• Сегодня 5 декабря 2025
  • USD ЦБ 76.97 руб
  • EUR ЦБ 89.90 руб
Десятая конференция «Эффективное управление ликвидностью и оборотным капиталом»
Сорок шестая конференция «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей»
Шестая конференция «Актуальные вопросы ВЭД»
Книги в подарок на Новый год
Пятнадцатая конференция «Внутренний контроль и внутренний аудит как инструменты повышения эффективности бизнеса»
https://vk.com/cforussia

Юрий Попов, ITMS: «Ступени Мастерства: Программа развития производственного персонала и опыт ее автоматизации»

12.09.2025

Юрий Попов, ITMS: «Ступени Мастерства: Программа развития производственного персонала и опыт ее автоматизации»

Сегодня я хочу поделиться нашим опытом реализации проекта по созданию и автоматизации системы развития для производственного персонала – проекта, который мы внутри назвали «Ступени Мастерства».

Я работаю в группе компаний ITMS – ведущем производителе табачной и никотинсодержащей продукции в России и Беларуси. У нашей группы компаний более 2000 сотрудников, штаб-квартира в Москве, 50+ офисов по России и большая высокотехнологичная фабрика в Санкт-Петербурге с полным циклом производства.

Именно с вызовов на производстве и началась история нашего проекта.

Каковы же были предпосылки для изменений? 

Необходимость создания прозрачной системы развития сотрудников назрела давно. Мы понимали, что рынок труда по ключевым рабочим специальностям перегрет, и нам нужно совершенствовать и создавать дополнительные источники мотивации для таких сотрудников. Так мы придумали проект «Ступени мастерства», который определил четкий и понятный подход к карьерному росту для наших «синих воротничков» – ключевого актива фабрики. 

Мы хотели, чтобы каждый сотрудник видел, куда он может расти и какие навыки ему для этого нужны. Кроме того, мы всегда стремимся повысить операционную эффективность, связывая производственные потери в том числе и с недостатком конкретных компетенций у команды.

Мы твердо убеждены, что профессиональное развитие – это ключевой мотивационный фактор для наших сотрудников. Наша позиция заключается в том, что, если мы не даем людям возможности расти здесь, они пойдут искать эту возможность в другом месте.

Мы начали с фундамента. Первым делом мы распределили все производственные роли на 6 уровней, оценив каждую по сложности, влиянию, автономии и требуемым специализированным навыкам – по аналогии с методом Хэя. Так у нас появилась матрица ролей.

Затем мы определили три блока навыков для каждой роли: функциональные, технические и знания корпоративных политик. Навыков оказалось очень много, и мы ввели ранжирование по критичности:

  • Ранг А: Критичные навыки, без которых нельзя приступить к самостоятельной работе.
  • Ранг В: Обязательные навыки для эффективной работы.
  • Ранг С: Навыки для будущего развития, опциональные.

Для оценки каждого навыка мы разработали 4-балльную шкалу: от «1» (ничего не знаю) до «4» (могу быть наставником). Чтобы избежать разночтений, мы создали детальные характеристики – прописали, что именно означает каждая оценка для каждой компетенции.

Результатом этой титанической работы стал новый бизнес-процесс с огромным массивом данных. У нас получилось более 500 личных матриц – по одной на каждого сотрудника фабрики. Мы также определили подуровни внутри каждого T-уровня (начальный, целевой, профессионал, эксперт) и критерии перехода.

И вот, новая система заработала! Организация начала улучшать необходимые компетенции, сотрудники развиваться и расти, становясь еще большими профессионалами. Но «ручной привод» нового процесса начал давать сбои. Процесс был сложным в управлении, склонным к ошибкам и иногда вызывал непонимание у сотрудников. Доступ к матрицам сотрудников имел только линейный руководитель, вносить изменения он мог только получив подтверждение по электронной почте от эксперта по конкретному навыку и множество других трудностей. Мы поняли: оставить как есть – значит похоронить хорошую идею.

Так мы пришли к выводу, что нужна автоматизация данного процесса!

На базе используемой нами ITSM-системы мы создали отдельный модуль с персональным доступом каждого пользователя к своей матрице. Эксперты, проводящие квалификацию, отражают результаты в системе нажатием одной кнопки.

Skill Matrix — интерфейс системы

Мы добавили навигацию по учебным материалам и инструкциям. Сотрудник для своего дальнейшего развития может открыть и изучить матрицу любой интересующей его роли, чтобы понять, что ему нужно освоить.

Для линейных руководителей мы сделали статистику по навыкам команды: уровень сотрудника, области для развития. Это позволяет точечно планировать обучения. Появился журнал событий для полной прозрачности всех изменений.

Skill Matrix — отчетность

Мы также автоматизировали отчетность. Раньше для подведения итогов за полгода нужно было сводить большое количество таблиц вручную. Теперь это две кнопки: мы выгружаем данные и сразу видим, кто из сотрудников выполнил критерии для перехода на следующий уровень. Процесс стал в разы проще и прозрачнее.

Мне часто задают вопрос о том, как мы обеспечиваем объективность оценки и действительно ли сотрудник овладел навыком, а не просто получил формальную галочку.

Мы продумали и этот момент. Для каждого навыка в системе назначен свой владелец – это признанный эксперт в данной области, которым может быть как линейный руководитель, так и узкопрофильный специалист из числа наших же сотрудников. Именно этот человек, а не система, подтверждает компетенцию. Более того, на этапе проектирования мы предусмотрели процесс апелляции на случай споров о субъективности оценки. Мы прописали механизм создания экспертной комиссии для пересмотра таких решений. Однако за все время внедрения у нас не возникло ни одного подобного прецедента.

Многие спрашивают, почему мы не охватили руководителей. Это было осознанным решением начать с производственного персонала как целевой аудитории этого проекта. Но мы с самого начала заложили в дорожную карту развития проекта возможность масштабирования. Так что распространение системы на менеджерский состав – это не вопрос «если», а вопрос «когда», и это наше следующее поле для деятельности.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Уже сейчас мы планируем развивать систему дальше: интегрировать ее с нашей LMS (Learning Management System) для автоматического назначения онлайн-курсов и создать автоматизированный модуль для планирования очных обучений.

Юрий Попов, менеджер по внедрению интегрированной рабочей системы в компании ITMS

Наши конференции: