стоимость простоя (когда вы считаете ROI, учитывайте не только сэкономленные часы сотрудников, но и стоимость «замороженных» денег» из-за просрочек и стоимость потенциальных безнадежных долгов).

Третья секция «ИИ, факторинг и человеческий фактор в управлении дебиторской задолженностью» началась с выступления Александра Леднёва, заместителя генерального директора по экономике и финансам, НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», на тему «Искусственный интеллект в управлении дебиторской задолженностью: возможности и перспективы». Эксперт поделился опытом внедрение роботов для оптимизации контроля сроков оплаты, напоминания контрагентам о платежах, формирования документов для взыскания. Далее он рассказал, как минимизировать ошибки, связанные с человеческим фактором. Также Александр представил кейсы, как сквозная автоматизация помогла снизить риски кассовых разрывов и ускорить возврат средств.

Затем состоялся КРУГЛЫЙ СТОЛ: Человеческий фактор в управлении дебиторской задолженностью. Среди спикеров: Марина Селина, начальник управления анализа коммерческой задолженности и стандартизации казначейских функций Казначейства, «Горьковский автомобильный завод» (модератор); Ольга Владимирова, заместитель генерального директора по кредитованию, «ТехноНИКОЛЬ»; Дмитрий Сахаров, директор по корпоративному финансированию, «Корпоративные сервисы», «Удоканская медь»; Виталий Кузнецов, руководитель отдела кредитного контроля, KNAUF Insulation; Захар Калмыков, директор, ГК «Родина»; Людмила Клименко, руководитель отдела по методологии и управлению автоматизированными и цифровыми процессами взыскания дебиторской задолженности, «МегаФон»; Наталья Дзевялтовская, директор по экономике и финансам, ГК «ВторРесурс». Они обсудили следующие темы:

  • Роль человеческого фактора в управлении ДЗ: ограничение предоплат поставщикам; техническая просроченная дебиторская задолженность (ПДЗ) (например, при несвоевременном предоставлении первичного учётного документа (ПУД) из-за человеческой ошибки)
  • Распределение ответственности между подразделениями
  • Конфликт интересов между подразделением продаж (заинтересованном в максимизации выручки) и кредитными/финансовыми службами (заинтересованными в минимизации риска неплатежей)
  • Обеспечение и контроль: разработка регламентов по обеспечению кредитных лимитов, внедрение системы автоматизированного мониторинга и оповещения о просрочках, создание календаря ПИР (периодической инвентаризации расчетов)

Про автоматизацию управления кредитным портфелем, дашборды, инструменты и решения рассказала Ольга Владимирова, заместитель генерального директора по кредитованию, «ТехноНИКОЛЬ». Она представила принцип построения системы кредитования на основе концепции win-win и описала базовые процессы для автоматизации: кредитование, дашборд по портфелю ДЗ, работа с ПДЗ, обеспечение.

Завершилась конференция выступлением Натальи Дзевялтовской, директора по экономике и финансам, ГК «ВторРесурс». Она представила доклад «Дебиторская задолженность под контролем: Стратегия использования факторинга для роста компании без кассовых разрывов». Спикер описала факторинг как инструмент управления ДЗ и способ обеспечить стабильность бизнеса. Затем Наталья рассказала про мгновенное превращение дебиторской задолженности в ликвидные средства, также поделилась опытом эффективного факторинга. В завершение выступления спикер рассказала про контроль денежного потока: возможность планирования закупок, расширения штата и реализации новых проектов.

«Факторинг – не просто финансирование. Это – гибкий инструмент управления дебиторской задолженностью и гарантия спокойного ведения бизнеса», – заключила Наталья.