- Интервью
- Отчеты о конференциях
- Цифровая трансформация
- Электронный документооборот
- Финансы: стратегия и тактика
- Общие центры обслуживания
- Информационные технологии
- Финансовая отчетность
- Риск-менеджмент
- Технологии управления
- Банки и страхование
- Кадровый рынок и управление персоналом
- Управление знаниями
- White Papers
- Финансы и государство
- CFO-прогноз
- Карьера и дети
- CFO Style
- Советы по выступлению на конференциях
- Обзоры деловых книг и журналов
- История финансов
- Свободное время
- Цитаты
- Закупки и логистика
КОНФЕРЕНЦИИ
-
30 января 2026 года
Москва -
19 февраля 2026 года
Москва -
20 февраля 2026 года
Москва -
27 февраля 2026 года
Москва -
12 марта 2026 года
Москва -
13 марта 2026 года
Москва
10 книг, которые помогут в управлении бизнес-процессами – системно и без хаоса
03.10.2025
Как выстраивать бизнес-процессы так, чтобы они не мешали росту, а помогали ему? С чего начать, если внутри компании – хаос, «феодальные княжества» и вечные авралы? Эти 10 книг – проверенный ориентир для руководителей компаний, ИТ-директоров и всех, кто хочет внедрить процессный подход и добиться устойчивого результата.
В подборке – признанные бестселлеры и практические руководства: от глубоких методологий и международных стандартов до книг, которые читаются как роман, но дают инструменты лучше любого тренинга.
1. «Руководство по улучшению бизнес-процессов», Harvard Business School
Книга написана экспертами Гарвардского университета. В ней подробно рассматриваются все этапы улучшения бизнес-процессов (далее – БП): от выявления проблем и определения масштаба, целей и сроков изменений – до привлечения ресурсов и формирования процессно-ориентированного мышления у сотрудников. В издании также представлены полезные приложения: анкета для определения БП, требующих доработки, опросник для планирования их редизайна и тест на понимание ключевых аспектов темы.
2. «Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 4.0», Бенедикт Тони, Франц Петер
Объединенный свод знаний по управлению бизнес-процессами. В этой книге отражена современная концепция руководства компанией, кардинально отличающаяся от ранее функционировавших подходов. В версии 4.0 появились новые темы, включая методологию Agile, процессные репозитории, low-code/no-code разработки, RPA, блокчейн, искусственный интеллект, машинное обучение и интернет вещей. Также в приложениях добавлены модель компетенций и типовая программа обучения BPM.
3. «Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования», Бьерн Андерсен
Бьерн Андерсен – профессор Норвежского университета науки и технологии, автор многочисленных публикаций и книг по управлению бизнес-процессами. В этой книге представлен набор инструментов для совершенствования бизнес-процессов, дополненный более чем 40 примерами их успешного применения. Также приводится большое количество методик для измерения и анализа показателей БП. Издание стало настольной книгой для организаций, стремящихся к постоянному развитию и улучшению.
4. «Цель. Процесс непрерывного улучшения», Элияху Голдратт, Джефф Кокс
Еще один бестселлер. Ключевой инструмент, о котором рассказывает автор – теория ограничений, которая помогает выявлять и устранять слабые места в бизнесе, оптимизируя БП. Книга читается легко, написана в увлекательной форме. Фактически, это производственный роман, герои которого разбираются в статических отклонениях, задерживающих выполнение заказов, ищут узкие звенья в функционировании завода и разрабатывают уникальные принципы управления предприятием на основе ограничений системы. Эту книгу рекомендуют спикеры наших конференций. Например, Евгений Березин, директор по информационным технологиям, «Азия Цемент», в своём обзоре отметил: «В этой книге отлично раскрывается понятие “узкое место”, или “бутылочное горлышко”, почему на предприятиях важно находить такие места и стремиться их ликвидировать».
