• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://t.me/cfo_russiaru

Николай Беспалов, RNC Pharma: «Текущий год рынок фармы однозначно закроет с двузначными показателями прироста в отношении денежных объёмов»

16.09.2025

Николай Беспалов, RNC Pharma: «Текущий год рынок фармы однозначно закроет с двузначными показателями прироста в отношении денежных объёмов»

Николай Беспалов, директор по развитию, RNC Pharma, и спикер Четырнадцатого форума финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025, рассказал CFO Russia про основные тенденции и перспективы развития российской фармрозницы 2025 года.

Как вы оцениваете перспективы роста российского рынка фармрозницы в 2025 году с учётом динамики объёмов продаж и развития аптечной сети?

В текущем году мы фиксируем значительную динамику в российской фармацевтической рознице. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, в январе-июле 2025 г. прирост в годовом исчислении составил 16,4% в рублёвом выражении и порядка 2% – в упаковках. Впрочем, тут есть несколько «но». Во-первых, высокая инфляция. По данным Росстата, индекс цен на медикаменты в январе-июле 2025 г. составил 9,6%. Правда, по нашим внутренним расчётам этот показатель несколько ниже. Мы оцениваем величину индекса цен на российском розничном сегменте российского фармрынка в 7,1%.

Второй момент – потребление в географическом аспекте крайне неоднородное. Если в Московской области и Санкт-Петербурге розничный рынок в упаковках вырос на 1% и 1,8% соответственно, то натуральная динамика в Краснодарском крае или Ростовской области составила -3% и -3,6% соответственно. Ещё важно отметить в общефедеральной статистике роль новых российских регионов. Они экономически и административно интегрируются в экономику нашей страны, и на данном этапе здесь фиксируется очень высокая динамика, связанная не только с ростом физического потребления, но и с интеграцией в соответствующую отраслевую инфраструктуру. Это позволяет более полно оценивать те процессы, которые здесь происходят.

Наконец, третий момент, – стремительное развитие онлайн. Роль этого канала поступательно растёт, даже несмотря на ограничения в отношении рецептурного ассортимента. Динамика по e-com с учётом доставки до потребителя по лекарственным препаратам в январе-июле 2025 г. составила почти 57% в рублях и 7,8% в упаковках.

Текущий год рынок однозначно закроет с двузначными показателями прироста в отношении денежных объёмов. При стабильной экономической и эпидемиологической обстановке здесь можно ожидать показатель прироста в интервале от 15,8 до 17,2% в российской валюте и порядка 1,6-2,1% в упаковках (с учётом тех особенностей статистики, о которой мы говорили выше).

Какие ключевые факторы, на ваш взгляд, будут определять структурные изменения в фармрознице в ближайший год?

Основной фактор, который уже кардинально влияет на структуру российской фармрозницы, – это развитие онлайн-канала. Причём если пока e-com в отношении возможности продажи рецептурного ассортимента с доставкой до потребителя ограничен законодательно, то в части парафармацевтики уже идёт процесс массовой миграции потребителя на маркетплейсы. Крупные онлайн-игроки предлагают широчайший ассортимент, ценник, как правило, заметно ниже офлайн-аптек и, главное, ценную сервисную составляющую – доставку до клиента или в ближайший ПВЗ. Причём надо сказать, что пункты выдачи заказа того же Ozon или Wildberries сейчас работают в таких локациях, где офлайн-аптеки никогда не видели.

Конкуренция стала особенно острой в текущем году. По состоянию на январь-июль 2025 г. суммарный объём продаж парафармацевтики в офлайн-аптеках сократился на 2,5% в руб., в абсолютном выражении это примерно 6,6 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). А общая доля нелекарственного ассортимента в выручке аптек сократилась с 22,7% год назад до 19,7%. Пока ситуация не критична. Падение на 6,6 млрд. руб. по парафармацевтике на фоне роста продаж лекарственного ассортимента на 148 млрд. руб. выглядит сущим пустяком. Но в будущем году фармрозница уже едва ли будет обеспечивать двукратные показатели роста. К тому же показатели рентабельности в отношении парафармацевтики значительно выше, чем в отношении ЛП.

Конечно, мы не ждём обвала продаж нелекарственного ассортимента в 2026 г. Но тенденция будет развиваться, что в том числе повлияет на экономику аптечных учреждений, которая и без того переживает довольно сложный период в свете изменений в отношении фискальной политики и консолидационных процессов в отрасли.

Второй важный момент как раз связан с развитием инфраструктурной составляющей фармрозницы. С одной стороны, здесь мы фиксируем явное замедление динамики открытия новых аптек, поскольку пригодные локации уже в большинстве своём заняты, с другой стороны, активно развиваются относительно компактные форматы аптечных учреждений. Например, сеть «Апрель», которая, к слову, озвучивает планы расшириться до 30 тыс. аптечных учреждений на ближайшие 5 лет. Учитывая текущие темпы региональной экспансии этого игрока, план выглядит вполне реалистичным, и этот формат, естественно, будет оказывать давление на существующие аптеки.

К тому же в фармритейле идёт активная консолидация. Пока её несколько сдерживает текущая кредитно-денежная политика ЦБ РФ. Но сейчас для участников рынка есть уникальная возможность серьёзно нарастить региональное присутствие. В регионах сейчас огромное количество заметных и, что немаловажно, сравнительно благополучных в финансовом отношении региональных аптечных сетей выставлены на продажу. Так что развитие консолидационных процессов – ещё один тренд, который можно прогнозировать в будущем году.

В чём заключаются основные региональные особенности развития аптечного рынка и как они повлияют на общую картину в 2026 году?

Отчасти тему регионального развития российской фармрозницы мы затронули выше. В текущем году всего порядка 20 субъектов Федерации (без учёта новых регионов России) демонстрировали рост натурального объёма потребления. В абсолютном большинстве регионов рынок развивался за счёт изменения потребительских предпочтений как за счёт переключения на более дорогие препараты, так и просто за счёт высокого спроса в отдельных нозологиях, скажем, галопирующей динамики потребления препаратов семаглутида. Понятно, что спрос тут будет насыщаться, можно ожидать и регуляторных изменений, которые будут ужесточать правила оборота таких препаратов.

Процесс переключения на более дорогие аналоги тесно связан с показателями доходов населения. В случае положительной динамики тут можно быть уверенным в росте потребления продукции верхнего ценового сегмента. Немаловажную роль тут будет играть и маркетинговая активность фармкомпаний. До недавнего времени она была сосредоточена в основном на крупнейших российских регионах. Более того, даже эффективных способов замеров того, что происходит на рынке в городах численностью менее 100 тыс. жителей, не существовало. Сейчас такие продукты есть, в том числе розничный аудит российского фармрынка, который производит наша компания – это открывает уникальные возможности по активизации работы в тех локациях, где раньше работа или не велась совсем, или осуществлялась по остаточному принципу. И здесь есть действительно колоссальный потенциал по стимулированию спроса при грамотной организации работы полевых служб и отделов по работе с аптечными сетями.

Задать свои вопросы Николаю и узнать больше об опыте RNC Pharma вы сможете на Четырнадцатом форуме финансовых директоров фармацевтического бизнеса Pharma CFO 2025, который состоится 13-14 ноября 2025 года.

Мария Харитонова