5. «Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация», Джеймс Харрингтон
Это расширенное и обновлённое издание бестселлера Джеймса Харрингтона «Оптимизация бизнес-процессов». В книге показано, какие инструменты применяют зарубежные компании для устранения бюрократии, узких мест и дублирующих функций – а значит, и снижения выгорания сотрудников. Все шаги изложены поэтапно, с использованием наглядных схем, списков и моделей.
6. «Быстрее, лучше, дешевле: девять методов реинжиниринга бизнес-процессов», Майкл Хаммер, Лиза Хершман
Почему одни бизнесы выходят в лидеры, а другие сдают позиции? Авторы этой книги подчеркивают, что всё дело в правильной организации бизнес-процессов. Ключевым условием эффективности процессного подхода и успешной работы компании является рациональное, системное мышление руководителя. Книга показывает, как, грамотно применяя потенциал процессного подхода и опираясь на рациональное мышление, можно повысить прибыльность организации.
7. «Вы или хаос. Профессиональное планирование для регулярного менеджмента», Александр Фридман
Практическое руководство по построению целостной системы управленческого планирования «с нуля» в рамках всей организации сверху донизу. Автор рассказывает о том, как встроить планирование в систему корпоративного управления, избавиться от хаоса и авралов и достигать поставленных целей. В книге учтены особенности национального менталитета и российских обычаев ведения бизнеса.
8. «1200 показателей KPI бизнес-процессов и примеры оптимизации», Роман Исаев
Пособие представляет собой сборник показателей (метрик, индикаторов) для измерения и оценки процессов и процедур компании, бизнес-направлений, работы подразделений и сотрудников, ИТ-систем и других компонентов деятельности организации. В книге систематизирована и актуализирована информация, которую автор собирал в течение 15 лет. Включены методы и примеры оптимизации процессов и бизнес-архитектуры, стратегические карты, чек-листы, аналитические модели.
9. «Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов», Владимир Репин, Виталий Елиферов
Здесь собрано всё самое важное о процессном подходе к управлению. Авторы подробно объясняют, как выстроить систему управления организацией, как объединить процессное и функционально-иерархическое управление, и многое другое. В книге приводятся методики выделения бизнес-процессов в организации, моделирования процессов, а также даются ценные советы по построению системы менеджмента качества, которая будет соответствовать требованиям международного стандарта.
10. «Бизнес-процессы. Как их описать, отладить и внедрить», Михаил Рыбаков
Книга-практикум, предлагающая простую и проверенную технологию работы с бизнес-процессами: от их описания и отладки до внедрения и последующего совершенствования. Представленные в ней подходы были разработаны на основе опыта работы с сотнями российских и зарубежных компаний разных отраслей и масштабов. Автор рассказывает, как наладить взаимодействие подразделений, преодолеть «феодальную раздробленность», объединить «удельные княжества», сделать компанию целостной и эффективной.
Если вы строите эффективную систему управления – начните с чтения.
Если хотите научиться этому быстрее или поделиться с коллегами своими достижениями – приходите на Двадцатую конференцию «Цифровизация бизнес-процессов: путь к стратегическим целям компании»(12 ноября 2025 года).
Здесь вы получите не только теорию, но и живой опыт: кейсы, дискуссии, технологии, которые уже внедрены и работают на практике.
Наши конференции:
- Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
- Четвертая конференция «Цифровизация финансового рынка в России: тренды и перспективы развития»
- Двадцать первая конференция «Оптимизация и цифровизация корпоративных бизнес-процессов»
- Одиннадцатая конференция «Информационные технологии в бюджетировании
- Сорок пятая конференция «Эволюция клиентского сервиса в ОЦО: от сервисного подразделения до стратегического бизнес-партнера»
- Двадцатая конференция «Цифровизация бизнес-процессов: путь к стратегическим целям компании»
- Шестая конференция «Цифровизация в строительном бизнесе»
- Десятая конференция «Информационные технологии в бюджетировании»
- Четырнадцатая конференция «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности»






